57. Ребенок-инвалид, получивший травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, вследствие поражения лицевого отдела черепа, в том числе с одновременным нарушением функций жевания, глотания, голосообразования, зрения или слуха (ЦРГ 12.9)

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Формат реализации мероприятия

Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА детей-инвалидов;

- беседа, в том числе опрос и (или) анкетирование (при невозможности самостоятельного (письменного) допускается заполнение бланков специалистом со слов детей-инвалидов), в целях сбора социально-бытового анамнеза детей-инвалидов;

- тестовые задания и функциональные пробы с целью выявления сохранных и утраченных навыков:

Индивидуальный

-

бытовых действий (навыки личной гигиены, одевание и раздевание, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, умение пользоваться бытовыми приборами, умение пользоваться бытовыми приборами с вибрационными, звуковыми, световыми сигнализаторами и звуковыми оповещениями)

-

ориентировки и передвижения в жилом помещении (знание функционального предназначения жилых помещений, использование опорных перил и поручней, устройств и приспособлений для самоподнимания и так далее) (при необходимости);

-

самообслуживания, в том числе с использованием ТСР (термометров с речевым выходом, весов с речевым выходом, оградителей тарелок и так далее) (при необходимости);

-

пользования устройствами и приспособлениями для одевания, обувания, захвата и зажима (держатели для открытия и закрытия дверей, рукоятки для пользования шторами, жалюзи и так далее) (при необходимости);

- персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством, окнами, балконами и так далее);

- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними (трость белая тактильная, оптические средства коррекции слабовидения, вспомогательное электронное средство ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом, ингаляторы, моче- и калоприемники и так далее) (при необходимости);

- определение уровня осведомленности о соблюдении санитарно-гигиенических правил и режима (регулярная гигиена стомы, уход за кожей, правильная утилизация отходов и так далее);

- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты (ограничение или снижение животных жиров, соли в пище, исключение раздражающих продуктов, учет принципа дробного питания и так далее);

- определение уровня осведомленности о технике самоконтроля (контролируемое откашливание, контроль за дизурией, отеками, гликемией и так далее), ведении дневника самоконтроля (артериального давления, пикфлоуметрии, пульсоксиметрии и так далее);

- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, физических нагрузок;

- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации детей-инвалидов в быту (в зависимости от имеющегося функционального нарушения);

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:

-

оценку социально-бытового статуса детей-инвалидов как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и так далее

Информирование

- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалидов;

- об организации правильного ухода за детьми в домашних условиях (для родителей (законных или уполномоченных представителей), имеющих детей с инвалидностью в возрасте от 0 до 3 лет);

- о необходимости соблюдения режима питания, диеты (соблюдение режима приема пищи и ее объема, сбалансированной диеты в соответствии с особенностями посттравматических нарушений и так далее);

- о правилах соблюдения санитарно-гигиенического режима, режима сна и отдыха, физической активности;

- о необходимости контроля самочувствия и общего состояния здоровья, профилактики осложнений заболевания (контроль дефекации (частота, количество, цвет и оформленность стула), дыхания (частота, глубина дыхательных актов), отеками, весом и так далее);

- о рисках, связанных с развитием неотложных состояний (дыхательной, сердечной, почечной недостаточности и так далее);

- по вопросам качественного ухода за конъюнктивальной полостью и глазным протезом (при необходимости);

- об имеющихся современных средствах реабилитации, в том числе ТСР для адаптации жилых помещений под нужды детей-инвалидов (держатель для открытия и закрытия дверей, рукоятка для пользования шторами, жалюзи, поручни и опорные брусья, мобильные подъемники, система "умный дом" и так далее);

- об имеющихся современных изделиях медицинского назначения и средствах реабилитации для нужд детей-инвалидов в рамках бытовой деятельности (абсорбирующее белье, специальные средства при нарушениях функций выделения (калоприемники, уроприемники, ремешки для крепления мочеприемников и так далее), поручни (перила) для самоподнимания, опоры, электронные тонометры, пульсоксиметры и так далее);

- о правилах ухода за ТСР (бытовые приборы с вибрационными, звуковыми, световыми сигнализаторами и голосовыми оповещениями, электронные ручные и стационарные увеличители и так далее) (при необходимости);

- об адресах сервисных организаций (при необходимости);

- о безопасном ведении бытовой деятельности детьми-инвалидам в месте проживания, в том числе в части необходимости соблюдения правил личной гигиены и дезинфекции помещений;

- о методах и приемах социально-бытовой ориентировки и пространственной ориентации ребенка-инвалида;

- об обучении в школах для лиц с нарушениями функций внутренних органов и систем (в частности, "Школа сахарного диабета", "Школа здоровья для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями" и так далее) и организациях, на базе которых реализуются мероприятия подобных школ;

- о целесообразности установки в санитарной и (или) спальной комнате кнопок вызова (тревожных кнопок, кнопок жизни) для своевременного и экстренного вызова близких при ухудшении самочувствия;

- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации и так далее

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Консультирование

Социально-бытовое консультирование по вопросам:

- персональной безопасности (сохранности) детей-инвалидов в быту;

- формирования навыков социально-бытовой ориентировки детей-инвалидов;

- соблюдения правил личной гигиены и дезинфекции;

