|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;
- сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);
- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий в жилом помещении, в том числе с использованием протезов (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями и в приспособленных под нужды ребенка-инвалида помещениях (кухня, туалет, ванная комната и так далее); устройствами и приспособлениями для одевания, обувания (крючок для застегивания пуговиц, захват для надевания носков, чулок, колготок, захват для верхней одежды и так далее); устройствами и приспособлениями для приготовления и приема пищи (адаптированные столовые приборы; кухонная утварь на присосках и так далее) устройствами для захватывания и зажимания (захват для открывания банок, бутылок; активный захват для предметов и так далее); а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и так далее), в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида;
- тестовые задания на умение пользоваться протезами, в том числе с использованием вспомогательных средств (выполнение протезированными руками основных видов хвата (пинцетный, формообразующий, крючковой, латеральный, концевой), силовых действий (удержание предметов с адекватной силой), действий удержания, подъема, переноса и опускания предметов разных размеров с учетом функциональных и весовых ограничений протезов), в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида;
- выявление существующих барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом);
- тестовые задания на умение ухаживать за протезами и культями;
- выявление существующих барьеров в самообслуживании инвалида в быту;
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и так далее
|
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов;
- об организации правильного ухода за детьми в домашних условиях (для родителей (законных или уполномоченных представителей), имеющих детей с инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет);
- о различных видах протезных изделий верхних конечностей (косметические; механические; рабочие с различными сменными насадками; бионические; спортивные), минимальном возрасте ребенка-инвалида для их установки и о правилах ухода за ними;
- о необходимости использования протезов верхних конечностей, в том числе для профилактики развития сколиоза, гипотрофии мышц за счет симметричного распределения нагрузки на мышцы спины и плечевого пояса;
- об имеющихся современных средствах реабилитации, ТСР для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности) (крючок для застегивания пуговиц, кухонная утварь на присосках, активный захват для предметов и так далее);
- об адресах сервисных организаций, обслуживающих протезные изделия;
- о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания;
- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации и так далее
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
Социально-бытовое консультирование по вопросам:
- адаптации и обустройства жилого помещения ребенка-инвалида с целью облегчения его функционирования дома (двери маятникового типа, смесители с длинными подъемными ручками, оконные карнизы с электроприводом и так далее), а также составления модели квартиры по принципу универсального дизайна;
- использования ТСР (включая протезные изделия) и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе захват для открывания банок, бутылок, захват для надевания носков, чулок, колготок, адаптированные столовые приборы, дозаторы для мыла и зубной пасты и так далее);
- использования различных средств, повышающих комфортность при ношении протезов верхних конечностей (компрессионные чехлы на культю, средства для ухода за кожей);
- правил ухода за ТСР, включая протезные изделия (уход за корпусом и культеприемной гильзой протеза, чехлом на культю);
- правил гигиенического ухода за культей при использовании протеза верхней конечности (ежедневное промывание мягким мылом, использование увлажняющих средств для ухода за кожей и так далее);
- формирования навыков социально-бытовой ориентировки ребенка-инвалида;
- обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту;
- повышения компетентности родителей (законных или уполномоченных представителей) в части обеспечения правильного ухода и оптимального развития детей с инвалидностью от 0 до 3 лет;
- содействия в получении юридической помощи родителю (законному или уполномоченному представителю) ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР, в том числе финансирование и компенсация протезирования и протезных изделий), льготы для детей-инвалидов, защита прав ребенка и семьи, социальных гарантий, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;
а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу ребенка-инвалида (родителя (законного или уполномоченного представителя)
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия
|
Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида направлены на:
- освоение ребенком от 0 до 3 лет новых повседневных активностей, необходимых для формирования практических навыков, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях (навыков самообслуживания);
- отработку (закрепление) навыков самостоятельного надевания и снятия протезов;
- развитие функций мелкой моторики в рамках бытовой активности при помощи протезов;
- отработку (закрепление) навыка выполнения протезированными руками основных видов хвата (пинцетный, формообразующий, крючковой, латеральный, концевой);
- отработку (закрепление) навыка выполнения протезированными руками силовых действий (удержание предметов с расчетом необходимой (адекватной) силы движения);
- отработку (закрепление) навыков выполнения протезированными руками действий удержания, подъема, переноса и опускания предметов разных размеров, с учетом функциональных и весовых ограничений протезов и так далее
- формирования (поддержания) навыка ухода за протезами (корпусом и культеприемной гильзой протеза и так далее);
- формирования (поддержания) навыка самообслуживания с учетом возможностей культей или протезов ампутированных верхних конечностей (приготовление и прием пищи; личной гигиены; одевания и раздевания; уборки помещения; ремонта одежды и так далее), включая использование вспомогательных средств (крючок для застегивания пуговиц, захват для надевания носков, чулок, колготок, захват для верхней одежды; адаптированные столовые приборы; мочалка, расческа с адаптированными ручками и так далее);
- обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее);
- обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома - пожар, взлом, утечка газа и так далее);
- формирование знаний, умений и навыков у родителей по уходу за ребенком-инвалидом (в соответствии с возрастом), в частности, навыкам гигиенического ухода за культей и так далее;
- обучение родителей (законных или уполномоченных представителей) правилам ухода за ТСР и вспомогательными средствами в процессе их использования ребенком-инвалидом, в том числе в рамках "Школы для родителей детей-инвалидов", и так далее
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);
- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида;
- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий в жилом помещении, в том числе с использованием протезов (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями и в приспособленных под нужды ребенка-инвалида помещениях (кухня, туалет, ванная комната и так далее); устройствами и приспособлениями для одевания, обувания (крючок для застегивания пуговиц, захват для надевания носков, чулок, колготок, захват для верхней одежды и так далее); устройствами и приспособлениями для приготовления и приема пищи (адаптированные столовые приборы; кухонная утварь на присосках и так далее) устройствами для захватывания и зажимания (захват для открывания банок, бутылок; активный захват для предметов и так далее); а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и так далее), в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида;
- тестовые задания на умение пользоваться протезами, в том числе с использованием вспомогательных средств (выполнение протезированными руками основных видов хвата (пинцетный, формообразующий, крючковой, латеральный, концевой), силовых действий (удержание предметов с адекватной силой), действий удержания, подъема, переноса и опускания предметов разных размеров с учетом функциональных и весовых ограничений протезов), в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида;
- тестовые задания на умение ухаживать за протезами и культями;
- выявление неустранимых барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту;
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;
|
|
|
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);
|
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);
|
|
|
|
|
-
|
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного или уполномоченного представителя) реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации
|
|