|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;
- сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования родителя (законного или уполномоченного представителя;
- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (навыки личной гигиены, одевание и раздевание, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, умение пользоваться бытовыми приборами, навык приготовления и приема пищи и так далее), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и так далее) в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида;
- проверка умения пользования ТСР и ассистивными технологиями (коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, слуховые аппараты, средства для оптической коррекции зрения и так далее);
- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом);
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с определением объема конкретных мероприятий социально-бытовой реабилитации и абилитации, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и так далее
|
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов;
- об организации правильного ухода за детьми в домашних условиях (для родителей (законных или уполномоченных представителей), имеющих детей с инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет);
- о способах безопасной организации жизнедеятельности ребенка-инвалида в месте проживания;
- об имеющихся современных средствах реабилитации, ТСР и ассистивных технологиях для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности);
- об имеющихся современных средствах реабилитации, ТСР для соблюдения и поддержания личной гигиены и ухода за ребенком-инвалидом;
- о правилах ухода за ТСР;
- об адресах сервисных организаций по ремонту ТСР;
- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации;
- по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации по запросу родителя (законного или уполномоченного представителя
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
Социально-бытовое консультирование по вопросам:
- получения ТСР и ассистивных технологий для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации;
- адаптации жилого помещения ребенка-инвалида к его нуждам, а также составления модели квартиры по принципу универсального дизайна с учетом нарушенных функций и наличия полевого поведения;
- создания сенсорно обогащенной среды для с целью профилактики двигательной и сенсорной депривации;
- поддержания гигиены ребенка-инвалида;
- определения у ребенка-инвалида уровня удовлетворенности базовых физиологических потребностей (чувство сытости, усталость, стресс, нормализация сна;
- обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту;
- повышения компетентности родителей (законных или уполномоченных представителей) в части обеспечения правильного ухода и оптимального развития детей с инвалидностью от 0 до 3 лет;
- индивидуальных особенностей ребенка и условий его оптимального развития в условиях жилого помещения;
- содействия в получении юридической помощи родителю (законному или уполномоченному представителю) ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), льготы для детей-инвалидов, защиты прав ребенка и семьи, социальных гарантий, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;
- деятельности общественных и государственных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги детям раннего возраста;
а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу ребенка-инвалида (родителя (законного или уполномоченного представителя)
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия
|
Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида направлены на:
- освоение ребенком от 0 до 3 лет новых повседневных активностей, необходимых для формирования практических навыков, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях (навыков самообслуживания);
- формирование навыков самостоятельного обслуживания в быту (с учетом индивидуальных возможностей ребенка-инвалида и наличия полевого поведения), в том числе навыков личной гигиены и здоровья (режим дня, утренний и вечерний туалет, уход за кожей, волосами, ногтями, зарядка; дифференциация средств гигиены), одевания и раздевания, навыков опрятности;
- формирование элементарных навыков ведения домашнего хозяйства с учетом индивидуальных возможностей ребенка-инвалида (уход за комнатными растениями, одеждой, уборка помещений и поддержание порядка в быту, умение пользования бытовыми приборами, знание функционального предназначения жилых помещений и так далее);
- формирование культуры питания (пользование столовыми приборами, сервировка стола, культура потребления пищи, понимание полезных и вредных, съедобных и несъедобных продуктов);
- обучение навыкам персональной сохранности в быту (отличать съедобное от несъедобного, не брать острые предметы и так далее);
- обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (дифференциация "свой-чужой" и так далее);
- коррекция полевого поведения в быту;
- обучение родителей (законных или уполномоченных представителей) правилам бытового взаимодействия в процессе совместного проживания с ребенком-инвалидом;
- формирование знаний, умений и навыков у родителей (законных или уполномоченных представителей) по уходу за ребенком-инвалидом (в соответствии с возрастом);
- обучение родителей (законных или уполномоченных представителей) правилам ухода за ТСР и ассистивными средствами в процессе их использования ребенком-инвалидом;
- обучение родителей (законных или уполномоченных представителей) в рамках "Школы для родителей детей-инвалидов"
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование родителя (законного или уполномоченного представителя;
- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, передвижения в быту (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность"), персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида;
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;
- беседа с родителем (законным или уполномоченным представителем) с целью определения уровня самооценки удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;
|
|
|
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);
|
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);
|
|
|
|
|
-
|
оценку удовлетворенности родителя (законного или уполномоченного представителя) реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации
|
|