|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Социально-психологическая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-психологической реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;
- сбор социально-психологического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);
- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, образа тела, реабилитационной приверженности с помощью диагностических психологических методик (в том числе пато- и нейропсихологических) и личностных тестов;
- исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, личностных и нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики;
- отдельно у детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) исследование психоэмоционального развития, в том числе:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
развития непосредственно-эмоционального общения и предметно-практической деятельности (ведущие деятельности младенческого и раннего возраста);
|
|
|
|
|
-
|
развития ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения с близкими взрослыми и социальными взрослыми;
|
|
|
|
- исследование общей моторики нейропсихологическими методиками;
- исследование общей моторики методами аппаратно-программной диагностики;
- исследование коммуникативных навыков и навыков поведения в социуме (при необходимости);
- исследование качественных особенностей отношений ребенка с родителями (членами семьи);
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части коррекции эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида;
- формирование заключения по результатам первичной социально-психологической диагностики, которое должно содержать, в том числе:
|
|
|
|
|
-
|
оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с указанием объема конкретных мероприятий, их количества и другое
|
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-психологической реабилитации и абилитации;
- об особенностях психоэмоционального функционирования ребенка-инвалида, обусловленных ампутацией обеих верхних конечностей;
- об организациях, реализующих мероприятия социально-психологической реабилитации;
- о пациентских (родительских) сообществах и онлайн-группах психологической поддержки (в соответствии с заболеванием ребенка-инвалида);
- о средствах и методах психологической поддержки семей с детьми-инвалидами, в том числе о деятельности служб поддержки и экстренной психологической помощи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (чат-боты психологической поддержки; сайты и страницы в социальных сетях общественных организаций инвалидов, реабилитационных организаций, оказывающих услугу), а также "телефонов доверия" экстренной психологической помощи;
- о различных аспектах социально-психологической реабилитации и абилитации, в том числе по запросу ребенка-инвалида и (или) родителя (законного или уполномоченного представителя)
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Психологическое консультирование
|
Индивидуально-личностное психологическое консультирование, направленное на проработку и решение обусловленных болезнью и инвалидностью проблем, включая:
- формирование и коррекцию самосознания (формирование гармоничного типа отношения к болезни с целью психологической адаптации к заболеванию);
- коррекцию эмоциональной, мотивационной, ценностно-смысловой сфер, копинг-компетентности, обеспечивающих реабилитационную приверженность личности к активному участию в бытовой, образовательной, производственной, межличностной, культурно-досуговой, а также здоровьесберегающей деятельности;
- гармонизацию психоэмоциональной сферы, включая коррекцию психогенных реакций, сопровождающих травматическое расстройство (тревога, страх, гнев, агрессия (аутоагрессия) и другое);
- проработку актуальных негативных переживаний (тревога, сниженный фон настроения, гнев и другое) и психоэмоционального напряжения, сопровождающих нарушения связанных с движением функций, в частности, потеря (ампутация) конечностей, ограничение мобильности и так далее;
- коррекцию негативных внутриличностных изменений (изменение временной направленности, трансформации "Я" - образа и так далее);
- проработку глубинных переживаний (обида, одиночество (изоляция), потеря самоэффективности, потеря близких, чувство вины выжившего и другое);
- восстановление целостности временной протяженности жизненной перспективы (прошлого - настоящего - будущего, с акцентом на формирование позитивной перспективы будущего);
- работу с переживаниями ребенка-инвалида по поводу изменения состояния здоровья и изменений внешности (при наличии беспокоящих ребенка-инвалида внешних дефектов);
- расширение диапазона совпадающего со стрессом поведения (адаптивные копинг-стратегии), а также поиск внешних и внутренних ресурсов для повышения функциональности и реабилитационной приверженности;
- психологическую подготовку к хирургическим операциям (в том числе повторным), протезированию;
- снятие у родителей психоэмоционального напряжения, снижение тревожности, избавления от страха, связанных с особенностями здоровья ребенка (коррекция психоэмоционального состояния);
- формирование у родителей адекватного восприятия ребенка, принятие его особенностей и другое
|
Индивидуальный
|
|
|
Семейное консультирование, целью которого является решение:
- проблем детско-родительских отношений;
- внутрисемейных проблем (в частности, гармонизация взаимоотношений, минимизация эмоциональной изоляции, установление адекватной коммуникации, оптимизация установок семьи на будущее, профилактика кризисных ситуаций в семье) и другое
|
|
|
Практические занятия (психологическая коррекция)
|
- развитие общей моторики, в том числе аппаратно-программными методами;
- усиленное формирование сенсорных эталонов (в объеме, соответствующем возрасту ребенка-инвалида);
- коррекция психоэмоциональной сферы психологическими и психотерапевтическими методами;
- коррекция психоэмоциональной сферы аппаратно-программными методами;
- преодоление неадекватных стереотипов реагирования на непредвиденные и стрессовые ситуации, а также обучение адекватным стереотипам реагирования;
- трансформация "Я" - физического образа, в том числе посредством аппаратно-программных комплексов;
- коррекция психогенных реакций, сопровождающих травматическое расстройство (тревога, страх, гнев, агрессия и другое);
- снижение и профилактика психоэмоционального напряжения ребенка-инвалида, которое выражается в том числе в социально неприемлемых действиях, посредством замещения их на социально приемлемые (танцевально-двигательная терапия и другое);
- активизация и развитие творческих способностей и творческого потенциала ребенка-инвалида средствами арт-терапии, танцевально-двигательной терапии, музыкотерапии и так далее;
- развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) различными психологическими и психотерапевтическими методами;
- развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) аппаратно-программными методами;
- обучение родителей коррекционно-развивающим методикам для дальнейшего самостоятельного использования в домашних условиях (в соответствии с возрастом ребенка-инвалида);
- освоение родителями приемов самопомощи для снятия психоэмоционального напряжения и уровня тревожности, избавления от страха, сохранения психоэмоциональной стабильности;
- формирование у родителей адекватного восприятия ребенка, принятие его особенностей и другое
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный;
при использовании дистанционных технологий возможен групповой формат, при условии набора группы специалистом (2 и более человека)
|
|
Психологические тренинги
|
- формирование навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида с представителями социума;
- формирование навыков преодоления неадекватных стереотипов реагирования на непредвиденные и стрессовые ситуации, а также обучение адекватным стереотипам реагирования;
- развитие и личностный рост ребенка-инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и другое);
- гармонизация внутрисемейных и детско-родительских отношений;
- создание условий для развития детско-родительских отношений на основе содержательного игрового взаимодействия (с учетом возраста);
- обучение родителя (законного или уполномоченного представителя) психологическим приемам формирования у ребенка-инвалида реабилитационной приверженности, адекватной внутренней картины болезни и инвалидности;
- обучение родителей приемам самопомощи для снятия психоэмоционального напряжения и уровня тревожности, избавления от страха (обусловленными инвалидностью ребенка);
- обучение родителей эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях, в том числе связанных с детьми-инвалидами и другое
|
С, ПС - групповой;
на дому - индивидуальный;
при использовании дистанционных технологий возможен групповой формат, при условии набора группы специалистом
(2 и более человека)
|
|
Социально-психологическое просвещение
|
Социально-психологическое просвещение ребенка-инвалида и (или) родителя (законного или уполномоченного представителя) посредством повышения психологической грамотности и социально-психологической компетенции, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера и другое, в том числе с использованием раздаточного материала, вебинаров, лекций, в соответствии с возрастом ребенка:
- саморазвитие, формирование реабилитационной приверженности, повышение мотивации к ведению здорового образа жизни, в том числе посредством знакомства с биографией людей с инвалидностью, достигнувших высоких результатов в различных сферах культурной, общественной, спортивной, трудовой жизни и так далее (с учетом интеллектуальной доступности материала ребенку-инвалиду);
- информирование о возможностях и обучение навыкам активного участия в различных сферах социальных взаимодействий (быт, общение, учеба, трудоустройство, спортивная, культурно-досуговая самореализация и другое);
- просвещение родителя (законного или уполномоченного представителя) о важности поддержания собственного психологического благополучия и качества жизни (чувство ценности собственной жизни, важность удовлетворения собственных потребностей, решение собственных психоэмоциональных проблем в противовес фокусировки активности только на заботе о ребенке с инвалидностью и другое);
- просвещение родителя (законного или уполномоченного представителя) об особенностях детского возраста и методах гармонизации детско-родительских отношений для самостоятельного использования в домашних условиях, в том числе с рекомендацией списка соответствующей литературы;
- знакомство родителей с особенностями ребенка, его возможностями и перспективами развития;
и другое
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный;
при использовании дистанционных технологий возможен групповой формат, при условии набора группы специалистом
(2 и более человека)
|
|
Социально-психологическая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование и опрос ребенка-инвалида (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя), в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий социально-психологической реабилитации и абилитации;
- проведение психологического обследования для оценки состояния психоэмоциональной сферы, степени сформированности коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта ребенка-инвалида и другое, с учетом принципа комплексности (всесторонности) обследования (домены МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения"), а именно:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, образа тела, реабилитационной приверженности с помощью диагностических психологических методик (в том числе пато- и нейропсихологических) и личностных тестов;
|
|
|
|
|
-
|
исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, личностных и нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики;
|
|
|
|
|
-
|
отдельно у детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) исследование психоэмоционального развития, в том числе:
|
|
|
|
|
|
-
|
развития непосредственно-эмоционального общения и предметно-практической деятельности (ведущие деятельности младенческого и раннего возраста);
|
|
|
|
|
|
-
|
развития ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения с близкими взрослыми и социальными взрослыми;
|
|
|
|
|
-
|
исследование общей моторики нейропсихологическими методиками;
|
|
|
|
|
-
|
исследование общей моторики методами аппаратно-программной диагностики;
|
|
|
|
|
-
|
исследование качественных особенностей отношений ребенка с родителями (членами семьи);
|
|
|
|
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части формирования, коррекции когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида;
- формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-психологической диагностики ребенка-инвалида, которое должно содержать:
|
|
|
|
|
-
|
оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
оценку уровня родительских реабилитационных компетенций и мотивации к их повышению;
|
|
|
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-психологической реабилитации (на основании анализа динамики количественных и качественных психологических показателей);
|
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-психологической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается);
|
|
|
|
|
-
|
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя (законного или уполномоченного представителя) реализованными мероприятиями социально-психологической реабилитации и абилитации
|
|