41. Ребенок-инвалид с преимущественными нарушениями функций сердечно-сосудистой и (или) дыхательной системы (ЦРГ 5)

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Формат реализации мероприятия

Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);

- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий (соблюдение личной гигиены, стирка, уборка, пользование постельным бельем, санитарной комнатой и так далее), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и так далее) в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида;

- опрос об умении пользоваться ТСР и ухаживать за ними ингаляторы, респирометры, тонометры; средства для защиты и очищения кожи при стоме и так далее;

- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты (контроль за объемом и частотой приема пищи, ограничение приема раздражающих продуктов и напитков, правильный питьевой режим), лекарственной терапии (дробное питание небольшими порциями, тщательное пережевывание, ограничение употребления соли и так далее);

- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, адекватных физических нагрузок, речевых нагрузок (при трахеостоме);

- определение уровня осведомленности о технике самоконтроля (контролируемое откашливание), необходимости ведения дневника самоконтроля (в частности, "Дневник артериального давления");

- определение уровня осведомленности о возможностях адаптации жилого помещения (санитарные комнаты) к нуждам инвалида (профилактика травматизма);

- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом);

- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:

Индивидуальный

-

оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с определением объема конкретных мероприятий их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и так далее

Информирование

- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов;

- об организации правильного ухода за детьми в домашних условиях (для родителей (законных или уполномоченных представителей), имеющих детей с инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет);

- о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания (профилактика травм, падений и так далее), необходимости соблюдения правил личной гигиены (уход за кожей рядом со стомой), соблюдении санитарно-гигиенического режима (прием душа со стомой, дезинфекция кожи и так далее) и дезинфекции помещений;

- о необходимости соблюдения режима питания, диеты (контроль за частотой и объемом принимаемой пищи, избежание или ограничение приема раздражающих продуктов и напитков, правильный питьевой режим);

- о правилах соблюдения санитарно-гигиенического режима, режима сна и отдыха, физических нагрузок, речевых нагрузок (при трахеостоме);

- о необходимости самоконтроля за стомой (регулярный осмотр кожных покровов, швов, размеров и положения стомы, отделяемого по стоме);

- о необходимости контроля за физиологическими показателями (артериальное давление, частота сердечных сокращений, сатурация, и так далее);

- о необходимости соблюдения правил приема лекарств, их хранения;

- о побочных эффектах лечения (в частности, гипотония, тошнота, рвота, судороги и так далее);

- об опасностях возникновения неотложных состояний (дыхательная, сердечно-сосудистая недостаточность и так далее);

- об опасностях возникновения осложнений при стоме (кровотечение, некроз, пролапс, стеноз, дерматит, инфекционные осложнения и так далее);

- об организациях, на базе которых организованы школы для лиц с нарушениями функций внутренних органов и систем и их родителей (законных или уполномоченных представителей) ("Школа бронхиальной астмы", "Астма-школа", "Школы стомированных пациентов", "Школа сердечно-сосудистых заболеваний" и так далее) и о возможности обучения в них указанной категории;

- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации;

- об имеющихся современных средствах реабилитации, ТСР под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности) (дыхательные тренажеры, ингаляторы, респирометры; поручни (перила) для самоподнимания, опоры, приборы для измерения давления, компрессионное белье, подушки сидений и подстилки, матрацы, наматрацники; аксессуары по уходу за стомой, бандажи при стоме и так далее);

- о правилах ухода за ТСР

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Консультирование

Социально-бытовое консультирование по вопросам:

- обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту, необходимости соблюдения правил личной гигиены, дезинфекции помещений, рационального питания, приема и хранения лекарств (жилые модули "Кухня", "Спальня", "Санитарная комната");

- использования ТСР для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (дыхательные тренажеры, диспенсеры, респираторы, бандажи, средства для защиты и очищения кожи при стоме и так далее);

- повышения компетентности родителей (законных или уполномоченных представителей) в части обеспечения правильного ухода и оптимального развития детей с инвалидностью от 0 до 3 лет;

- индивидуальных особенностей ребенка и условий его оптимального развития в условиях жилого помещения;

- создания благоприятных условий в помещении, где проживает ребенок с инвалидностью в соответствии с его потребностями;

- содействия в получении юридической помощи родителю (законному или уполномоченному представителю) ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), льготы для детей-инвалидов, защиты прав ребенка и семьи, социальных гарантий, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;

- деятельности общественных и государственных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги детям раннего возраста;

а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу ребенка-инвалида (родителя (законного или уполномоченного представителя)

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Практические занятия

Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида направлены на:

- освоение ребенком от 0 до 3 лет новых повседневных активностей, необходимых для формирования практических навыков, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях (навыков самообслуживания);

- формирование (восстановление) навыков самостоятельного обслуживания в быту, в том числе навыков соблюдения личной гигиены, дезинфекции помещений, умений пользования бытовыми приборами, в том числе пользования и обслуживания ТСР, знаний функционального предназначения жилых помещений и так далее (в соответствии с возрастом);

- обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее) (небулайзеры, бактерицидные лампы);

- обучение навыкам правильного, рационального питания, лекарственной терапии (сбалансированность диеты, соблюдение режима приема пищи, контроль за объемом принимаемой пищи, избегание приема раздражающих продуктов и напитков, правильный питьевой режим, соблюдение правил приема и хранения лекарств и так далее);

- обучение ведению "Дневника самонаблюдений" (в частности, "Дневник пикфлоуметрии");

- обучение навыкам самопомощи (правильному откашливанию, проведению ингаляций);

- обучение навыкам правильного ухода за кожей вокруг стомы, профилактика раздражений и гипергрануляции;

- формирование знаний, умений и навыков у родителей (законных или уполномоченных представителей) по уходу за ребенком-инвалидом (в соответствии с возрастом);

- обучение родителя (законного или уполномоченного представителя) технике оказания первой помощи при возникновении неотложных состояний (дыхательной, сердечной недостаточности, кровотечениях, рвоте и так далее);

- обучение родителя (законного или уполномоченного представителя) самостоятельному изготовлению, фиксации и смене прокладок при стоме;

- обучение родителей (законных или уполномоченных представителей) правилам бытового взаимодействия в процессе совместного проживания с ребенком-инвалидом, ухода за ТСР;

- обучение детей-инвалидов и их родителей (законных или уполномоченных представителей) навыкам персональной сохранности в быту в рамках "Школы для родителей детей-инвалидов"

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)

- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);

- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида;

- опрос об умении пользоваться ТСР и ухаживать за ними (ингаляторы, респирометры, тонометры; средства для защиты и очищения кожи при стоме и так далее);

- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты (контроль за объемом и частотой приема пищи, ограничение приема раздражающих продуктов и напитков, правильный питьевой режим), лекарственной терапии (дробное питание небольшими порциями, тщательное пережевывание, ограничение употребления соли и так далее);

- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, адекватных физических нагрузок, речевых нагрузок (при трахеостоме);

- определение уровня осведомленности о технике самоконтроля (контролируемое откашливание), необходимости ведения дневника самоконтроля (в частности, "Дневник артериального давления");

- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;

- беседа с ребенком-инвалидом и (или) родителем (законным или уполномоченным представителем) с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:

Индивидуальный

-

оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;

-

оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);

-

рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);

-

оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного или уполномоченного представителя) реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации