61. Ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, вследствие комбинированной травмы или множественных ранений с одновременными нарушениями различных функций организма человека (ЦРГ 12.13)

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Формат реализации мероприятия

Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);

- тестовые задания и функциональные пробы (в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида) на выполнение:

Индивидуальный

-

элементарных бытовых действий (навыки личной гигиены, одевание и раздевание, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, умение пользоваться бытовыми приборами, умение пользоваться бытовыми приборами с вибрационными, звуковыми, световыми сигнализаторами и звуковыми оповещениями (при необходимости);

-

ориентировки и передвижения в жилом помещении (знание функционального предназначения жилых помещений, использование опорных перил и поручней, устройств и приспособлений для самоподнимания и так далее) (при необходимости);

-

самообслуживания, в том числе с использованием технических средств реабилитации (термометров с речевым выходом, весов с речевым выходом, оградителей тарелок и так далее) (при необходимости);

-

пользования устройствами и приспособлениями для одевания, обувания, захвата и зажима (держатели для открытия и закрытия дверей, рукоятки для пользования шторами, жалюзи и так далее) (при необходимости);

-

персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством, окнами, балконами и так далее);

- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними (трость белая тактильная, оптические средства коррекции слабовидения, вспомогательное электронное средство ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом, ингаляторы, моче- и калоприемники и так далее) (при необходимости и в соответствии с возрастной доступностью);

- определение уровня осведомленности о соблюдении санитарно-гигиенических правил и режима (регулярная гигиена стомы, уход за кожей, правильная утилизация отходов и так далее) (при необходимости и в соответствии с возрастной доступностью);

- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты (ограничение или снижение животных жиров, соли в пище, исключение раздражающих продуктов, учет принципа дробного питания и так далее) (при необходимости и в соответствии с возрастной доступностью);

- определение уровня осведомленности о технике самоконтроля (контролируемое откашливание, контроль за дизурией, отеками, гликемией и так далее), ведении дневника самоконтроля (артериального давления, пикфлоуметрии, пульсоксиметрии и так далее) (при необходимости и в соответствии с возрастной доступностью);

- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, физических нагрузок (при необходимости и в соответствии с возрастной доступностью);

- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом и в зависимости от имеющегося функционального нарушения);

- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:

-

оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и так далее

Информирование

- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов;

- об организации правильного ухода за детьми в домашних условиях (для родителей (законных или уполномоченных представителей), имеющих детей с инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет);

- о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания, в том числе в части необходимости соблюдения правил санитарно-гигиенического режима, режима сна и отдыха, физической активности;

- о необходимости соблюдения режима питания, диеты (соблюдение режима приема пищи и ее объема, сбалансированной диеты в соответствии с особенностями посттравматических нарушений и так далее);

- о необходимости соблюдения правил приема лекарств, их хранения;

- о побочных эффектах лечения (в частности, гипотония, тошнота, рвота, судороги и так далее);

- о необходимости контроля самочувствия и общего состояния здоровья, профилактики осложнений заболевания (контроль дефекации (частота, количество, цвет и оформленность стула), дыхания (частота, глубина дыхательных актов), отеков, веса и так далее), в том числе об опасностях возникновения осложнений при стоме (кровотечение, некроз, пролапс, стеноз, грыжа, дерматит, инфекционные осложнения и так далее) (при необходимости);

- о рисках, связанных с развитием неотложных состояний (дыхательной, сердечной, почечной недостаточности и так далее);

- по вопросам качественного ухода за конъюнктивальной полостью и глазным протезом (при необходимости);

- о необходимости самоконтроля за стомой (регулярный осмотр кожных покровов, швов, размеров и положения стомы, отделяемого по стоме) (при необходимости);

- об имеющихся современных средствах реабилитации, в том числе ТСР для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (держатель для открытия и закрытия дверей, рукоятка для пользования шторами, жалюзи, поручни и опорные брусья, мобильные подъемники, система "умный дом" и так далее);

- об имеющихся современных изделиях медицинского назначения и средствах реабилитации для нужд ребенка-инвалида в рамках бытовой деятельности (абсорбирующее белье, специальные средства при нарушениях функций выделения (калоприемники, уроприемники, ремешки для крепления мочеприемников и так далее), поручни (перила) для самоподнимания, опоры, электронные тонометры, пульсоксиметры и так далее);

- об общих правилах ухода за ТСР (бытовые приборы с вибрационными, звуковыми, световыми сигнализаторами и голосовыми оповещениями, электронные ручные и стационарные увеличители и так далее) (при необходимости);

- об адресах сервисных организаций, предоставляющих услуги по обслуживанию и ремонту ТСР (при необходимости);

- о возможности обучения в школах для лиц с нарушениями функций внутренних органов и систем и их родителей (законных или уполномоченных представителей) (в частности, "Школа сахарного диабета", "Астма-школа", "Школа стомированных пациентов" и так далее) и организациях, на базе которых реализуются мероприятия подобных школ;

- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации;

- о целесообразности установки в санитарной и (или) спальной комнате кнопок вызова (тревожных кнопок, кнопок жизни) для своевременного и экстренного вызова близких при ухудшении самочувствия и так далее

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Консультирование

Социально-бытовое консультирование по вопросам:

- обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту;

- формирования навыков социально-бытовой ориентировки и пространственной ориентации ребенка-инвалида;

- соблюдения правил личной гигиены и дезинфекции помещений, рационального питания, приема и хранения лекарств;

- оказания самопомощи (правильное откашливание, введение инсулина, ингаляция и так далее);

- ухода за стомой и кожей вокруг стомы (при необходимости), ранами и кожными трещинами и так далее;

