II. Требования к идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев

II. Требования к идентификации клиентов, представителей

клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев

6. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать как клиентов (физических или юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, иностранные структуры без образования юридического лица), которым будет осуществляться оказание услуг (выполнение работ, реализация товаров, совершение нотариальных и иных действий) либо заключение с ними сделок (совершение операций) разового характера (не предполагающих дальнейшего обслуживания), так и клиентов, которых предполагается принять на обслуживание, подразумевающее длящийся характер отношений.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом, организации по поручению других организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе проводить идентификацию клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, а также обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах для таких организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом, организации вправе поручать другим организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, проведение идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, а также обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

7. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, при идентификации клиентов устанавливают сведения, указанные в приложении N 1 и (или) приложении N 2 к настоящим требованиям.

8. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать лицо, являющееся представителем клиента (в том числе единоличного исполнительного органа как представителя клиента - в случае его обращения в качестве представителя клиента), и проверить полномочия такого лица.

При обращении в организацию, к индивидуальному предпринимателю, к лицу, указанному в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, лица, не являющегося единоличным исполнительным органом юридического лица (в качестве представителя клиента), организация, индивидуальный предприниматель, лицо, указанное в статье 7.1 Федерального закона, идентифицируют также единоличный исполнительный орган данного юридического лица.

Обязанности, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта, не распространяются на случаи, когда клиент является государственным органом, органом местного самоуправления, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, государственным внебюджетным фондом либо иной организацией, в которой Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале.

9. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, при идентификации представителей клиента устанавливают сведения, указанные в приложении N 1 и (или) приложении N 2 к настоящим требованиям.

10. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать выгодоприобретателей и установить в отношении них сведения, указанные в приложении N 1 и (или) приложении N 2 к настоящим требованиям.

11. В случае, если организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, не располагают информацией о наличии выгодоприобретателей до приема на обслуживание клиента, им необходимо принять меры по идентификации выгодоприобретателей до проведения операции (сделки).

12. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона. При идентификации бенефициарных владельцев подлежат установлению сведения, указанные в приложении N 1 к настоящим требованиям.

13. Признание физического лица бенефициарным владельцем должно основываться на имеющихся и (или) получаемых организацией, индивидуальным предпринимателем, лицом, указанным в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, документах и (или) информации.

14. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, устанавливают и проверяют достоверность сведений о бенефициарном владельце (бенефициарных владельцах) как представленных клиентом (представителем клиента), так и полученных по результатам анализа совокупности имеющихся у организации, индивидуального предпринимателя, лица, указанного в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, документов и (или) информации. Данные сведения фиксируются в соответствии с пунктами 35 - 38 настоящих требований.

15. В случае, если по результатам принятых организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами, указанными в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, мер бенефициарный владелец юридического лица не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган этого юридического лица. Принимаемое решение и сведения о принятых мерах по выявлению бенефициарного владельца фиксируются в соответствии с пунктами 35 - 38 настоящих требований.

16. В случае принятия на обслуживание клиентов, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, идентификация бенефициарных владельцев таких клиентов не проводится. Сведения об отсутствии обязанности принятия мер по идентификации бенефициарных владельцев в связи с обслуживанием указанных клиентов фиксируются в соответствии с пунктами 35 - 38 настоящих требований.

17. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, обязаны проверить наличие или отсутствие в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений <1>:

--------------------------------

<1> Подпункт "б" пункта 8 требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 667 (далее - требования к ПВК N 667), и подпункт "в" пункта 9 требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1188 (далее - требования к ПВК N 1188).

а) в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

б) в перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН;

в) в решениях о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, вынесенных межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма и экстремистской деятельности, созданным на основании статьи 7.4 Федерального закона.

18. При проведении организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами, указанными в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, проверок, указанных в пункте 17 настоящих требований, используются сведения, актуальные на дату такой проверки.

19. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся на обслуживании и принимаемых на обслуживание, лиц, указанных в подпунктах 1 и 5 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона. Указанные меры применяются в том числе с учетом пунктов 3, 4 статьи 7.3 Федерального закона.

20. Решение о принадлежности физического лица к лицам, указанным в подпунктах 1 и 5 пункта 1 статьи 7.3 Федерального закона, должно основываться на имеющихся и (или) получаемых организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами, указанными в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, документах и (или) информации.

21. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны принимать меры по выявлению среди своих клиентов, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание, лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) <2>.

--------------------------------

<2> Подпункт "г" пункта 8 требований к ПВК N 667.

22. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди сторон по операциям (включая своих клиентов):

а) юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и абзацем первым пункта 2 статьи 7.5 Федерального закона;

б) физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию организации или физического лица, в отношении которых подлежат применению меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и абзацем первым пункта 2 статьи 7.5 Федерального закона;

в) физических или юридических лиц, чьи операции с денежными средствами или иным имуществом приостановлены по решению суда в соответствии с частью четвертой статьи 8 Федерального закона.

23. При проведении идентификации клиента организации и индивидуальные предприниматели оценивают степень (уровень) риска совершения клиентом подозрительных операций, а также на основании программы оценки степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций, включенной в правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПВК) и разработанной в соответствии с требованиями к ПВК N 667, относят клиента к группе риска совершения подозрительных операций в зависимости от степени (уровня) риска.

