48. Ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями (ЦРГ 12)

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Формат реализации мероприятия

Социально-психологическая диагностика первичная (входящая)

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-психологической реабилитации и (или) абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор социально-психологического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с использованием адаптированных бланков (отрицательная контрастность, увеличенный размер шрифта и другое), анкет в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля (с учетом возможностей остаточного зрения инвалида), а также с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);

- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью диагностических психологических методик (в том числе пато- и нейропсихологических методик) и личностных тестов (при необходимости с использованием адаптированных форм диагностического материала, а также с опорой на сохранные анализаторы (тактильный, двигательный), остаточное зрение и (или) слух);

- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций, интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сфер, а также нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики;

- исследование общей и мелкой моторики нейропсихологическими методиками;

- исследование общей и мелкой моторики методами аппаратно-программной диагностики;

- исследование речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) у ребенка-инвалида при помощи пато- и нейропсихологических методик;

- отдельно у детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) исследование психоэмоционального развития, в том числе:

Индивидуальный

-

развития непосредственно-эмоционального общения и предметно-практической деятельности (ведущие деятельности младенческого и раннего возраста);

-

развития ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения с близкими взрослыми и социальными взрослыми;

- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских компетенций в части формирования (коррекции) когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида, а также стиля семейного воспитания, гармонизации семейных взаимоотношений;

- формирование заключения по результатам первичной социально-психологической диагностики, которое должно содержать, в том числе:

-

оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

оценку родительской компетенции по вопросам социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

-

разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с указанием объема конкретных мероприятий, их количества и другое

Информирование

Информирование ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного или уполномоченного представителя):

- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-психологической реабилитации и абилитации;

- об особенностях психоэмоционального функционирования ребенка-инвалида, обусловленных травмой или множественными ранениями;

- об организациях, реализующих мероприятия по социально-психологической реабилитации;

- о пациентских (родительских) сообществах и онлайн-группах психологической поддержки (в соответствии с заболеванием ребенка-инвалида);

- о средствах и методах психологической поддержки семей с детьми-инвалидами, в том числе о деятельности служб поддержки и экстренной психологической помощи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (чат-боты психологической поддержки; сайты и страницы в социальных сетях общественных организаций инвалидов, реабилитационных организаций, оказывающих услугу), а также "телефонов доверия" экстренной психологической помощи;

- о различных аспектах социально-психологической реабилитации и абилитации, в том числе по запросу ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного или уполномоченного представителя)

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Психологическое консультирование

Индивидуально-личностное психологическое консультирование, направленное на проработку и решение обусловленных болезнью и инвалидностью проблем, включая:

- формирование и коррекцию самосознания (внутренняя картина болезни и инвалидности);

- коррекцию эмоциональной, мотивационной, ценностно-смысловой сфер, копинг-компетентности, уровня самооценки, обеспечивающих реабилитационную приверженность личности к активному участию в бытовой, образовательной, производственной, межличностной, культурно-досуговой, а также здоровьесберегающей деятельности;

- гармонизацию психоэмоциональной сферы, включая коррекцию психогенных реакций, сопровождающих травматическое расстройство (тревога, страх, гнев, агрессия (аутоагрессия) и другое);

- проработку актуальных негативных переживаний (тревога, сниженный фон настроения, гнев и другое) и психоэмоционального напряжения;

- коррекцию негативных внутриличностных изменений (изменение временной направленности, трансформации "Я"-образа и так далее);

- проработку глубинных переживаний (обида, одиночество (изоляция), потеря самоэффективности, потеря близких, чувство вины выжившего и другое);

- восстановление целостности временной протяженности жизненной перспективы (прошлого-настоящего-будущего, с акцентом на формирование позитивной перспективы будущего);

- работу с переживаниями ребенка-инвалида по поводу изменения состояния здоровья и изменений внешности (при наличии беспокоящих ребенка-инвалида внешних дефектов);

- расширение диапазона совпадающего со стрессом поведения (адаптивные копинг-стратегии), а также поиск внешних и внутренних ресурсов для повышения функциональности и реабилитационной приверженности;

- психологическую подготовку к хирургическим операциям (в том числе повторным), протезированию;

- снятие у родителей психоэмоционального напряжения, снижение тревожности, избавления от страха, связанных с особенностями здоровья ребенка (коррекция психоэмоционального состояния) и другое

Индивидуальный

Семейное консультирование, целью которого является решение:

- проблем детско-родительских отношений;

- внутрисемейных проблем (в частности, гармонизация взаимоотношений, минимизация эмоциональной изоляции, установление адекватной коммуникации, оптимизация установок семьи на будущее, профилактика кризисных ситуаций в семье) и другое

Практические занятия (психологическая коррекция)

- усиленное формирование сенсорных эталонов (в объеме, соответствующем возрасту ребенка-инвалида);

- коррекция и развитие когнитивных функций посредством пато- и нейрокоррекционных методов;

- коррекция и развитие когнитивных функций с использованием аппаратно-программных методов;

- коррекция психоэмоциональной сферы психологическими и психотерапевтическими методами;

- коррекция психоэмоциональной сферы аппаратно-программными методами;

- преодоление неадекватных стереотипов реагирования на непредвиденные и стрессовые ситуации, а также обучение адекватным стереотипам реагирования;

- коррекция психогенных реакций, сопровождающих травматическое расстройство (тревога, страх, гнев, агрессия и другое);

