Задача этого направления - реабилитация после перенесенных травмирующих событий и профилактика их повторения. Сексуальное насилие меняет интеллектуальное и эмоциональное отношение ребенка к миру, искажает его восприятие себя, негативно сказывается на всем дальнейшем психическом развитии, например:
- неадекватное развитие сексуальности ребенка, подчеркнуто сексуализированное поведение, промискуитетное поведение в старшем подростковом возрасте;
- ощущение предательства, недоверие к взрослым, отстраненность, трудности установления контакта, генерализованная тревожность, фобии, неврологические нарушения;
- ощущение собственной "испорченности", "никудышности", принятие вины за происшедшее на себя, страх осуждения и отвержения окружающими, сниженная самооценка;
- безынициативность, ситуацию реакции выученной беспомощности, чрезмерное стремление контролировать и многие другие [12, с. 164 - 180, 205 - 218].
Степень травматизации у потерпевших может сильно различаться и не всегда прямо зависит от тяжести совершенного преступления. Наиболее серьезные последствия возникают в случае систематического сексуального злоупотребления (особенно семейного). Одним из особенно тревожных последствий сексуального насилия является повышенный риск дальнейшей виктимизации, причем не обязательно в тех же обстоятельствах, что и ранее. Поэтому это звено профилактики направлено на снижение рисков повторного вовлечения ситуации, связанные с насилием, либо в эксплуатацию онлайн путем защиты и развития навыков безопасного общения в Интернете.
Специалисты указывают на необходимость комплексного характера помощи детям, пострадавшим от насилия. Так психологическая и социальная помощь неразрывно связана с юридической помощью, или лучше сказать, что она опирается и во многом зависит от наличия правовых норм, обеспечивающих помощь ребенку и семье. Например, в случаях домашнего насилия (как правило, оно носит комплексный характер: физическое, эмоциональное, сексуальное или пренебрежение нуждами ребенка) необходимо предоставить социальное жилье для временной изоляции от лица, осуществляющего насилие, и соответствующее психологическое сопровождение.
Можно выделить три основных компонента психологической помощи ребенку, переживающему последствия насилия, жестокого обращения:
1. Преодоление страха, отвращения, ненависти и других переживаний.
Часто для ребенка жестокое обращение с ним является настолько травмирующим, что он не в состоянии выразить свои чувства словами. Поэтому в диагностике и реабилитации применяются элементы игры и творчества: рисование, музицирование и т.п.
Основная цель психологической помощи состоит в том, чтобы помочь ребенку осмыслить травматическое событие. Перед психологом стоят следующие задачи:
- создать у ребенка адекватное и ясное представление о происшедшем;
- помочь осознать травматическое событие, свои реакции на него и симптомы, его сопровождающие и им вызванные (когнитивная организация переживаемого опыта);
- помочь ребенку в управлении своими чувствами и реакциями по преодолению аффекта;
- сформировать у ребенка и членов семьи поведенческие модели, позволяющие преодолеть кризис.
Важно прояснить представление ребенка о причинах насилия и провести работу по снятию чувства вины и переносу ответственности за случившееся на насильника. Необходимо составить вместе с ребенком план действий по разрешению важнейших проблем, вызванных насилием и укрепить появившееся у ребенка ощущение, что он контролирует ситуацию и свою жизнь.
2. Психологическая работа с ребенком, не привязанная непосредственно к переживаемому событию, может быть связана с его отношением к себе, к другим людям, собственному будущему, получению позитивного опыта безопасного взаимодействия со взрослыми, часто противоположного тому, который он получает в семье, навыков в разрешении трудных ситуаций.
3. Семейное консультирование. Поскольку жизнь несовершеннолетнего неразрывно связана с родительской семьей, значительная часть помощи ребенку заключается в помощи его родителям (законным представителям). Многим родителям и до происшествия с ребенком требовалась психологическая помощь. Нередко им не хватает эмпатии к ребенку, навыков ненасильственного воспитания и эмоциональной поддержки. Нередко в семье может сложиться кризисная обстановка, когда родители годами живут на грани развода. Поэтому многие родители сами нуждаются в поддержке и решении их собственных проблем. Как правило, такие проблемы самими родителями не осознаются или игнорируются, но именно на их решении и должна фокусироваться психологическая работа, особенно в ситуациях, рассматриваемых в этом пособии, потому что пока семейное функционирование нарушено, родители не могут оказывать ребенку необходимую поддержку. При этом логика психологической работы с родителями исходит из роли каждого из них в случившемся.
Характер перечисленных выше задач большей частью выходит за рамки квалификации педагога-психолога обычной образовательной организации. Особенно это касается случаев появления каких-либо клинически выраженных симптомов у ребенка после перенесенного насилия [4, с. 31 - 32]. Поэтому подобная психологическая помощь должна оказываться на базе организаций, располагающих специалистами необходимой квалификации. Вместе с тем это не исключает участия в психологической помощи педагога-психолога образовательной организации, поскольку там ребенок проводит значительную часть своей жизни.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875