При проведении идентификации клиента лица, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, оценивают степень (уровень) риска совершения клиентом подозрительных операций, а также на основании программы оценки рисков и управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, включенной в ПВК и разработанной в соответствии с требованиями к ПВК N 1188, относят клиента к группе риска совершения подозрительных операций в зависимости от степени (уровня) риска.

24. Организации и индивидуальные предприниматели, лица, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, обязаны обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в сроки, установленные в подпункте 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, за исключением случаев, определенных пунктом 26 настоящих требований.

25. Обновление полученных в результате идентификации сведений осуществляется в отношении всех клиентов, находящихся на обслуживании, подразумевающем длящийся характер, на момент наступления у организации или индивидуального предпринимателя, лица, указанного в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, обязанности по обновлению таких сведений.

26. Обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, может не проводиться при одновременном наличии следующих условий:

а) организация, индивидуальный предприниматель или лицо, указанное в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, предприняли обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по обновлению сведений, в результате которых обновление сведений не было завершено;

б) со дня принятия мер по обновлению сведений не проводились операции с денежными средствами или иным имуществом клиентом или в отношении клиента.

При обращении клиента в организацию, к индивидуальному предпринимателю или лицу, указанному в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, для проведения операции с денежными средствами или иным имуществом обновление сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце должно быть завершено до ее проведения (при наступлении обязанности по обновлению сведений).

27. Для целей идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца в организацию, индивидуальному предпринимателю, лицу, указанному в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, клиентом (представителем клиента) представляются подлинники или надлежащим образом заверенные копии документов.

Организация, индивидуальный предприниматель, лицо, указанное в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, самостоятельно определяют в ПВК способ заверения копий документов (в том числе выписок из документов), представленных для целей идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, либо обновления сведений о них.

28. Если к идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца либо обновлению информации о них имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная в соответствии с пунктом 27 настоящих требований выписка из него.

29. Отдельные сведения, подтверждение которых не связано с необходимостью изучения организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами, указанными в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, правоустанавливающих документов, финансовых (бухгалтерских) документов либо документов, удостоверяющих личность физического лица (номер телефона, факса, адрес электронной почты, иная контактная информация и другие сведения), могут представляться в том числе без их документального подтверждения.

30. Организации, индивидуальные предприниматели, лица, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, в целях идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца вправе использовать представленные клиентом сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

31. Документы и сведения, на основании которых осуществляется идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца либо обновляются сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце, должны быть действительными на дату их представления (получения), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

32. Документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке (за исключением документов, удостоверяющих личность физических лиц, выданных компетентными органами иностранных государств, составленных на нескольких языках, включая русский язык), представляются организации, индивидуальному предпринимателю, лицу, указанному в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, с приложением перевода на русский язык, верность которого засвидетельствована в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1.

Требование о представлении организации, индивидуальному предпринимателю, лицу, указанному в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, документов с приложением перевода на русский язык, верность которого засвидетельствована в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1, не распространяется на документы, выданные компетентными органами иностранных государств, удостоверяющие личность физических лиц, при условии наличия у физического лица документа, подтверждающего право пребывания (проживания) на территории Российской Федерации (например, въездная виза, миграционная карта, вид на жительство).

33. В случаях, предусмотренных внутренней документацией организации, индивидуального предпринимателя или лица, указанного в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, перевод документа (его части) на русский язык вправе выполнить работник организации, индивидуального предпринимателя, лица, указанного в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, уполномоченный на осуществление перевода внутренними распорядительными документами организации, индивидуального предпринимателя, лица, указанного в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона (при наличии указанного работника), либо лицо, предоставляющее услуги перевода. Перевод должен быть подписан работником, который его осуществил, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), наименования должности и скреплен печатью организации, индивидуального предпринимателя, лица, указанного в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, или лица, предоставляющего услуги перевода (при наличии печати).

34. Иностранные официальные документы, за исключением документов, удостоверяющих личность иностранных граждан и лиц без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, предназначенные для представления в организацию, индивидуальному предпринимателю, лицу, указанному в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, должны быть легализованы в соответствии с Федеральным законом от 22 июня 2024 г. N 145-ФЗ "О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов", если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требование о легализации иностранных официальных документов не распространяется на такие документы, выданные компетентными органами иностранных государств и подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, а также иностранных структур без образования юридического лица, за исключением случаев наличия сомнений у работников организации, индивидуального предпринимателя, лица, указанного в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, в достоверности или точности представленных сведений либо подозрений в том, что целью оказания услуг (выполнения работ, реализации товаров, совершения нотариальных и иных действий) либо заключения сделок является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

35. Сведения, полученные организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами, указанными в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, в результате идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, документально фиксируются в анкете в соответствии со сведениями, приведенными в приложении N 3 к настоящим требованиям.

По решению организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, указанных в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, в анкету также могут быть включены иные сведения, необходимые для реализации настоящих требований.

36. Анкета может заполняться (формироваться) на бумажном носителе или в электронном виде.

37. Полученные организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами, указанными в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, при проведении идентификации копии документов приобщаются к анкете.

38. Документы, составляемые и получаемые организациями, индивидуальными предпринимателями, лицами, указанными в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона, при идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, формируются на бумажном носителе или в электронном виде в досье клиента.

39. При обновлении информации о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце формируется новая анкета, которая приобщается к досье клиента.