- оказания самопомощи (правильное откашливание, введение инсулина, ингаляция и так далее);

- ухода за стомой и кожей вокруг стомы (при необходимости), ранами и кожными трещинами и так далее;

- получения и использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе телефонные устройства с голосовым выводом, специальные устройства с оптической коррекцией слабовидения, приборы для маркировки предметов, специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники, абсорбирующее белье, подгузники), кресла-коляски, костылей, трости, ходунков, держателя для открытия и закрытия дверей, рукоятки для пользования шторами, жалюзи, опорных брусьев, мобильных подъемников и так далее);

- адаптации жилого помещения детей-инвалидов к его нуждам (оборудование устройствами с голосовым выводом информации (телефон, часы) и звуковым оповещением (духовки, таймеры, кастрюли, чашки, исключение пороговой системы, оборудование жилого помещения поручнями и так далее);

- упрощения ориентировки внутри жилого помещения с помощью направляющих поручней; наклеек, меток с тактильными пиктограммами или с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; тактильной направляющей ленты и так далее;

- маркировки элементов быта (электробытовой техники, полок и ящиков шкафов, кухонной утвари и другого) в соответствии с их функциональным назначением с помощью различных наклеек (меток), тифломаркера, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля;

- составления модели квартиры по принципу универсального дизайна (с учетом размера кресла-коляски) (при необходимости);

- организации бытовой деятельности и обустройства жилого помещения с учетом нарушения зрительных функций у детей-инвалидов с целью безопасности и облегчения его функционирования дома (требования к единообразию и постоянству домашней обстановки, расстановка мебели с учетом размера одинаковой ширины выступов по периметру комнаты (избегание выступающих углов), отсутствие полуоткрытых окон и дверей внутри квартиры, отсутствие загромождений и лишних вещей в проходах из комнаты в комнату, в коридоре (пылесос, стулья, ведра с мусором, сумки, портфели, мешки и так далее); закрепление настенных предметов мебели и быта (книжные полки, светильники, свисающие цветы) на уровне выше роста детей-инвалидов и так далее) (при необходимости);

- проведения оккупационной повседневной терапии в домашних условиях;

- повышения компетентности родителей (законных или уполномоченных представителей) в части обеспечения правильного ухода и оптимального развития детей с инвалидностью от 0 до 3 лет;

- по вопросам содействия в получении юридической помощи детям-инвалидам (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), льготы для инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;

а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу ребенка-инвалида (родителя (законного или уполномоченного представителя)

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Практические занятия

Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида направлены на:

- освоение ребенком от 0 до 3 лет новых повседневных активностей, необходимых для формирования практических навыков, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях (навыков самообслуживания);

- самостоятельное обслуживание в быту (самостоятельные действия по личной гигиене, по уходу за одеждой и обувью, по уходу за местом проживания, использования устройств для проведения ингаляции, измерения артериального давления, гликемии и так далее), в том числе уход за глазным протезом, ТСР и ассистивно-коммуникативными средствами;

- формирование (восстановление) навыков приготовления и приема пищи (в том числе с использованием бытовой техники с таймерами, звуковых индикаторов уровня жидкости, кухонных ножей с дозатором, оградителей тарелок для пищи, дозаторов продуктов и другого), а также согласно правилам этикета;

- пространственную ориентацию внутри зданий и помещений (слежение рукой по стене; пробы ногой; защитные техники рукой; передвижение с сопровождающим; передвижение с помощью тактильной трости; передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции; передвижение с опорой на сохранные анализаторы и так далее);

- персональную сохранность в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее);

- планирование последовательности (алгоритма) повседневных бытовых действий (приготовление пищи, стирка белья, уборка помещений и так далее);

- ведение суточного и недельного дневника контроля функционального состояния и самочувствия (при необходимости);

- дифференциацию средств, используемых в быту, с опорой на тактильный и обонятельный анализаторы (лекарственные вещества, средства бытовой химии, парфюмерно-гигиенические, мелкоштучные бытовые предметы и так далее) и так далее

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)

- анкетирование и опрос;

- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность") и персональной безопасности в быту;

- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними (трость белая тактильная, оптические средства коррекции слабовидения, вспомогательное электронное средство ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом, ингаляторы, моче- и калоприемники и так далее) (при необходимости);

- определение уровня осведомленности о соблюдении санитарно-гигиенических правил и режима (регулярная гигиена стомы, уход за кожей, правильная утилизация отходов и так далее);

- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты (ограничение или снижение животных жиров, соли в пище, исключение раздражающих продуктов, учет принципа дробного питания и так далее);

- определение уровня осведомленности о технике самоконтроля (контролируемое откашливание, контроль за дизурией, отеками, гликемией и так далее), ведении дневника самоконтроля (артериального давления, пикфлоуметрии, пульсоксиметрии и так далее);

- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, физических нагрузок;

- выявление неустраненных барьеров в самообслуживании детей-инвалидов в быту (в зависимости от имеющегося функционального нарушения);

- беседа с детьми-инвалидам с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:

Индивидуальный

-

оценку социально-бытового статуса детей-инвалидов (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);

-

рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);

-

оценку удовлетворенности детей-инвалидов реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации