26. Ребенок-инвалид вследствие экзогенно-органических расстройств, а также эпизодических и пароксизмальных расстройств (ЦРГ 1.3)

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Формат реализации мероприятия

Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);

- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (навыки личной гигиены, одевание и раздевание, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, умение пользоваться бытовыми приборами, знание функционального предназначения жилых помещений и так далее), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством, окнами, балконами и так далее) в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида;

- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом);

- определение уровня осведомленности о соблюдении правил безопасности в быту, предотвращающих или уменьшающих вероятность травмы (падения с высоты, утопления, получения ожогов и так далее) во время эпилептического приступа и других пароксизмальных состояниях;

- определение уровня осведомленности о соблюдении режима дня (четкий ритм сна и бодрствования, избегание резких ранних пробуждений, правильное чередование работы и отдыха, избегание психологических и физических перегрузок) сбалансированного рациона питания, а также режима приема назначенных медикаментов, сна и отдыха;

- определение уровня осведомленности родителя (законного или уполномоченного представителя) о мерах первой помощи при эпилептическом приступе и других пароксизмальных состояниях;

- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования техническими средствами реабилитации (ТСР) и так далее;

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:

Индивидуальный

-

оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и так далее

Информирование

- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов;

- об организации правильного ухода за детьми в домашних условиях (для родителей, имеющих детей с инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет);

- о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания с акцентом на минимизирование ярких, повторяющихся звуковых и световых триггеров;

- о правила безопасности в быту, предотвращающих или уменьшающих вероятность травмы (падения с высоты, утопления и получение ожогов и так далее) во время эпилептического приступа и других пароксизмальных состояниях;

- о необходимости соблюдения режима дня (четкий ритм сна и бодрствования, избегание резких ранних пробуждений, правильное чередование работы и отдыха, избегание физических и физических перегрузок, триггеров и так далее), сбалансированного рациона питания, а также режима приема назначенных медикаментов, режима сна и отдыха;

- о необходимости избегания ритмического мелькания света, таких как просмотр телепередач, компьютерные игры и так далее (только при светочувствительных формах эпилепсии);

- о необходимости ведении дневника эпилептических приступов с целью ориентации в частоте и времени возникновения приступов, а также выявлении провоцирующих триггеров;

- о видах эпилепсии и различных формах эпилептических приступов, профилактике возникновении эпилептического статуса;

- о мерах первой помощи при эпилептическом приступе и других пароксизмальных состояниях;

- о методах и приемах социально-бытовой ориентировки ребенка-инвалида;

- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации и так далее

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Консультирование

Социально-бытовое консультирование по вопросам:

- обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту, предотвращающих или уменьшающих вероятность травмы (падения с высоты, утопления и получение ожогов и так далее) во время приступа;

- формирования навыков социально-бытовой ориентировки ребенка-инвалида;

- использования вспомогательных впитывающих средств при недержании одноразового использования для детей (подгузники, прокладки, пеленки), а также принципам подбора с учетом назначения, вида и размера средства;

- повышения компетентности родителей в части обеспечения правильного ухода и оптимального развития детей с инвалидностью от 0 до 3 лет;

- индивидуальных особенностей ребенка и условий его оптимального развития в условиях жилого помещения (создание поддерживающей среды с компенсаторными стратегиями, которые помогают улучшить качество жизни ребенка-инвалида, облегчить его быт и повысить независимость в повседневных задачах);

- по вопросам приспособления к новым сторонам измененного функционирования ребенка-инвалида (соблюдение режима приема назначенных медикаментов, соблюдение режима дня, сбалансированного рациона питания, избегание физических и физических перегрузок, триггеров и так далее);

- по вопросам ведения дневника эпилептических приступов;

- по вопросам использования в быту системы сигнализации оповещения эпилептического приступа, датчика падения и так далее

- создания благоприятных условий в помещении, где проживает ребенок с инвалидностью, в соответствии с его потребностями, а также с учетом полевого поведения;

- содействия в получении юридической помощи родителю (законному или уполномоченному представителю) ребенка-инвалида в части нормативно-правовых вопросов социальной реабилитации и абилитации, льгот для детей-инвалидов, защиты прав ребенка и семьи, социальных гарантий, реализации ИПРА ребенка-инвалида, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), подготовки типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;

- деятельности общественных и государственных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги детям раннего возраста;

а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу ребенка-инвалида (родителя (законного или уполномоченного представителя)

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Практические занятия

Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида направлены на:

- освоение ребенком от 0 до 3 лет новых повседневных активностей, необходимых для формирования практических навыков, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях (навыков самообслуживания);

- формирование (восстановление) навыков самостоятельного обслуживания в быту (с учетом индивидуальных возможностей ребенка-инвалида и наличия полевого поведения), в том числе навыков личной гигиены и здоровья (режим дня, утренний и вечерний туалет, уход за кожей, волосами, ногтями, зарядка; дифференциация средств гигиены), одевания и раздевания, навыков опрятности;

- формирование элементарных навыков ведения домашнего хозяйства - уход за комнатными растениями, уборка помещений и поддержание порядка в быту, умение пользования бытовыми приборами, знание функционального предназначения жилых помещений и так далее;

- формирование навыков соблюдения режима приема назначенных медикаментов;

- формирование навыков соблюдения режима дня (четкий ритм сна и бодрствования, избегание резких ранних пробуждений, правильное чередование работы и отдыха, избегание физических и физических перегрузок, триггеров и так далее);

- формирование культуры питания (пользование столовыми приборами, сервировка стола, культура потребления пищи, понимание полезных и вредных, съедобных и несъедобных продуктов);

- обучение уходу за одеждой, обувью и их ремонту (стирка, чистка, пришивание пуговиц, наложение заплаток и так далее), включая формирование навыков обращения и техники безопасности при работе с иглой и ножницами;

- обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее);

- обучение распознаванию приближающегося эпилептического приступа (ауры) и принятию необходимых здоровьесберегающих мер;

- формирование (восстановление) навыка планирования последовательности (алгоритма) повседневных бытовых действий (приготовление простых блюд, стирка белья, уборка помещения и так далее);

- обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (дифференциация "свой-чужой", навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома - пожар, взлом, утечка газа и так далее);

- обучение пониманию границ семьи в целом и каждого его члена по отдельности, в том числе имущественные и пространственные;

- формирование знаний, умений и навыков у родителей по уходу за ребенком-инвалидом (в соответствии с возрастом);

- обучение родителей (законных или уполномоченных представителей) правилам бытового взаимодействия в процессе совместного проживания с ребенком-инвалидом;

- обучение навыкам использования одноразовых гигиенических средств (подгузники, прокладки, впитывающие пеленки);

- обучение родителей (законных или уполномоченных представителей) оказанию первой помощи при эпилептическом приступе и других пароксизмальных состояниях;

- обучение родителей (законных или уполномоченных представителей) созданию визуальных подсказок и пометок, использованию удобных предметов быта (в частности, цветные контейнеры для хранения разных предметов, яркие метки на предметах и так далее);

- обучение родителей (законных или уполномоченных представителей) разбивать сложные задачи для ребенка-инвалида на простые и конкретные шаги, использовать понятные визуальные инструкции, показывать действия на собственном примере;

- обучение родителей (законных или уполномоченных представителей) самостоятельной коррекции полевого поведения в быту

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)

- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);

- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, ориентации (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида;

- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;

- беседа с ребенком-инвалидом и (или) родителем (законным или уполномоченным представителем) с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:

Индивидуальный

-

оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;

-

оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);

-

рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);

-

оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного или уполномоченного представителя) реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации