3.4. Психологическая помощь ребенку, пережившему насилие

Задача этого направления - реабилитация после перенесенных травмирующих событий и профилактика их повторения. Сексуальное насилие меняет интеллектуальное и эмоциональное отношение ребенка к миру, искажает его восприятие себя, негативно сказывается на всем дальнейшем психическом развитии, например:

- неадекватное развитие сексуальности ребенка, подчеркнуто сексуализированное поведение, промискуитетное поведение в старшем подростковом возрасте;

- ощущение предательства, недоверие к взрослым, отстраненность, трудности установления контакта, генерализованная тревожность, фобии, неврологические нарушения;

- ощущение собственной "испорченности", "никудышности", принятие вины за происшедшее на себя, страх осуждения и отвержения окружающими, сниженная самооценка;

- безынициативность, ситуацию реакции выученной беспомощности, чрезмерное стремление контролировать и многие другие [12, с. 164 - 180, 205 - 218].

Степень травматизации у потерпевших может сильно различаться и не всегда прямо зависит от тяжести совершенного преступления. Наиболее серьезные последствия возникают в случае систематического сексуального злоупотребления (особенно семейного). Одним из особенно тревожных последствий сексуального насилия является повышенный риск дальнейшей виктимизации, причем не обязательно в тех же обстоятельствах, что и ранее. Поэтому это звено профилактики направлено на снижение рисков повторного вовлечения ситуации, связанные с насилием, либо в эксплуатацию онлайн путем защиты и развития навыков безопасного общения в Интернете.

Специалисты указывают на необходимость комплексного характера помощи детям, пострадавшим от насилия. Так психологическая и социальная помощь неразрывно связана с юридической помощью, или лучше сказать, что она опирается и во многом зависит от наличия правовых норм, обеспечивающих помощь ребенку и семье. Например, в случаях домашнего насилия (как правило, оно носит комплексный характер: физическое, эмоциональное, сексуальное или пренебрежение нуждами ребенка) необходимо предоставить социальное жилье для временной изоляции от лица, осуществляющего насилие, и соответствующее психологическое сопровождение.

Можно выделить три основных компонента психологической помощи ребенку, переживающему последствия насилия, жестокого обращения:

1. Преодоление страха, отвращения, ненависти и других переживаний.

Часто для ребенка жестокое обращение с ним является настолько травмирующим, что он не в состоянии выразить свои чувства словами. Поэтому в диагностике и реабилитации применяются элементы игры и творчества: рисование, музицирование и т.п.

Основная цель психологической помощи состоит в том, чтобы помочь ребенку осмыслить травматическое событие. Перед психологом стоят следующие задачи:

- создать у ребенка адекватное и ясное представление о происшедшем;

- помочь осознать травматическое событие, свои реакции на него и симптомы, его сопровождающие и им вызванные (когнитивная организация переживаемого опыта);

- помочь ребенку в управлении своими чувствами и реакциями по преодолению аффекта;

- сформировать у ребенка и членов семьи поведенческие модели, позволяющие преодолеть кризис.

Важно прояснить представление ребенка о причинах насилия и провести работу по снятию чувства вины и переносу ответственности за случившееся на насильника. Необходимо составить вместе с ребенком план действий по разрешению важнейших проблем, вызванных насилием и укрепить появившееся у ребенка ощущение, что он контролирует ситуацию и свою жизнь.

2. Психологическая работа с ребенком, не привязанная непосредственно к переживаемому событию, может быть связана с его отношением к себе, к другим людям, собственному будущему, получению позитивного опыта безопасного взаимодействия со взрослыми, часто противоположного тому, который он получает в семье, навыков в разрешении трудных ситуаций.

3. Семейное консультирование. Поскольку жизнь несовершеннолетнего неразрывно связана с родительской семьей, значительная часть помощи ребенку заключается в помощи его родителям (законным представителям). Многим родителям и до происшествия с ребенком требовалась психологическая помощь. Нередко им не хватает эмпатии к ребенку, навыков ненасильственного воспитания и эмоциональной поддержки. Нередко в семье может сложиться кризисная обстановка, когда родители годами живут на грани развода. Поэтому многие родители сами нуждаются в поддержке и решении их собственных проблем. Как правило, такие проблемы самими родителями не осознаются или игнорируются, но именно на их решении и должна фокусироваться психологическая работа, особенно в ситуациях, рассматриваемых в этом пособии, потому что пока семейное функционирование нарушено, родители не могут оказывать ребенку необходимую поддержку. При этом логика психологической работы с родителями исходит из роли каждого из них в случившемся.

Характер перечисленных выше задач большей частью выходит за рамки квалификации педагога-психолога обычной образовательной организации. Особенно это касается случаев появления каких-либо клинически выраженных симптомов у ребенка после перенесенного насилия [4, с. 31 - 32]. Поэтому подобная психологическая помощь должна оказываться на базе организаций, располагающих специалистами необходимой квалификации. Вместе с тем это не исключает участия в психологической помощи педагога-психолога образовательной организации, поскольку там ребенок проводит значительную часть своей жизни.