|
Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;
- сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);
- на выполнение элементарных бытовых действий (соблюдение личной гигиены, стирка, уборка, пользование постельным бельем, санитарной комнатой и так далее), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и так далее) в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида;
- тестовые задания на умение пользоваться различными изделиями медицинского назначения и ТСР и ухаживать за ними (ингаляторы, моче- и калоприемники, тонометры и так далее) (в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида);
- определение уровня осведомленности о соблюдении санитарно-гигиенических правил и режима (регулярная гигиена стомы, уход за кожей, правильная утилизация отходов и так далее) (в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида);
- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты, лекарственной терапии (дробное питание небольшими порциями, тщательное пережевывание, ограничение употребления соли, продуктов, послабляющих или закрепляющих стул, вызывающих газообразование, исключение острой пищи, соблюдение правильного питьевого режима, своевременный прием ферментов и так далее) (в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида);
- определение уровня осведомленности о технике самоконтроля (контролируемое откашливание, контроль за дизурией, отеками, гликемией и так далее), ведении дневника самоконтроля (артериального давления, пикфлоуметрии, пульсоксиметрии и так далее) (в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида);
- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, физических нагрузок, речевых нагрузок (при трахеостоме) (в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида);
- выявление существующих барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом);
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:
|
Индивидуальный
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов;
- об организации правильного ухода за детьми в домашних условиях (для родителей (законных или уполномоченных представителей), имеющих детей с инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет);
- о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания (профилактика травм, падений и так далее), в том числе в части необходимости соблюдения правил личной гигиены и дезинфекции помещений (прием душа со стомой, дезинфекция кожи, утилизация отходов) и так далее;
- о необходимости соблюдения режима питания, диеты (ограничение или снижение животных жиров, соли в пище, легко усвояемых углеводов в пище, избегание приема раздражающих продуктов, уменьшение разового объема или увеличение частоты приема пищи, ограничение приема пищи перед сном и так далее);
- о правилах соблюдения санитарно-гигиенического режима, режима сна и отдыха, физической активности;
- о необходимости контроля самочувствия и общего состояния здоровья, профилактики осложнений заболевания (контроль дефекации (частота, количество, цвет и оформленность стула), дыхания (частота, глубина дыхательных актов), отеков, веса и так далее);
- о необходимости самоконтроля за стомой (регулярный осмотр кожных покровов, швов, размеров и положения стомы, отделяемого по стоме);
- о необходимости соблюдения правил приема лекарств, их хранения;
- о побочных эффектах лечения (в частности, гипотония, тошнота, рвота, судороги и так далее);
- о правилах проведения антисептических мероприятий; необходимости профилактики осложнений (отеки, ожирение, запоры, сепсис и так далее);
- о рисках, связанных с развитием неотложных состояний (дыхательной, сердечной, почечной недостаточности и так далее) или осложнений, в том числе при стоме (кровотечение, некроз, пролапс, стеноз, грыжа, дерматит, инфекционные осложнения и так далее);
- об имеющихся современных средствах реабилитации, в том числе ТСР для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (держатель для открытия и закрытия дверей, рукоятка для пользования шторами, жалюзи, поручни (перила) для самоподнимания и опорные брусья, мобильные подъемники);
- об имеющихся современных изделиях медицинского назначения (абсорбирующее белье, специальные средства при нарушениях функций выделения (калоприемники, уроприемники, ремешки для крепления мочеприемников и так далее), электронные тонометры, пульсоксиметры и так далее);
- о правилах ухода за ТСР (при необходимости);
- об адресах сервисных организаций (при необходимости);
- об обучении в школах для лиц с нарушениями функций внутренних органов и систем (в частности, "Школа стомированных пациентов", "Школа здоровья для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями" итак далее) и организациях, на базе которых реализуются мероприятия подобных школ;
- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации;
- о целесообразности установки в санитарной и (или) спальной комнате кнопок вызова (тревожных кнопок, кнопок жизни) для своевременного и экстренного вызова близких при ухудшении самочувствия и так далее
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
Социально-бытовое консультирование по вопросам:
- обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту (профилактика ударов, падений со стомой и так далее), необходимости соблюдения правил личной гигиены, дезинфекции помещений, рационального питания, приема и хранения лекарств;
- адаптации жилого помещения (санитарные комнаты) к нуждам ребенка-инвалида (профилактика травматизма);
- использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники, абсорбирующее белье, подгузники), ходунки, мобильные подъемники и так далее);
- повышения компетентности родителей (законных или уполномоченных представителей) в части обеспечения правильного ухода и оптимального развития детей с инвалидностью от 0 до 3 лет;
- индивидуальных особенностей ребенка и условий его оптимального развития в условиях жилого помещения;
- содействия в получении юридической помощи родителю (законному или уполномоченному представителю) ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), льготы для детей-инвалидов, защиты прав ребенка и семьи, социальных гарантий, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;
- деятельности общественных и государственных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги детям раннего возраста;
а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу ребенка-инвалида (родителя (законного или уполномоченного представителя)
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия
|
Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида направлены на:
- освоение ребенком от 0 до 3 лет новых повседневных активностей, необходимых для формирования практических навыков, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях (навыков самообслуживания);
- формирование (восстановление) навыков самостоятельного обслуживания в быту, в том числе навыков соблюдения личной гигиены, дезинфекции помещений, умений пользования бытовыми приборами, а также пользования и обслуживания ТСР и так далее (в соответствии с возрастом);
- обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее) (небулайзеры, бактерицидные лампы);
- обучение навыкам правильного, рационального питания, лекарственной терапии (сбалансированность диеты, соблюдение режима приема пищи, контроль за объемом принимаемой пищи, избегание приема раздражающих продуктов и напитков, правильный питьевой режим, соблюдение правил приема и хранения лекарств и так далее);
- обучение ведению "Дневника самонаблюдений" (в частности, "Дневник пикфлоуметрии");
- обучение навыкам самопомощи (правильному откашливанию, проведению ингаляций) (в соответствии с возрастом ребенка-инвалида);
- формирование знаний, умений и навыков у родителей (законных или уполномоченных представителей) по уходу за ребенком-инвалидом (в соответствии с возрастом);
- обучение родителя (законного или уполномоченного представителя) технике оказания первой помощи при возникновении неотложных состояний (дыхательной, сердечной недостаточности, кровотечениях, рвоте и так далее);
- обучение родителей (законных или уполномоченных представителей) правилам бытового взаимодействия в процессе совместного проживания с ребенком-инвалидом, ухода за ТСР;
- обучение детей-инвалидов и их родителей (законных или уполномоченных представителей) навыкам персональной сохранности в быту в рамках "Школы для родителей детей-инвалидов" и так далее
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);
- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида;
- тестовые задания на умение пользоваться различными изделиями медицинского назначения и ТСР и ухаживать за ними (ингаляторы, моче- и калоприемники, тонометры и так далее) (в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида);
- определение уровня осведомленности о соблюдении санитарно-гигиенических правил и режима (регулярная гигиена стомы, уход за кожей, правильная утилизация отходов и так далее) (в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида);
- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты, лекарственной терапии (дробное питание небольшими порциями, тщательное пережевывание, ограничение употребления соли, продуктов, послабляющих или закрепляющих стул, вызывающих газообразование, исключение острой пищи, соблюдение правильного питьевого режима, своевременный прием ферментов и так далее) (в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида);
- определение уровня осведомленности о технике самоконтроля (контролируемое откашливание, контроль за дизурией, отеками, гликемией и так далее), ведении дневника самоконтроля (артериального давления, пикфлоуметрии, пульсоксиметрии и так далее) (в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида);
- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, физических нагрузок, речевых нагрузок (при трахеостоме) (в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида);
- выявление неустраненных барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту (в зависимости от имеющегося функционального нарушения);
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;
- беседа с ребенком-инвалидом и (или) родителем (законным или уполномоченным представителем) с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:
|
Индивидуальный
|