|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;
- сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования, включая адаптированные анкеты (отрицательная контрастность, увеличенный размер шрифта, дублирования информации шрифтом Брайля, в том числе предоставление анкеты в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, брайлевского дисплея) с использованием оптических средств коррекции слабовидения (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и так далее); при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);
- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (навыки личной гигиены, одевание и раздевание, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, навыки приготовления и приема пищи, умение пользоваться бытовыми приборами и так далее), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и так далее) в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида;
- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними (в частности, трость белая тактильная, оптические средства коррекции слабовидения, вспомогательное электронное средство ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом, и так далее);
- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом);
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и так далее
|
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации;
- об организации правильного ухода за детьми в домашних условиях (для родителей (законных или уполномоченных представителей), имеющих детей с инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет);
- о методах и приемах социально-бытовой ориентировки и пространственной ориентации ребенка-инвалида;
- о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания;
- об имеющихся современных ТСР, в том числе для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности) (бытовые приборы с функцией звукового оповещения, портативные и стационарные увеличители, лупы и так далее);
- об общих правилах ухода за ТСР;
- об адресах организаций, предоставляющих услуги по обслуживанию и ремонту ТСР;
- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации и так далее
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
Социально-бытовое консультирование по вопросам:
- организации быта и обустройства жилого помещения ребенка-инвалида с целью обеспечения персональной безопасности (сохранности) и облегчения его функционирования дома (единообразие и постоянство домашней обстановки; расстановка и расположение мебели с учетом размера одинаковой ширины выступов по периметру комнаты (избегание выступающих углов); отсутствие полуоткрытых окон и дверей внутри квартиры; отсутствие загромождений и лишних вещей в проходах из комнаты в комнату, а также в коридоре (ведра с мусором, сумки, стулья и так далее); закрепление настенных предметов интерьера и быта на уровне выше роста ребенка-инвалида (книжные полки, светильники, цветы), в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций (оснащение квартиры датчиками протечки воды и утечки газа со звуковым оповещением и так далее);
- упрощения ориентировки внутри жилого помещения с помощью направляющих поручней; наклеек, меток с тактильными пиктограммами или с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; тактильной направляющей ленты и так далее;
- маркировки элементов быта (электробытовой техники, полок и ящиков шкафов, кухонной утвари и так далее) в соответствии с их функциональным назначением с помощью различных наклеек (меток), тифломаркера, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля;
- электробытового оснащения с учетом нарушения зрительной функции ребенка-инвалида (обустройство жилья электрическими приборами с доступным способом пользования и системой звукового оповещения (в частности, кухонный таймер, весы и термометр с голосовым выходом, звуковой индикатор уровня жидкости и так далее);
- формирования навыков социально-бытовой ориентировки и пространственной ориентации ребенка-инвалида;
- получения и использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе телефонные устройства с голосовым выводом, специальные устройства с оптической коррекцией слабовидения и так далее);
- повышения компетентности родителей (законных или уполномоченных представителей) в части обеспечения правильного ухода и оптимального развития детей с инвалидностью от 0 до 3 лет;
- индивидуальных особенностей ребенка и условий его оптимального развития в условиях жилого помещения;
- создания благоприятных условий в помещении, где проживает ребенок с инвалидностью в соответствии с его потребностями;
- содействия в получении юридической помощи родителю (законному или уполномоченному представителю) ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), условия предоставления собаки-проводника (в том числе о возрастных ограничениях), льготы для детей-инвалидов, защиты прав ребенка и семьи, социальных гарантий, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;
- деятельности общественных и государственных организаций (в частности, Всероссийского общества слепых), оказывающих необходимую помощь и услуги детям раннего возраста, и способах взаимодействия с ними;
а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу ребенка-инвалида (родителя (законного или уполномоченного представителя)
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия
|
Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида направлены на:
- освоение ребенком от 0 до 3 лет новых повседневных активностей, необходимых для формирования практических навыков, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях (навыков самообслуживания);
- обучение навыкам пространственной ориентации внутри зданий и помещений (слежение рукой по стене; пробы ногой; защитные техники рукой; передвижение с сопровождающим; передвижение с помощью тактильной трости; передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции слабовидения; передвижение с использованием сохранных анализаторов и так далее);
- формирование (восстановление) навыков самостоятельного обслуживания в быту, в том числе пользования и обслуживания ТСР и ассистивных технологий (трость белая тактильная, специальные устройства с голосовым выводом информации, средства оптической коррекции слабовидения, вспомогательное электронное средство ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом, и так далее);
- формирование (восстановление) навыков приготовления и приема пищи (в том числе с использованием бытовой техники с таймерами, звуковых индикаторов уровня жидкости, кухонных ножей с дозатором, оградителей тарелок для пищи, дозаторов продуктов и другого), а также согласно правилам этикета;
- обучение навыкам дифференциации средств, используемых в быту, с опорой на тактильный и обонятельный анализаторы (лекарственные вещества, средства бытовой химии, парфюмерно-гигиенические средства, мелкоштучные бытовые предметы и так далее);
- обучение навыкам персональной сохранности (безопасности) в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее);
- обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия при возникновении различных бытовых экстренных ситуаций - пожар, взлом, утечка газа и так далее);
- формирование знаний, умений и навыков у родителей по уходу за ребенком-инвалидом (в соответствии с возрастом);
- обучение родителей (законных или уполномоченных представителей) правилам бытового взаимодействия в процессе совместного проживания с ребенком-инвалидом, а также правилам ухода за ТСР и ассистивными средствами в процессе их использования ребенком-инвалидом и так далее
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование и опрос, включая адаптированные анкеты с использованием оптических средств коррекции слабовидения, при необходимости с привлечением родителя (законного или уполномоченного представителя);
- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, ориентации (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида;
- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними (трость белая тактильная, оптические средства коррекции слабовидения, вспомогательное электронное средство ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом, и так далее);
- выявление неустранимых барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту;
- опрос родителей (законных или уполномоченных представителей) с целью определения уровня родительских реабилитационных компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и так далее), целей и правил пользования ТСР и так далее;
- беседа с ребенком-инвалидом и (или) родителем (законным или уполномоченным представителем) с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:
- оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
- оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;
- оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);
- рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);
- оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и (или) его родителя (законного или уполномоченного представителя) реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации
|
Индивидуальный
|