- снижение и профилактика психоэмоционального напряжения ребенка-инвалида, которое выражается в том числе в социально неприемлемых действиях, посредством замещения их на социально приемлемые (занятия лепкой (плассотерапия), песочная терапия, танцевально-двигательная терапия и другое);

- развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) различными психологическими и психотерапевтическими методами и другое;

- развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) аппаратно-программными методами;

- обучение родителей коррекционно-развивающим методикам для дальнейшего самостоятельного использования в домашних условиях (в соответствии с возрастом ребенка-инвалида);

- активизация и развитие творческих способностей и творческого потенциала ребенка-инвалида средствами арт-терапии, танцевально-двигательной терапии, музыкотерапии и так далее;

- освоение родителями приемов самопомощи для снятия психоэмоционального напряжения и уровня тревожности, избавления от страха, сохранения психоэмоциональной стабильности и другое

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный;

при использовании дистанционных технологий возможен групповой формат, при условии набора группы специалистом

(2 и более человека)

Психологические тренинги

- формирование навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида с представителями социума;

- формирование навыков преодоления неадекватных стереотипов реагирования на непредвиденные и стрессовые ситуации, а также обучение адекватным стереотипам реагирования;

- развитие и личностный рост ребенка-инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и другое);

- гармонизация внутрисемейных и детско-родительских отношений;

- создание условий для развития детско-родительских отношений на основе содержательного игрового взаимодействия (с учетом возраста);

- обучение родителя (законного или уполномоченного представителя) методам и приемам восстановления (формирования) когнитивных функций у ребенка-инвалида в домашних условиях;

- обучение родителя (законного или уполномоченного представителя) психологическим приемам формирования у ребенка-инвалида реабилитационной приверженности, адекватной внутренней картины болезни и инвалидности;

- обучение родителей приемам самопомощи для снятия психоэмоционального напряжения и уровня тревожности, избавления от страха (обусловленными инвалидностью ребенка);

- обучение родителей эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях, в том числе связанных с детьми-инвалидами и другое

С, ПС - групповой;

на дому - индивидуальный;

при использовании дистанционных технологий возможен групповой формат, при условии набора группы специалистом

(2 и более человека)

Социально-психологическое просвещение

Социально-психологическое просвещение ребенка-инвалида и (или) родителя (законного или уполномоченного представителя) посредством повышения психологической грамотности и социально-психологической компетенции, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера и другое, в том числе с использованием раздаточного материала, вебинаров, лекций, в соответствии с возрастом ребенка:

- саморазвитие, формирование реабилитационной приверженности, повышение мотивации к ведению здорового образа жизни;

- информирование о возможностях и обучение навыкам активного участия в различных сферах социальных взаимодействий (быт, общение, учеба, трудоустройство, спортивная, культурно-досуговая самореализация и другое);

- профилактика развития психологических нарушений посредством повышения у ребенка-инвалида и его родителя (законного или уполномоченного представителя) психологической грамотности и социально-психологической компетенции, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера;

- просвещение родителя (законного или уполномоченного представителя) о важности поддержания собственного психологического благополучия и качества жизни (чувство ценности собственной жизни, важность удовлетворения собственных потребностей, решение собственных психоэмоциональных проблем в противовес фокусировки активности только на заботе о ребенке с инвалидностью и другое);

- об особенностях детского возраста и методах гармонизации детско-родительских отношений для самостоятельного использования в домашних условиях, в том числе с рекомендацией списка соответствующей литературы и другое

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный;

при использовании дистанционных технологий возможен групповой формат, при условии набора группы специалистом

(2 и более человека)

Социально-психологическая диагностика повторная (контрольная)

- анкетирование и опрос ребенка-инвалида (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя), в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий социально-психологической реабилитации и абилитации;

- проведение психологического обследования для оценки уровня развития ВПФ, состояния психоэмоциональной сферы, степени сформированности коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта ребенка-инвалида и другое, с учетом принципа комплексности (всесторонности) обследования (домены МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения"), при необходимости с использованием адаптированных форм диагностического материала, а также с опорой на сохранные анализаторы (тактильный, двигательный), остаточное зрение и (или) слух:

Индивидуальный

-

исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью пато- и нейропсихологических, а также личностных методик (опросники, тесты);

-

исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, личностных и нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики;

-

отдельно у детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) исследование психоэмоционального развития, в том числе:

-

развития непосредственно-эмоционального общения и предметно-практической деятельности (ведущие деятельности младенческого и раннего возраста);

-

развития ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения с близкими взрослыми и социальными взрослыми;

-

исследование общей и мелкой моторики нейропсихологическими методиками;

-

исследование общей и мелкой моторики методами аппаратно-программной диагностики;

-

исследование речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) у ребенка-инвалида с помощью нейропсихологических методик;

-

исследование качественных особенностей отношений ребенка с родителями (членами семьи);

- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части формирования, коррекции когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида;

- формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-психологической диагностики ребенка-инвалида, которое должно содержать:

-

оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

оценку уровня родительских реабилитационных компетенций и мотивации к их повышению;

-

оценку эффективности проведенного курса социально-психологической реабилитации (на основании анализа динамики количественных и качественных психологических показателей);

-

рекомендации по дальнейшей социально-психологической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается);

-

оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя (законного или уполномоченного представителя) реализованными мероприятиями социально-психологической реабилитации и абилитации