56. Ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, вследствие поражения мозгового отдела черепа и головного мозга (ЦРГ 12.8)

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Формат реализации мероприятия

Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);

- тестовые задания и функциональные пробы с целью выявления сохранных и утраченных навыков, в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида:

Индивидуальный

-

элементарных бытовых действий (навыки личной гигиены, одевание и раздевание, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями и в приспособленных под нужды ребенка-инвалида помещениях (кухня, туалет, ванная комната и так далее), умение пользоваться бытовыми приборами с вибрационными, звуковыми, световыми сигнализаторами и звуковыми оповещениями)

-

ориентировки и передвижения в жилом помещении (знание функционального предназначения жилых помещений, использование опорных перил и поручней, устройств и приспособлений для самоподнимания и так далее) (при необходимости);

-

пользования устройствами и приспособлениями для одевания, обувания, захвата и зажима (держатели для открытия и закрытия дверей, рукоятки для пользования шторами, жалюзи и так далее) (при необходимости);

-

персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством, окнами, балконами и так далее);

- определение уровня осведомленности о соблюдении санитарно-гигиенического режима (уход за кожей, дезинфекция выделений и так далее); режима питания, сна, отдыха;

- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними;

- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, физических нагрузок;

- выявление существующих барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом и в зависимости от имеющегося функционального нарушения);

- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:

-

оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

-

разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и так далее

Информирование

- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов;

- об организации правильного ухода за детьми в домашних условиях (для родителей (законных или уполномоченных представителей), имеющих детей с инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет);

- о правилах соблюдения санитарно-гигиенического режима, режима сна и отдыха, физической активности;

- о рисках, связанных с развитием неотложных состояний (эпилептические припадки и так далее);

- об имеющихся современных средствах реабилитации, в том числе ТСР для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (бытовые приборы с вибрационными, звуковыми, световыми сигнализаторами и голосовыми оповещениями, электронные ручные и стационарные увеличители, поручни и опорные брусья, мобильные подъемники, система "умный дом" и так далее) (при необходимости);

- о правилах ухода за ТСР;

- об адресах сервисных организаций (при необходимости);

- о безопасном ведении бытовой деятельности инвалидом в месте проживания;

- о целесообразности установки в санитарной и (или) спальной комнате кнопок вызова (тревожных кнопок, кнопок жизни) для своевременного и экстренного вызова близких при ухудшении самочувствия;

- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации и так далее

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Консультирование

Социально-бытовое консультирование по вопросам:

- повышения компетентности родителей (законных или уполномоченных представителей) в части обеспечения правильного ухода и оптимального развития детей с инвалидностью от 0 до 3 лет;

- приспособления к новым сторонам измененного функционирования ребенка-инвалида (соблюдение режима приема назначенных медикаментов, сбалансированного рациона питания, санитарно-гигиенического режима и так далее);

- персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту;

- получения и использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе телефонные устройства с голосовым выводом, специальные устройства с оптической коррекцией слабовидения, приборы для маркировки предметов, костылей, тростей, ходунков, опорных брусьев, мобильных подъемников и так далее);

- составления модели квартиры по принципу универсального дизайна (с учетом размера кресла-коляски) (при необходимости);

- организации бытовой деятельности и обустройства жилого помещения с учетом нарушений у ребенка-инвалида с целью безопасности и облегчения его функционирования дома (требования к единообразию и постоянству домашней обстановки, расстановка мебели с учетом размера одинаковой ширины выступов по периметру комнаты (избегание выступающих углов), отсутствие полуоткрытых окон и дверей внутри квартиры, отсутствие загромождений и лишних вещей в проходах из комнаты в комнату, в коридоре (пылесос, стулья, ведра с мусором, сумки, портфели, мешки и так далее); закрепление настенных предметов мебели и быта (книжные полки, светильники, свисающие цветы) на уровне выше роста ребенка-инвалида и так далее) (при необходимости);

- индивидуальных особенностей ребенка и условий его оптимального развития в условиях жилого помещения;

- по вопросам содействия в получении юридической помощи родителю (законному или уполномоченному представителю) ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), льготы для детей-инвалидов, защиты прав ребенка и семьи, социальных гарантий, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;

- деятельности общественных и государственных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги детям раннего возраста;

а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу ребенка-инвалида (родителя (законного или уполномоченного представителя)

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Практические занятия

Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида направлены на:

- освоение ребенком от 0 до 3 лет новых повседневных активностей, необходимых для формирования практических навыков, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях (навыков самообслуживания);

- формирование (восстановление) самостоятельного обслуживания в быту (самостоятельных действий по личной гигиене, по уходу за одеждой и обувью, по приготовлению и употреблению пищи, сервировке повседневного и праздничного стола, по уходу за местом проживания и так далее), в том числе пользованию и обслуживанию ТСР и ассистивно-коммуникативными средствами;

- обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее);

- обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома - пожар, взлом, утечка газа и так далее);

- формирование (восстановление) навыка самостоятельного перемещения с кровати и на кровать и так далее, в том числе с помощью вспомогательных средств для изменения положения тела человека;

- формирование знаний, умений и навыков у родителей (законных или уполномоченных представителей) по уходу за ребенком-инвалидом (в соответствии с возрастом);

- обучение родителя (законного или уполномоченного представителя) правилам бытового взаимодействия в процессе совместного проживания с ребенком-инвалидом, а также ухода за ТСР и ассистивными средствами в процессе их использования ребенком-инвалидом и так далее

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)

- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);

- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида;

- тестовые задания для оценки степени сформированности навыков в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида:

Индивидуальный

-

элементарных бытовых действий (навыки личной гигиены, одевание и раздевание, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями и в приспособленных под нужды ребенка-инвалида помещениях (кухня, туалет, ванная комната и так далее), умение пользоваться бытовыми приборами с вибрационными, звуковыми, световыми сигнализаторами и звуковыми оповещениями)

-

ориентировки и передвижения в жилом помещении (знание функционального предназначения жилых помещений, использование опорных перил и поручней, устройств и приспособлений для самоподнимания и так далее) (при необходимости);

-

пользования устройствами и приспособлениями для одевания, обувания, захвата и зажима (держатели для открытия и закрытия дверей, рукоятки для пользования шторами, жалюзи и так далее) (при необходимости);

-

персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством, окнами, балконами и так далее);

- определение уровня осведомленности о соблюдении санитарно-гигиенического режима (уход за кожей, дезинфекция выделений и так далее); режима питания, сна, отдыха;

- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними;

- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, физических нагрузок

- выявление неустраненных барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту;

- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;

- беседа с ребенком-инвалидом и (или) родителем (законным или уполномоченным представителем) с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:

-

оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;

-

оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);

-

оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

-

рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);

-

оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного или уполномоченного представителя) реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации