|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Социально-психологическая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-психологической реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;
- беседа в целях сбора социально-психологического анамнеза ребенка-инвалида, в том числе опрос и (или) анкетирование (при необходимости с акцентом либо на применение вербальных (с опорой на слухоречевое восприятие), тактильных или адаптированных форм диагностического материала и с использованием адаптированных бланков (отрицательная контрастность, увеличенный размер шрифта и другое, либо с акцентом на применение письменных (с опорой на визуальное восприятие), визуальных или адаптированных форм диагностического материала), а также анкет в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля (с учетом возможностей остаточного зрения ребенка-инвалида);
- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивных функций, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, образа тела, реабилитационной приверженности, суицидального риска с помощью диагностических психологических методик (в том числе пато- и нейропсихологических) и личностных тестов; при необходимости с использованием адаптированных форм диагностического материала, а также с опорой на сохранные анализаторы (тактильный, двигательный), остаточное зрение и (или) слух;
- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивных функций, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики (при необходимости);
- отдельно у детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) исследование психоэмоционального развития, в том числе:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
|
-
|
развития непосредственно-эмоционального общения и предметно-практической деятельности (ведущие деятельности младенческого и раннего возраста);
|
|
|
|
|
|
-
|
развития ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения с близкими взрослыми и социальными взрослыми;
|
|
|
|
- исследование общей моторики и тонкой дифференциации движений пальцев рук нейропсихологическими методиками;
- исследование общей моторики и тонкой дифференциации движений пальцев рук методами аппаратно-программной диагностики;
- исследование речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) у ребенка-инвалида с помощью нейропсихологических методик (при необходимости);
- исследование коммуникативных навыков и навыков поведения в социуме (при необходимости);
- определение уровня владения инвалидом альтернативной и дополнительной коммуникацией (при отсутствии речи);
- формирование заключения по результатам первичной социально-психологической диагностики, которое должно содержать, в том числе:
|
|
|
|
|
-
|
оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с указанием объема конкретных мероприятий, их количества, а также потребности сопровождения реабилитационного курса услугами перевода русского жестового языка и другое
|
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-психологической реабилитации и абилитации;
- об особенностях психоэмоционального функционирования ребенка-инвалида, обусловленных военной травмой (при необходимости);
- о способах построения оптимального взаимодействия с инвалидом (поиск компромиссного поведения, формирование толерантного отношения, инициация общения и другое) (при необходимости);
- об организациях, реализующих мероприятия социально-психологической реабилитации и абилитации;
- о пациентских (родительских) сообществах и онлайн-группах психологической поддержки (в соответствии с заболеванием ребенка-инвалида);
- о средствах и методах психологической поддержки семей с детьми-инвалидами, в том числе о деятельности служб поддержки и экстренной психологической помощи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (чат-боты психологической поддержки; сайты и страницы в социальных сетях общественных организаций инвалидов, реабилитационных организаций, оказывающих услугу), а также "телефонов доверия" экстренной психологической помощи;
- о различных аспектах социально-психологической реабилитации и абилитации, в том числе по запросу ребенка-инвалида
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Психологическое консультирование
|
Индивидуально-личностное психологическое консультирование, направленное на проработку и решение обусловленных полученной военной травмой и инвалидностью проблем, включая:
- коррекцию (формирование) самосознания (внутренняя картина болезни и инвалидности (формирование гармоничного типа отношения к болезни с целью психологической адаптации к заболеванию);
- коррекцию эмоциональной, мотивационной, ценностно-смысловой сфер, копинг-компетентности, уровня самооценки, обеспечивающих реабилитационную приверженность личности к активному участию в бытовой, образовательной, производственной, межличностной, культурно-досуговой, а также здоровьесберегающей деятельности и другое;
- гармонизацию психоэмоциональной сферы, включая коррекцию психогенных реакций, сопровождающих травматическое расстройство (тревога, страх, гнев, агрессия (аутоагрессия) и другое);
- коррекцию негативных внутриличностных изменений (изменение иерархии ценностей, временной направленности, "Я" - образа преодоление неадекватных механизмов психологической защиты);
- проработку актуальных негативных переживаний и психоэмоционального напряжения, сопровождающих полученную травму и инвалидность;
- проработку глубинных переживаний (обида, одиночество (изоляция), потеря самоэффективности, потеря близких боевых товарищей, чувство вины выжившего, идентификация себя с убитыми, последствия пребывания в плену и другое);
- восстановление, обретение нового смысла жизни;
- трансформацию "Я" - физического образа (в случае наличия уродующих посттравматических изменений на лице);
- восстановление целостности временной протяженности жизненной перспективы (прошлого - настоящего - будущего, с акцентом на формирование позитивной перспективы будущего);
- работу с переживаниями ребенка-инвалида по поводу изменения состояния здоровья и изменений внешности (при наличии беспокоящих ребенка-инвалида внешних дефектов);
- психологическую подготовку к повторным хирургическим операциям, протезированию и так далее (при необходимости);
- расширение диапазона совпадающего со стрессом поведения (адаптивные копинг-стратегии), а также поиск внешних и внутренних ресурсов для повышения функциональности и реабилитационной приверженности личности к социальному восстановлению;
- коррекцию агрессивного (аутоагрессивного) и деструктивного поведения, включая обучение методам самокоррекции;
- профилактику суицидального, аддиктивного поведения и другое
|
Индивидуальный
|
|
|
Семейное консультирование, целью которого является решение:
- проблем детско-родительских отношений;
- внутрисемейных проблем (в частности, гармонизация взаимоотношений, минимизация эмоциональной изоляции, установление адекватной коммуникации, оптимизация установок семьи на будущее, профилактика кризисных ситуаций в семье) и другое
|
|
|
Практические занятия (психологическая коррекция)
|
- коррекция нарушений психоэмоциональной сферы психотерапевтическими методами;
- коррекция нарушений психоэмоциональной сферы аппаратно-программными методами;
- коррекция нарушений, восстановление когнитивных функций посредством нейрокоррекционных методик, а также с использованием аппаратно-программных методов (при необходимости);
- преодоление неадекватных стереотипов реагирования на непредвиденные и стрессовые ситуации, а также обучение адекватным стереотипам реагирования;
- обучение совладанию с реакциями на течение и последствия ранения, военной травмы, в целом;
- трансформация "Я" - физического образа, в том числе посредством аппаратно-программных комплексов;
- коррекция психогенных реакций, сопровождающих травматическое расстройство (тревога, страх, гнев, агрессия и другое);
- формирование навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида с представителями социума;
- коррекция коммуникативного поведения различными психотерапевтическими методами, а также освоение конструктивных способов разрешения конфликтов (в том числе с целью преодоления и профилактики возникновения межличностных конфликтов);
- коррекция агрессивного (аутоагрессивного) и деструктивного поведения, включая обучение методам самокоррекции;
- формирование у ребенка-инвалида понятия о личных, в том числе телесных, границах (собственных, других людей) в целях безопасности и эффективности при межличностном взаимодействии (при необходимости);
- развитие, восстановление общей моторики и тонкой дифференциации движений пальцев рук, в том числе аппаратно-программными методами;
- снижение и профилактика психоэмоционального напряжения ребенка-инвалида, которое выражается в социально неприемлемых действиях, посредством замещения их на социально приемлемые (фото-арт-терапия, библиотерапия и другое);
- активизация и развитие творческих способностей и творческого потенциала ребенка-инвалида средствами арт-терапии, музыкотерапии и так далее
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный;
при использовании дистанционных технологий возможен групповой формат, при условии набора группы специалистом
(2 и более человека)
|
|
Психологические тренинги
|
- поддержание сохранных компонентов личности, а также развитие личностных качеств у ребенка-инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и другое);
- обучение навыкам эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида с представителями социума;
- обучение конструктивным способам разрешения конфликтов (преодоление и профилактика возникновения межличностных конфликтов);
- формирование навыков преодоления неадекватных стереотипов реагирования на непредвиденные и стрессовые ситуации, а также обучение адекватным стереотипам реагирования;
- обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций и повышение уровня психологической защищенности с целью профилактики девиантного, суицидального, аддиктивного поведения и другое;
- обучение техникам эмоциональной саморегуляции (мобилизации, релаксации) (дифференциация эмоций, осознавание собственного эмоционального состояния и овладение техниками его нормализации и так далее);
- восстановление (обучение) навыков безопасного и эффективного межличностного взаимодействия с учетом соблюдения личных (физических) границ (при необходимости) и другое
|
С, ПС - групповой;
на дому - индивидуальный;
при использовании дистанционных технологий возможен групповой формат, при условии набора группы специалистом
(2 и более человека)
|
|
Социально-психологическое просвещение
|
Социально-психологическое просвещение ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного или уполномоченного представителя) посредством повышения психологической грамотности и социально-психологической компетенции, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера и другое, в том числе с использованием раздаточного материала, вебинаров, лекций, включает:
- саморазвитие, формирование реабилитационной приверженности, повышение мотивации ребенка-инвалида к ведению здорового образа жизни, в том числе посредством знакомства с биографией людей с инвалидностью, достигнувших высоких результатов в различных сферах культурной, общественной, спортивной, трудовой жизни и так далее (с учетом интеллектуальной и (или) сенсорной доступности материала инвалиду);
- информирование о возможностях и обучение навыкам активного участия в различных сферах социальных взаимодействий (быт, общение, учеба, трудоустройство, спортивная, культурно-досуговая самореализация и другое);
- просвещение родителя (законного или уполномоченного представителя) о важности поддержания собственного психологического благополучия и качества жизни (чувство ценности собственной жизни, важность удовлетворения собственных потребностей, решение собственных психоэмоциональных проблем в противовес фокусировки активности только на заботе о болеющем члене семьи и другое) (при необходимости)
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный;
при использовании дистанционных технологий возможен групповой формат, при условии набора группы специалистом
(2 и более человека)
|
|
Социально-психологическая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование и опрос ребенка-инвалида (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя), в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий социально-психологической реабилитации и абилитации;
- проведение психологического обследования для оценки уровня развития ВПФ, состояния психоэмоциональной сферы, степени сформированности коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта ребенка-инвалида и другое, с учетом принципа комплексности (всесторонности) обследования (домены МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения"), а именно:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивных функций (при необходимости), эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, образа тела, реабилитационной приверженности, суицидального риска с помощью диагностических психологических методик (в том числе пато- и нейропсихологических) и личностных тестов; при необходимости с использованием адаптированных форм диагностического материала, а также с опорой на сохранные анализаторы (тактильный, двигательный), остаточное зрение и (или) слух;
|
|
|
|
|
-
|
исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивных функций, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики;
|
|
|
|
|
-
|
отдельно у детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) исследование психоэмоционального развития, в том числе:
|
|
|
|
|
|
-
|
развития непосредственно-эмоционального общения и предметно-практической деятельности (ведущие деятельности младенческого и раннего возраста);
|
|
|
|
|
|
-
|
развития ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения с близкими взрослыми и социальными взрослыми;
|
|
|
|
|
-
|
исследование общей моторики и тонкой дифференциации движений пальцев рук нейропсихологическими методиками;
|
|
|
|
|
-
|
исследование общей моторики и тонкой дифференциации движений пальцев рук методами аппаратно-программной диагностики;
|
|
|
|
|
-
|
исследование речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) у ребенка-инвалида с помощью нейропсихологических методик (при необходимости);
|
|
|
|
|
-
|
исследование коммуникативных навыков и навыков поведения в социуме (при необходимости);
|
|
|
|
|
-
|
определение уровня владения инвалидом альтернативной и дополнительной коммуникацией (при отсутствии речи);
|
|
|
|
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части формирования, коррекции эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида;
- формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-психологической диагностики ребенка-инвалида, которое должно содержать:
|
|
|
|
|
-
|
оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
оценку уровня родительских реабилитационных компетенций и мотивации к их повышению;
|
|
|
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-психологической реабилитации (на основании анализа динамики количественных и качественных психологических показателей);
|
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-психологической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается);
|
|
|
|
|
-
|
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя (законного или уполномоченного представителя) реализованными мероприятиями социально-психологической реабилитации и абилитации
|
|