к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 30.06.2025 N 02-07-08/63940
Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.2024 N 121н (далее соответственно - СГС Единый план счетов, Стандарт, Единый план счетов) устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее - бухгалтерский учет), формирования информации об объектах бухгалтерского учета.
Положения СГС Единый план счетов обязательны к применению с 1 января 2026 года при:
1. Ведении бюджетного учета следующими субъектами учета, осуществляющими согласно бюджетному законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия:
- получателями бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, органами местной администрации, а также находящимися в ведении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств казенными учреждениями, имеющими право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета;
- государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;
- иными организациями, в том числе государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями и (или) государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, получении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств;
- иными организациями в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочий по ведению бюджетного учета в рамках реализации полномочий получателя бюджетных средств (администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (администратора источников финансирования дефицита соответствующего бюджета);
- централизованными бухгалтериями, осуществляющими ведение бюджетного учета согласно бюджетному законодательству Российской Федерации (далее - централизованные бухгалтерии).
В соответствии с частью 3.1 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Основополагающим документом, устанавливающим общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяющих основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, является Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно БК РФ передача полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности осуществляется по решению:
- Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принятому в соответствии с положениями части 6 статьи 264.1 БК РФ в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1890 (далее - Постановление N 1890). При этом подпунктом "д" пункта 3 Постановления N 1890 определено, что осуществление централизуемых полномочий финансовым органом субъекта Российской Федерации может выполняться непосредственно и (или) через подведомственное казенное учреждение (централизованную бухгалтерию);
- руководителя учреждения, принятому по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации (часть 10.1 статьи 161 БК РФ).
Следует отметить, что согласно БК РФ (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 N 71-ФЗ) с 1 апреля 2020 года передача полномочий ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, органами местной администрации, а также находящимися в ведении главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств казенными учреждениями согласно части 10.1 статьи 161 БК РФ (на основании договора (соглашения) о передаче полномочий, заключенного по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств) допустима исключительно государственному (муниципальному) казенному учреждению (централизованной бухгалтерии).
Обращаем внимание, что в случае, когда орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляет полномочия получателя бюджетных средств, в том числе осуществляет полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности, такой государственный орган в целях осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля становится объектом контроля.
В случае принятия руководителем органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля решения о передаче централизованной бухгалтерии полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности в соответствии со статьей 161 БК РФ объектом контроля в части соблюдения централизованной бухгалтерией правил ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности рассматривается соответствующая централизованная бухгалтерия.
2. Ведении бухгалтерского учета:
- государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями.
В случае, когда учредительными документами государственного (муниципального) учреждения предусмотрены его обособленные структурные подразделения (филиалы), действующие на основании утвержденного положения, наделенные обязанностью (полномочием) ведения бухгалтерского учета (далее - обособленное структурное подразделение), применение такими обособленными структурными подразделениями Стандарта обязательно;
- централизованными бухгалтериями (государственными (муниципальными) учреждениями), осуществляющими по договору (соглашению), заключенному по согласованию с Учредителем, полномочия по ведению бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных или автономных учреждений.
Стандартом утвержден Единый план счетов, включающий перечень синтетических счетов объектов бухгалтерского учета (синтетических кодов счетов и аналитических кодов синтетических счетов объектов бухгалтерского учета), а также перечень забалансовых счетов, обеспечивающих регистрацию и обобщение информации в денежном выражении о состоянии нефинансовых и финансовых активов и обязательств, иных объектов бухгалтерского учета.
Ведение бюджетного учета - регистрация и обобщение информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, а также об операциях, изменяющих объекты бухгалтерского учета, осуществляется с применением плана счетов бюджетного учета с учетом минимальных требований к бухгалтерскому учету по счетам Единого плана счетов, установленных Стандартом.
Ведение бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений - регистрация и обобщение государственными (муниципальными) учреждениями (централизованными бухгалтериями) информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, иных объектов бухгалтерского учета учреждений, а также об операциях их изменяющих, осуществляется с применением плана счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений с учетом минимальных требований к бухгалтерскому учету по счетам Единого плана счетов, установленных Стандартом.
Положения СГС Единый план счетов применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н, и других федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов.
- 1. Минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету по счетам Единого плана счетов
- 2. Минимально необходимые требования к систематизации и обобщению информации об объектах бухгалтерского учета
- 3. Основные требования по применению единого плана счетов бухгалтерского учета государственных финансов
- Приложение N 1. Свод требований к аналитическому учету, предусмотренных порядком применения единого плана счетов бухгалтерского учета государственных финансов
- Приложение N 2. Свод требований к систематизации информации, предусмотренных порядком применения единого плана счетов бухгалтерского учета государственных финансов
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875