- получения и использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе телефонные устройства с голосовым выводом, специальные устройства с оптической коррекцией слабовидения, приборы для маркировки предметов, специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники, абсорбирующее белье, подгузники), кресла-коляски, костыли, трости, ходунки, держатели для открытия и закрытия дверей, рукоятки для пользования шторами, жалюзи, опорные брусья, мобильные подъемники и так далее);

- адаптации жилого помещения ребенка-инвалида к его нуждам (оборудование устройствами с голосовым выводом информации (телефон, часы) и звуковым оповещением (духовки, таймеры, кастрюли, чашки, исключение пороговой системы, оборудование жилого помещения поручнями и так далее);

- составления модели квартиры по принципу универсального дизайна (с учетом размера кресла-коляски) (при необходимости);

- организации бытовой деятельности и обустройства жилого помещения с учетом нарушения зрительных функций у ребенка-инвалида с целью безопасности и облегчения его функционирования дома (требования к единообразию и постоянству домашней обстановки, расстановка мебели с учетом размера одинаковой ширины выступов по периметру комнаты (избегание выступающих углов), отсутствие полуоткрытых окон и дверей внутри квартиры, отсутствие загромождений и лишних вещей в проходах из комнаты в комнату, в коридоре (пылесос, стулья, ведра с мусором, сумки, портфели, мешки и так далее); закрепление настенных предметов мебели и быта (книжные полки, светильники, свисающие цветы) на уровне выше роста ребенка-инвалида и так далее) (при необходимости);

- упрощения ориентировки внутри жилого помещения с помощью направляющих поручней; наклеек, меток, в том числе с тактильными пиктограммами или с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; тактильной направляющей ленты и так далее;

- проведения оккупационной повседневной терапии в домашних условиях;

- содействия в получении юридической помощи родителю (законному или уполномоченному представителю) ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), льготы для детей-инвалидов, защита прав ребенка и семьи, социальных гарантий, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;

- повышения компетентности родителей (законных или уполномоченных представителей) в части обеспечения правильного ухода и оптимального развития детей с инвалидностью от 0 до 3 лет;

- индивидуальных особенностей ребенка и условий его оптимального развития в условиях жилого помещения;

а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу ребенка-инвалида (родителя (законного или уполномоченного представителя)

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Практические занятия

Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида, направленные на:

- освоение ребенком от 0 до 3 лет новых повседневных активностей, необходимых для формирования практических навыков, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях (навыков самообслуживания);

- формирование (восстановление) самостоятельного обслуживания в быту (самостоятельных действий по личной гигиене, по уходу за одеждой и обувью, по приготовлению и употреблению пищи, сервировке повседневного и праздничного стола, по уходу за местом проживания, использования устройств для проведения ингаляции, измерения артериального давления, гликемии и так далее), в том числе уход за глазным протезом, ТСР и ассистивно-коммуникативными средствами (в соответствии с возрастной доступностью) и так далее;

- обучение навыкам пространственной ориентации внутри зданий и помещений (слежение рукой по стене; пробы ногой; защитные техники рукой; передвижение с сопровождающим; передвижение с помощью тактильной трости; передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции; передвижение с опорой на сохранные анализаторы и так далее);

- обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее);

- обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (дифференциация "свой-чужой", навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома - пожар, взлом, утечка газа и так далее);

- обучение навыкам планирования последовательности (алгоритма) повседневных бытовых действий (приготовление пищи, стирка белья, уборка помещений и так далее);

- развитие навыков самоконтроля мимики и жестов;

- обучение навыкам ведения суточного и недельного дневника контроля функционального состояния и самочувствия (при необходимости);

- обучение навыкам дифференциации средств, используемых в быту, с опорой на тактильный и обонятельный анализаторы (лекарственные вещества, средства бытовой химии, парфюмерно-гигиенические, мелкоштучные бытовые предметы и так далее);

- формирование знаний, умений и навыков у родителей (законных или уполномоченных представителей) по уходу за ребенком-инвалидом (в соответствии с возрастом);

- обучение родителя (законного или уполномоченного представителя) технике оказания первой помощи при возникновении неотложных состояний (дыхательной, сердечной недостаточности, кровотечениях, рвоте и так далее);

- обучение родителей (законных или уполномоченных представителей) правилам бытового взаимодействия в процессе совместного проживания с ребенком-инвалидом, ухода за ТСР;

- обучение детей-инвалидов и их родителей (законных или уполномоченных представителей) навыкам персональной сохранности в быту в рамках "Школы для родителей детей-инвалидов" и так далее

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)

- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);

- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, ориентации (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида;

- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними (трость белая тактильная, оптические средства коррекции слабовидения, вспомогательное электронное средство ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом, ингаляторы, моче- и калоприемники и так далее) (при необходимости и в соответствии с возрастной доступностью);

- определение уровня осведомленности о соблюдении санитарно-гигиенических правил и режима (регулярная гигиена стомы, уход за кожей, правильная утилизация отходов и так далее) (при необходимости и в соответствии с возрастной доступностью);

- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты (ограничение или снижение животных жиров, соли в пище, исключение раздражающих продуктов, учет принципа дробного питания и так далее) (при необходимости и в соответствии с возрастной доступностью);

- определение уровня осведомленности о технике самоконтроля (контролируемое откашливание, контроль за дизурией, отеками, гликемией и так далее), ведении дневника самоконтроля (артериального давления, пикфлоуметрии, пульсоксиметрии и так далее) (при необходимости и в соответствии с возрастной доступностью);

- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, физических нагрузок (при необходимости и в соответствии с возрастной доступностью);

- выявление неустраненных барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту (в зависимости от имеющегося функционального нарушения);

- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:

- оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

- оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;

- оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);

- рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);

- оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного или уполномоченного представителя) реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации

Индивидуальный