53. Ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, вследствие травм, термических и химических ожогов, отморожений конечностей с формирование анкилозов, контрактур и стягивающих рубцов (ЦРГ 12.5)

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Формат реализации мероприятия

Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);

- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий в жилом помещении, в том числе с использованием протеза (протезов) верхней конечности, в соответствии с его возможностями (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями и в приспособленных под нужды ребенка-инвалида помещениях (кухня, туалет, ванная комната и так далее); устройствами и приспособлениями для одевания, обувания (крючок для застегивания пуговиц, захват для надевания носков, чулок, колготок, захват для верхней одежды и так далее); устройствами и приспособлениями для приготовления и приема пищи (адаптированные столовые приборы; кухонная утварь на присосках и так далее) устройствами для захватывания и зажимания (захват для открывания банок, бутылок; активный захват для предметов и так далее); а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и так далее), в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида;

- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними, включая протезные изделия (при наличии механического или бионического протеза - выполнение протезированной рукой основных видов схвата (формообразующий, крючковый, латеральный, концевой); действий удержания, подъема, переноса и произвольного опускания предметов различных размеров; силовых действий и так далее), в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида;

- выявление существующих барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом);

- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:

Индивидуальный

-

оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и так далее

Информирование

- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов;

- об организации правильного ухода за детьми в домашних условиях (для родителей (законных или уполномоченных представителей), имеющих детей с инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет);

- о различных видах протезных изделий верхних конечностей (косметические; механические; рабочие с различными сменными насадками; бионические; спортивные), минимальном возрасте ребенка-инвалида для их установки и о правилах ухода за ними;

- о необходимости использования протезов верхних конечностей для правильного развития (функционирования) мышц спины, а также профилактики развития сколиоза и гипотрофии мышц;

- об имеющихся современных средствах реабилитации, ТСР для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности) (крючок для застегивания пуговиц, кухонная утварь на присосках, активный захват для предметов и так далее);

- об адресах сервисных организаций, обслуживающих протезные изделия;

- о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания;

- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации и так далее

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Консультирование

Социально-бытовое консультирование по вопросам:

- организации быта и обустройства жилого помещения ребенка-инвалида с целью облегчения его функционирования дома (двери маятникового типа, смесители с длинными подъемными ручками, оконные карнизы с электроприводом и так далее);

- использования ТСР (включая протезные изделия) и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе захват для открывания банок, бутылок, захват для надевания носков, чулок, колготок, адаптированные столовые приборы, дозаторы для мыла и зубной пасты и так далее);

- использования различных средств, повышающих комфортность при ношении протеза верхней конечности (компрессионные чехлы на культю, средства для ухода за кожей);

- правил ухода за ТСР, включая протезные изделия (уход за корпусом и культеприемной гильзой протеза, чехлом на культю);

- правил гигиенического ухода за культей при использовании протеза верхней конечности (ежедневное промывание мягким мылом, использование увлажняющих средств для ухода за кожей и так далее);

- формирования навыков социально-бытовой ориентировки ребенка-инвалида;

- обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту;

- повышения компетентности родителей (законных или уполномоченных представителей) в части обеспечения правильного ухода и оптимального развития детей с инвалидностью от 0 до 3 лет;

- содействия в получении юридической помощи родителю (законному или уполномоченному представителю) ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР, в том числе финансирование и компенсация протезирования и протезных изделий), льготы для детей-инвалидов, защита прав ребенка и семьи, социальных гарантий, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;

а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу ребенка-инвалида (родителя (законного или уполномоченного представителя)

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Практические занятия

Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида направлены на:

- освоение ребенком от 0 до 3 лет новых повседневных активностей, необходимых для формирования практических навыков, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях (навыков самообслуживания);

- формирование (восстановление) навыков самостоятельного обслуживания в быту, в том числе с учетом протезного изделия (изделий) (в соответствии с их возможностями), а также с использованием ТСР и ассистивных технологий (приготовление и прием пищи; навыки личной гигиены и опрятности в быту; уборка кровати, помещения; одевания и раздевания и так далее),

- обучение выполнению протезированной рукой (руками) основных видов схвата (формообразующий, крючковой, латеральный, концевой); действий удержания, подъема, переноса и произвольного опускания предметов разных размеров; силовых действий (при наличии механического или бионического протеза);

- обучение навыкам обслуживания ТСР и ассистивных технологий (в том числе уход за корпусом и культеприемной гильзой протеза и так далее);

- обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее);

- обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома - пожар, взлом, утечка газа и так далее);

- формирование знаний, умений и навыков у родителей (законных или уполномоченных представителей) по уходу за ребенком-инвалидом (в соответствии с возрастом), в частности, навыкам гигиенического ухода за культей и так далее;

- обучение родителей (законных или уполномоченных представителей) правилам ухода за ТСР и ассистивными средствами в процессе их использования ребенком-инвалидом, в том числе в рамках "Школы для родителей детей-инвалидов", и так далее

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)

- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);

- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида;

- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий в жилом помещении, в том числе с использованием протеза (протезов) верхней конечности, в соответствии с его возможностями (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями и в приспособленных под нужды ребенка-инвалида помещениях (кухня, туалет, ванная комната и так далее); устройствами и приспособлениями для одевания, обувания (крючок для застегивания пуговиц, захват для надевания носков, чулок, колготок, захват для верхней одежды и так далее); устройствами и приспособлениями для приготовления и приема пищи (адаптированные столовые приборы; кухонная утварь на присосках и так далее) устройствами для захватывания и зажимания (захват для открывания банок, бутылок; активный захват для предметов и так далее); а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и так далее), в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида;

- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними, включая протезные изделия (при наличии механического или бионического протеза - выполнение протезированной рукой основных видов схвата (формообразующий, крючковый, латеральный, концевой); действий удержания, подъема, переноса и произвольного опускания предметов различных размеров; силовых действий и так далее), в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида;

- выявление неустраненных барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту;

- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:

Индивидуальный

-

оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;

-

оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);

-

рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);

-

оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного или уполномоченного представителя) реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации