|
Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;
- сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);
- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий, передвижение в жилом помещении (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями и в приспособленных под нужды ребенка-инвалида помещениях (кухня, туалет, ванная комната и так далее), устройствами и приспособлениями для одевания, обувания, устройствами для захватывания и зажимания (держателем для открытия и закрытия дверей, рукояткой для пользования шторами, жалюзи и так далее), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством с учетом двигательных нарушений; обеспечение безопасного передвижения в жилых помещениях, профилактика бытовых травм и падений, в том числе с кресла-коляски и так далее) в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида;
- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними;
- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом);
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:
|
Индивидуальный
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов;
- об организации правильного ухода за детьми в домашних условиях (для родителей, имеющих детей с инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет);
- о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания;
- об имеющихся современных средствах реабилитации, ТСР для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности) (держатель для открытия и закрытия дверей, рукоятка для пользования шторами, жалюзи, вспомогательные средства для приема пищи и питья, поручни и опорные брусья, мобильные подъемники, система "умный дом" и так далее);
- о необходимости контроля за основными показателями состояния организма (артериальное давление, температура, масса тела и так далее), а также за состоянием кожи в местах давления (седалищные бугры);
- о разных типах протезов, кресел-колясок (с ручным приводом, рычажного типа, с электроприводом), а также о принципах подбора;
- о правилах ухода за ТСР;
- об адресах сервисных организаций;
- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации и так далее
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
Социально-бытовое консультирование по вопросам:
- получения и использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе держатель для открытия и закрытия дверей, рукоятка для пользования шторами, жалюзи, вспомогательные средства для приема пищи и питья, опорными брусьями, мобильными подъемниками и так далее);
- осуществления мероприятий и использования ТСР и вспомогательных средств, направленных на фиксацию позвоночника, снижение болевого синдрома (включая подбор ортезов и корсетов, кроватей и оборудования для кроватей, ортопедических принадлежностей для лежания или сидения и так далее), уменьшение двигательного дефицита (переворачивания и так далее), улучшение функций тазовых органов, трофики и кровоснабжения конечностей, замедление процесса формирования контрактур и преодоление задержки статомоторного развития;
- адаптации жилого помещения ребенка-инвалида к его нуждам (оборудование жилого помещения поручнями и так далее), а также составления модели квартиры по принципу универсального дизайна (с учетом размера кресла-коляски);
- обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством с учетом двигательных нарушений; обеспечение безопасного передвижения в жилых помещениях, профилактика бытовых травм и падений, в том числе с кресла-коляски и так далее);
- необходимости выполнения общего и лимфодренажного массажа, самомассажа;
- повышения компетентности родителей (законных или уполномоченных представителей) в части обеспечения правильного ухода и оптимального развития детей с инвалидностью от 0 до 3 лет;
- индивидуальных особенностей ребенка и условий его оптимального развития в условиях жилого помещения;
- самостоятельного проведения занятий, направленных на увеличение объема активных и пассивных движений в конечностях, уменьшение тугоподвижности в суставах, нормализацию мышечного тонуса, прирост мышечной силы и улучшение тургора тканей, в том числе для целей повышения общей активности жизнедеятельности, выполнения бытовых действий, действий самообслуживания и элементарных навыков;
- осуществления мер профилактики вторичных смещений в позвоночном канале при осуществлении бытовых действий;
- профилактики длительной иммобилизации, отсутствия активных движений (в том числе приводящим к мочекаменной болезни и нарушениям функции почек, осложнениям со стороны сердечно-сосудистой и бронхолегочной систем) в домашних условиях;
- профилактики мышечного напряжения, укрепления мышц и увеличения мышечной силы, в том числе мышц спины и конечностей, направленных на предотвращение мышечной гипотонии (особенно в условиях отсутствия нагрузки) в домашних условиях;
- содействия в получении юридической помощи родителю (законному или уполномоченному представителю) ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), льготы для детей-инвалидов, защиты прав ребенка и семьи, социальных гарантий, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;
- деятельности общественных и государственных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги детям раннего возраста;
а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу ребенка-инвалида (родителя (законного или уполномоченного представителя)
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия
|
Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида направлены на:
- освоение ребенком от 0 до 3 лет новых повседневных активностей, необходимых для формирования практических навыков, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях (навыков самообслуживания);
- формирование (восстановление) навыков самостоятельного обслуживания в быту (приготовление и прием пищи, навыки личной гигиены и опрятности в быту, уборка кровати, помещения и так далее), в том числе пользования и обслуживания ТСР и вспомогательных средств;
- обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее);
- формирование навыков ведения домашнего хозяйства с учетом индивидуальных возможностей ребенка-инвалида, а также с использованием ТСР и вспомогательных средств, (умение пользования бытовыми приборами, уход за одеждой, уборка помещений и поддержание порядка в быту и так далее);
- обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома - пожар, взлом, утечка газа, алгоритм действий при переворачивании и падении с кресла-коляски и так далее);
- использования одноразовых гигиенических средств (подгузники, прокладки, впитывающие пеленки) (при необходимости);
- формирование знаний, умений и навыков у родителей (законных или уполномоченных представителей) по уходу за ребенком-инвалидом (в соответствии с возрастом), в частности, навыка перемещения ребенка с кровати и на кровать и другие поверхности, в том числе с помощью вспомогательных средств для изменения положения тела человека и так далее);
- обучение родителей (законных или уполномоченных представителей) уходу за ребенком-инвалидом (включая переворачивание, гигиенические процедуры, перемещение с кровати и на кровать и так далее, в том числе с помощью вспомогательных средств для подъема людей и так далее);
- обучение родителей (законных или уполномоченных представителей) правилам ухода за ТСР и вспомогательными средствами в процессе их использования ребенком-инвалидом, в том числе в рамках "Школы для родителей детей-инвалидов", и так далее
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);
- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, ориентации (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида;
- тестовые задания для оценки степени сформированности навыков элементарных бытовых действий, передвижения в жилом помещении (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями и в приспособленных под нужды ребенка-инвалида помещениях (кухня, туалет, ванная комната и так далее), устройствами и приспособлениями для одевания, обувания, устройствами для захватывания и зажимания (держатель для открытия и закрытия дверей, рукоятка для пользования шторами, жалюзи и так далее);
- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними;
- выявление неустраненных барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту;
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:
|
Индивидуальный
|