|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;
- сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);
- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий (соблюдение личной гигиены, пользование санитарной комнатой и так далее), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование водоснабжением, электричеством и так далее) в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида;
- опрос об умении пользоваться ТСР и ухаживать за ними (уроприемники, средства для защиты и очищения кожи при стоме или диализе и так далее) (в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида);
- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты, лекарственной терапии (соблюдение правильного питьевого режима, дробного питания небольшими порциями, тщательное пережевывание, ограничение употребления соли, своевременный прием ферментов и так далее) (в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида);
- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, адекватных физических нагрузок (в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида);
- выявление существующих барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с определением объема конкретных мероприятий их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и так далее
|
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов;
- об организации правильного ухода за детьми в домашних условиях (для родителей (законных или уполномоченных представителей), имеющих детей с инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет);
- о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания, в том числе о соблюдении санитарно-гигиенического режима;
- о необходимости соблюдения правильного режима дня, питьевого режима, а также рекомендуемой диеты, включая правила приема лекарственных препаратов и их хранения;
- о необходимости самоконтроля за основными показателями состояния организма (артериальное давление, температура, масса тела и так далее), а также за стомой (регулярный осмотр кожных покровов, швов, размеров и положения стомы, отделяемого по стоме), включая ведение дневника самоконтроля;
- об опасностях возникновения неотложных состояний (в частности, почечная недостаточность);
- о правилах проведения антисептических мероприятий, а также необходимости профилактики осложнений (отеки, перитонит, сепсис и так далее);
- о различных вариантах лечения терминальной стадии заболевания почек (перитонеальный диализ, гемодиализ, трансплантация);
- об организациях, на базе которых организованы школы для лиц с нарушениями мочевыделительной функции ("Школа стомированных пациентов", школа "Здоровая почка") и о возможности обучения в них указанной категории лиц;
- об имеющихся современных средствах реабилитации, ТСР под нужды ребенка-инвалида (в рамках бытовой деятельности) (одноразовые подгузники, впитывающие пеленки, уроприемники, ремешки для крепления мочеприемников; стомные мешки, аксессуары по уходу за стомой, компрессионное белье и так далее);
- о правилах ухода за ТСР;
- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации и так далее
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
Социально-бытовое консультирование по вопросам:
- безопасного ведения бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания, в том числе о соблюдении санитарно-гигиенического режима (гигиенические процедуры перед проведением диализа; уход за катетером и за местом его выхода, прием душа со стомой; дезинфекция кожи, утилизация отходов);
- повышения компетентности родителей (законных или уполномоченных представителей) в части обеспечения правильного ухода и оптимального развития детей с инвалидностью от 0 до 3 лет;
- индивидуальных особенностей ребенка и условий его оптимального развития в условиях жилого помещения;
- создания благоприятных условий в помещении, где проживает ребенок с инвалидностью в соответствии с его потребностями;
- соблюдения рекомендуемой диеты (рационального питания) и питьевого режима (включая прием витаминов и минералов, а также правила дробного питания, ограничения употребления соли и так далее);
- соблюдения правил приема лекарственных препаратов, их хранения;
- соблюдения режима сна, отдыха, адекватных физических нагрузок;
- ведения дневника самоконтроля (с фиксацией основных показателей состояния организма (артериальное давление, температура, масса тела и так далее), параметров диализа (использованная концентрация глюкозы, введенный объем и так далее), а также принимаемых лекарств и так далее);
- использования ТСР для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (уроприемники, средства для защиты и очищения кожи при стоме или диализе, подгузники, впитывающие пеленки и так далее);
- содействия в получении юридической помощи родителю (законному или уполномоченному представителю) ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), льготы для детей-инвалидов, защиты прав ребенка и семьи, социальных гарантий, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;
а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу ребенка-инвалида (родителя (законного или уполномоченного представителя)
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия
|
Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида направлены на:
- освоение ребенком от 0 до 3 лет новых повседневных активностей, необходимых для формирования практических навыков, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях (навыков самообслуживания);
- самостоятельное обслуживание в быту, в том числе на формирование навыков соблюдения личной гигиены, дезинфекции помещений, а также пользования и обслуживания ТСР (смена уроприемника, правильная утилизация отходов, уход за катетером и за местом его выхода и так далее);
- правильное, рациональное питание и питьевой режим (сбалансированность диеты, соблюдение режима приема пищи, соблюдение правил приема и хранения лекарств и так далее);
- ведение "Дневника самоконтроля" (в частности, "Дневник питания", "Дневник основных показателей состояния организма");
- обучение самостоятельному изготовлению, фиксации и смене прокладок при стоме;
- обучение навыкам самопомощи (в частности, при процедурах диализа);
- обучение навыкам правильного ухода за кожей (включая антисептические мероприятия) вокруг стомы или катетера (при диализе), профилактика инфекционных заболеваний, раздражений и гипергрануляции;
- обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее);
- формирование знаний, умений и навыков у родителей (законных или уполномоченных представителей) по уходу за ребенком-инвалидом (в соответствии с возрастом);
- обучение родителя (законного или уполномоченного представителя) технике оказания первой помощи при возникновении неотложных состояний (почечной недостаточности, кровотечениях и так далее);
- обучение родителей (законных или уполномоченных представителей) правилам бытового взаимодействия в процессе совместного проживания с ребенком-инвалидом, ухода за ТСР;
- обучение детей-инвалидов и их родителей (законных или уполномоченных представителей) навыкам персональной сохранности в быту в рамках "Школы для родителей детей-инвалидов"
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование и опрос;
- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида;
- опрос об умении пользоваться ТСР и ухаживать за ними (уроприемники, средства для защиты и очищения кожи при стоме или диализе и так далее) (в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида);
- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты, лекарственной терапии (соблюдение правильного питьевого режима, дробного питания небольшими порциями, тщательное пережевывание, ограничение употребления соли, своевременный прием ферментов и так далее) (в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида);
- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, адекватных физических нагрузок (в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида);
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;
- беседа с ребенком-инвалидом и (или) родителем (законным или уполномоченным) представителем с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;
|
|
|
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);
|
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);
|
|
|
|
|
-
|
оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного или уполномоченного представителя) реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации
|
|