|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;
- сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);
- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий (соблюдение личной гигиены, стирка, уборка, пользование постельным бельем, санитарной комнатой и так далее), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и так далее) в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида;
- опрос об умении пользоваться ТСР и ухаживать за ними (анализатор состояния кожи так далее);
- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты (гипоаллергенная диета, избежание или ограничение приема раздражающих продуктов и напитков, правильный питьевой режим);
- определение уровня осведомленности о соблюдении санитарно-гигиенического режима (уход за кожей, дезинфекция, обработка ран и перевязка и так далее);
- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, адекватных физических нагрузок;
- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом);
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с определением объема конкретных мероприятий их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и так далее
|
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов;
- об организации правильного ухода за детьми в домашних условиях (для родителей (законных или уполномоченных представителей), имеющих детей с инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет);
- о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания (профилактика травм, падений и так далее), необходимости соблюдения правил личной гигиены и дезинфекции помещений (уход за телом, правильная утилизация отходов);
- о необходимости соблюдения режима питания, диеты (гипоаллергенная диета, избежание или ограничение приема раздражающих продуктов и напитков, правильный питьевой режим);
- о правилах соблюдения санитарно-гигиенического режима ухода за кожей (дезинфекция, обработка ран и перевязка и так далее), режима сна и отдыха, физических нагрузок;
- о необходимости контроля за физиологическими показателями (контроль за состоянием кожи, артериальным давлением, частотой сердечных сокращений, сатурация, температура и так далее);
- о необходимости соблюдения правил приема лекарств, их хранения;
- об осложнениях заболеваний кожи и необходимости их профилактики, правилах проведения антисептических мероприятий (вторичная бактериальная инфекция, белково-энергетическая недостаточность, рубцовая алопеция, контрактуры суставов, рак кожи и так далее);
- об организациях, на базе которых организованы школы для лиц с нарушениями функций внутренних органов и систем и их родителей (законных или уполномоченных представителей) ("Школа здоровья" больного хроническими кожными заболеваниями", "Школа больных псориазом") и о возможности обучения в них указанной категории;
- об имеющихся современных средствах реабилитации, ТСР под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности) (средства для обеспечения стерильности, средства для защиты кожи и очищения кожи и так далее);
- о правилах ухода за ТСР;
- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации и так далее
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
Социально-бытовое консультирование по вопросам:
- обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту, необходимости соблюдения правил (ухода за кожей) дезинфекции помещений, поддержания оптимальной температуры и влажности в помещении, рационального питания, соблюдения питьевого режима, приема и хранения лекарств и перевязочных материалов (жилые модули "Кухня", "Спальня", "Санитарная комната");
- использования ТСР для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (анализатор состояния кожи, средства для защиты и очищения кожи, дезинфицирующие средства и так далее);
- повышения компетентности родителей (законных или уполномоченных представителей) в части обеспечения правильного ухода и оптимального развития детей с инвалидностью от 0 до 3 лет;
- индивидуальных особенностей ребенка и условий его оптимального развития в условиях жилого помещения;
- создания благоприятных условий в помещении, где проживает ребенок с инвалидностью в соответствии с его потребностями;
- содействия в получении юридической помощи родителю (законному или уполномоченному представителю) ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), льготы для детей-инвалидов, защиты прав ребенка и семьи, социальных гарантий, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;
- деятельности общественных и государственных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги детям раннего возраста;
а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу ребенка-инвалида (родителя (законного или уполномоченного представителя)
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия
|
Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида направлены на:
- освоение ребенком от 0 до 3 лет новых повседневных активностей, необходимых для формирования практических навыков, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях (навыков самообслуживания);
- формирование (восстановление) навыков самостоятельного обслуживания в быту, в том числе навыков соблюдения личной гигиены, дезинфекции помещений, умений пользования бытовыми приборами, в том числе пользования и обслуживания ТСР, знаний функционального предназначения жилых помещений и так далее (в соответствии с возрастом);
- обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее) (бактерицидные лампы, увлажнители воздуха);
- обучение навыкам рационального питания, лекарственной терапии (гипоаллергенность диеты, соблюдение режима приема пищи, избегание приема раздражающих продуктов и напитков, правильный питьевой режим, соблюдение правил приема и хранения лекарств и так далее);
- обучение навыкам правильного ухода за кожей, ногтями, стопами (использования не иссушающих кожу средств для мытья, специальных очистителей для кожи, дезинфицирующих средств, изолирующих материалов, дозировки используемого мыла и так далее);
- обучение технике самоконтроля за состоянием организма (в частности, с помощью анализатора состояния кожи);
- обучение ведению "Дневника самонаблюдений" (в частности, "Дневник перевязок", "Дневник обработки ран");
- обучение навыкам самопомощи (правильной обработке и перевязке ран и пузырей);
- формирование знаний, умений и навыков у родителей (законных или уполномоченных представителей) по уходу за ребенком-инвалидом (в соответствии с возрастом);
- обучение родителя (законного или уполномоченного представителя) технике оказания первой помощи при возникновении неотложных состояний (дыхательной, сердечной недостаточности, кровотечениях, рвоте и так далее);
- обучение родителей (законных или уполномоченных представителей) правилам бытового взаимодействия в процессе совместного проживания с ребенком-инвалидом, ухода за ТСР;
- обучение детей-инвалидов и их родителей (законных или уполномоченных представителей) навыкам персональной сохранности в быту в рамках "Школы для родителей детей-инвалидов"
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);
- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида;
- опрос об умении пользоваться ТСР и ухаживать за ними (анализатор состояния кожи и так далее);
- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты (гипоаллергенная диета, избежание или ограничение приема раздражающих продуктов и напитков, правильный питьевой режим);
- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, адекватных физических нагрузок;
- определение уровня осведомленности о соблюдении санитарно-гигиенического режима (уход за кожей, дезинфекция, обработка ран и перевязка и так далее);
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;
- беседа с ребенком-инвалидом и (или) родителем (законным или уполномоченным представителем) с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;
|
|
|
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);
|
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);
|
|
|
|
|
-
|
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного или уполномоченного представителя) реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации
|
|