9. Индивидуальную программу рекомендуется формировать из разделов согласно приложению N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
9.1. При формировании индивидуальной программы рекомендуется основываться на модели социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, которая содержит следующие разделы:
экономика субъекта Российской Федерации в настоящее время. Раздел включает анализ ключевых показателей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации за пятилетний период, предшествующий началу действия индивидуальной программы. В рамках анализа оценивается положение субъекта Российской Федерации по ключевым показателям в соответствующем федеральном округе и Российской Федерации в целом;
баланс населения и рынок труда. Раздел включает анализ демографических факторов развития, в том числе прогноз общей численности и численности трудоспособного населения на период реализации индивидуальной программы. Кроме того, оценивается потенциал роста рынка труда, в том числе обеспеченность трудовыми ресурсами в отраслевом разрезе в настоящее время и в среднесрочной перспективе;
отраслевая и пространственная структура субъекта Российской Федерации. Раздел включает выделение ключевых отраслей экономики, оценку эффективности используемых федеральных и региональных механизмов поддержки. Кроме того, оценивается дифференциация по уровню развития внутри субъекта Российской Федерации в разрезе муниципальных образований.
По результатам разработки модели социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, которая должна соответствовать утвержденным документам стратегического и территориального планирования, формируются перечень ключевых проблем и возможностей субъекта Российской Федерации, цели индивидуальной программы, а также условия, которым должен соответствовать перечень мероприятий индивидуальной программы.
9.2. Перечень мероприятий индивидуальной программы (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям) соответствует следующим условиям:
направлен на решение проблем и реализацию возможностей, выявленных по результатам разработки модели социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
вносит вклад в достижение целевых показателей индивидуальной программы, указанных в пункте 4 настоящих Методических рекомендаций;
соответствует утвержденным документам стратегического и территориального планирования;
оценивается на предмет возможности возврата всего объема средств федерального бюджета, направленного на реализацию индивидуальной программы, в бюджеты всех уровней в виде налоговых отчислений по истечении периода 10 лет от начала реализации индивидуальной программы. В случае недостаточного налогового потенциала мероприятий индивидуальной программы, предложенных субъектом Российской Федерации, перечень мероприятий корректируется до выполнения условия о возврате федеральных средств в виде налоговых отчислений. При этом учитываемые налоговые отчисления напрямую связаны с реализацией мероприятий индивидуальной программы;
содержит информацию о влиянии (прямом или косвенном) каждого из мероприятий на достижение соответствующих показателей эффективности в соответствии с пунктом 4 настоящих Методических рекомендаций с указанием целевых значений на каждый год реализации мероприятия;
может включать показатели, на достижение которых реализация мероприятий индивидуальной программы оказывает косвенное влияние, но является одним из условий их достижения (показатели, отражающие дополнительный (мультипликативный) эффект реализации таких мероприятий);
подготавливается с учетом отраслевой специализации субъекта Российской Федерации, природных, географических, исторических и демографических особенностей субъекта Российской Федерации.
В основной перечень рекомендуется включать только те мероприятия, реализация которых в полном объеме возможна в пределах объема финансирования, предусмотренного распоряжением Правительства Российской Федерации об утверждении индивидуальной программы.
Инвестиционные проекты, предусматривающие строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, сметная стоимость или предполагаемая (предельная) стоимость либо стоимость приобретения которых (рассчитанная в ценах соответствующих лет) превышает 3 млрд рублей, финансовое обеспечение которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, включаются в Перечень мероприятий индивидуальной программы при наличии заключения Министерства экономического развития Российской Федерации, содержащего выводы об эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, выданного в соответствии с Правилами проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2023 г. N 399.
Допускается включение мероприятий, не обеспеченных финансированием, но не более 10 процентов от общего количества мероприятий индивидуальной программы.
9.3. Финансовое обеспечение мероприятий индивидуальной программы осуществляется за счет предоставления средств федерального бюджета в форме единой субсидии.
Не допускается дублирование финансирования за счет средств федерального бюджета инвестиционных проектов, реализующихся в рамках мероприятий индивидуальной программы за счет иных механизмов государственной поддержки.
По отдельному решению Минэкономразвития России как куратора индивидуальных программ, принятому совместно с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), допускается возможность сбалансированного перераспределения средств федерального бюджета между субъектами Российской Федерации, в отношении которых утверждены индивидуальные программы, с условием их возвратности в течение срока действия индивидуальных программ, а также в случае согласования предложений президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации.
10. В индивидуальную программу рекомендуется включать следующие мероприятия:
механизмы комплексной поддержки предпринимательства через докапитализацию региональных гарантийных организаций, фондов развития промышленности, микрофинансовых организаций;
меры по стимулированию производства продукции и повышению производительности труда;
обеспечение создания и развития на территории субъекта Российской Федерации специальных преференциальных режимов;
создание условий для реализации приоритетных региональных инвестиционных проектов, в том числе через подключение к необходимой инженерной инфраструктуре;
развитие туристской инфраструктуры и другие.
11. К мероприятиям, включенным в индивидуальную программу, рекомендуется подготавливать обосновывающую справочную информацию (паспорт проекта (мероприятия), включающий описательную часть, состав мероприятия, результат, эффекты и так далее).
Мероприятия, направленные на оказание поддержки нескольким получателям, при составлении отчетности о ходе их реализации рекомендуется детализировать в отношении каждого получателя поддержки.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875