27. Инвалиды вследствие эндогенных, аффективных, невротических и соматоформных расстройств (ЦРГ 1.4)

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Формат реализации мероприятия

Социально-средовая диагностика первичная (входящая)

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-средовой реабилитации и абилитации в ИПРА инвалида;

- беседа, в том числе опрос, анкетирование в целях сбора социально-средового анамнеза инвалида;

- тестовые задания и функциональные пробы с целью выявления сохранных и утраченных социально-средовых навыков:

Индивидуальный

-

ориентировки, включая ориентировку внутри сооружений городской инфраструктуры, в том числе с использованием ассистивных технологий (ССН-навигаторы с текстовым выходом информации, ССН-навигаторы с речевым выходом и возможностью голосового набора и другое);

-

пользования общественным транспортом, в том числе с учетом оборудования транспортных средств специальными приспособлениями (световые сигнализаторы остановки и начала движения транспорта (в частности, бегущая строка, мигающие маячки направления движения на картах), включая построение маршрута передвижения (ориентировка в номерах и направлениях рейсов, знание пунктов пересадки при передвижении в рамках нужного маршрута и другое);

-

обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия инвалида с представителями социума в социально-средовых условиях (градостроительной, образовательной, производственной);

-

адекватности поведения в обычной и экстремальной ситуациях (при встрече с чужим человеком, с незнакомым животным, в местах большого скопления людей и так далее);

-

пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (медицинские организации, покупка билетов и так далее);

-

распоряжения денежными средствами, в том числе владение алгоритмом совершения товарно-денежных отношений (покупка продуктов, оплата услуг и проезда, элементарное понимание стоимости услуг), контроль социальных выплат (понимание суммы пенсии, заработный платы, ориентировка в датах выплат);

-

персональной безопасности в общественных местах, в том числе при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, при нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями, у края платформы, вблизи водоемов и так далее, в том числе с целью минимизации риска получения травмы во время ухудшения самочувствия (в частности, эпилептический приступ и (или) другие пароксизмальные состояния);

- определение уровня осведомленности о приспособлении инфраструктурной среды к нуждам инвалида (при необходимости);

- выявление актуального уровня включенности инвалида в культурно-досуговую среду;

- выявление существующих барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для инвалида, в том числе барьеров в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и так далее);

- формирование заключения по результатам социально-средовой диагностики, содержащего, в том числе:

-

оценку социально-средового статуса инвалида как возможности ориентации и взаимодействия в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной) (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-средовой реабилитации и абилитации инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и ассистивных технологий и другое

Информирование

- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-средовой реабилитации и абилитации;

- о доступной и безбарьерной городской, транспортной и информационной инфраструктуре (о пиктограммах на автотранспортном средстве, информирующих о его доступности для инвалидов; об обеспечении автотранспортных средств дополнительными сигнализаторами остановки и начала движения транспорта (система радиоинформирования и звукового ориентирования; бегущая строка, мигающие маячки направления движения на картах и так далее);

- о способах ориентировки на улице и в помещениях;

- о необходимости соблюдения правил личной безопасности в условиях социальной среды (городской, транспортной, информационной);

- о правилах здоровьесберегающего поведения в общественных местах и общественном транспорте (избегание чрезмерных физических нагрузок, стрессовых ситуаций и так далее);

- об имеющихся современных ТСР и ассистивных технологиях, используемых в целях социально-средовой реабилитации и абилитации (ССН-навигаторы, ССН-брелки и другое);

- о доступных для инвалида видах культурно-досуговой деятельности (посещение театров, концертов, зоопарков, экскурсий и так далее);

- о различных видах народного и декоративно-прикладного искусства, которыми может заниматься инвалид по месту жительства;

- о работе кружков по интересам, творческих мастерских, театральных студий;

- о деятельности сети инклюзивных творческих лабораторий;

- о возможностях участия инвалида в выставках, ярмарках, мероприятиях самодеятельного народного творчества, а также в смотрах, конкурсах, соревнованиях, играх;

- об организациях, осуществляющих деятельность в сфере безбарьерного (инклюзивного) туризма и другое;

- о предстоящих культурно-досуговых мероприятиях регионального, всероссийского, международного уровней и возможности участия в них или посещения инвалида;

- о деятельности общественных организаций, направленных на работу с инвалидами, и о способах взаимодействия с ними и другое

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Консультирование

Социально-средовое консультирование по вопросам:

- обеспечения персональной безопасности (сохранности) инвалида в социально-средовых условиях (градостроительной, образовательной, производственной);

- специфики использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социально-средовой реабилитации и абилитации в зависимости от среды пребывания и поставленной задачи;

- здоровьесберегающего поведения в общественных местах и общественном транспорте: избегание чрезмерных физических нагрузок, стрессовых ситуаций;

- информационного наполнения карточек, идентификационных браслетов и бирок произвольного вида (фамилия, имя, отчество (при наличии) инвалида, адрес места жительства, информация о заболевании и так далее) и их правильного использования;

- особенностей использования ТСР и ассистивных технологий, используемых в целях социально-средовой реабилитации и абилитации (ССН-навигаторы, ССН-брелки и другое);

- подбора досуга (содействие в выборе театров, концертов, мероприятий), доступного для инвалида;

- обеспечения активного досуга инвалида посредством его участия в специально организованных мероприятиях, экскурсиях, выставках, а также посещения библиотек, театров, океанариумов, зоопарков (в том числе контактных);

- процедуры получения услуг по проведению досуга (запись в группы по интересам, выбор организации для досуговой деятельности и так далее);

- самостоятельного планирования путешествий (в том числе рекреационного туризма): покупке путевок, самостоятельному бронированию билетов, отелей, оформлению виз и загранпаспортов;

- доступности градостроительных и транспортных социально значимых объектов, в том числе с использованием "Карты доступности социальных объектов" (по субъектам Российской Федерации), портала "Доступная среда" и другое;

а также по различным вопросам, относящимся к социально-средовой реабилитации и абилитации, по запросу инвалида и (или) сопровождающего инвалида члена семьи

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Практические занятия

Мероприятия, направленные на восстановление, формирование, поддержание навыков:

- формирование навыков персональной безопасности в условиях городской среды (в частности, при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строительными площадками) и другое

- самостоятельной ориентировки при передвижении (нахождении) на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и других инфраструктур, в том числе с использованием ТСР и ассистивных устройств (ССН-навигаторы, знаковые системы и другое), а также относительно устойчивых внешних ориентиров (мостов, памятников, зданий и другое), мобильных навигационных приложений картографического сервиса;

- эффективного и безопасного социального и средового взаимодействия на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и других инфраструктур (в частности, при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строительными площадками, обращении за услугами в различных организациях и другое);

- адекватного поведения в обычной и экстремальной ситуациях (при встрече с чужим человеком, с незнакомым животным, в местах большого скопления людей и так далее);

- пользования общественным транспортом (включая составление маршрутов передвижения);

- обращения за помощью в рамках средового взаимодействия с социумом при ухудшении самочувствия, в том числе посредством освоения алгоритма данного взаимодействия, знания контактных данных родственников и близких людей, лечащего врача, в том числе хранение данной информации на бумажном носителе по типу "тревожных карточек";

- обучение инвалида осознанию своих телесных границ в целях безопасности при взаимодействии с людьми, а также осознанию телесных границ других людей;

- формирование навыка дифференциации "свой-чужой";

- обучение адекватным стилям поведения в обычной и экстремальной ситуациях (при встрече с чужим человеком, с незнакомым животным, в местах большого скопления людей и так далее);

- пользования государственными и муниципальными услугами (пользования личным кабинетом на ЕПГУ для оформления заявок, трудоустройства и других мер социальной поддержки), включая услуги медицинских учреждений (при необходимости);

- распоряжения денежными средствами, в том числе в процессе денежных расчетов при оплате услуг и покупок, планирование месячного бюджета (фиксация финансовых поступлений и планируемых трат) и так далее;

- пользования банкоматами, билетными автоматами, терминалами регистрации электронных услуг и так далее;

- коммуникации, приобретения, накопления, поддержания опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения;

- адаптивного социально-ролевого поведения посредством участия в культурно-досуговых мероприятиях;

- пользования картой доступности (при необходимости) и другое

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Социально-средовая диагностика повторная (контрольная)

- анкетирование и опрос инвалида, в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации;

- тестовые задания и функциональные пробы с целью выявления сохранных и утраченных социально-средовых навыков (домены МКФ "Общение", "Мобильность", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь", "Главные сферы жизни"):

Индивидуальный

-

ориентировки, включая ориентировку внутри сооружений городской инфраструктуры, в том числе с использованием ассистивных технологий (ССН-навигаторы с текстовым выходом информации, ССН-навигаторы с речевым выходом и возможностью голосового набора и другое);

-

пользования общественным транспортом, в том числе с учетом оборудования транспортных средств специальными приспособлениями (световые сигнализаторы остановки и начала движения транспорта (в частности, бегущая строка, мигающие маячки направления движения на картах), включая построение маршрута передвижения (ориентировка в номерах и направлениях рейсов, знание пунктов пересадки при передвижении в рамках нужного маршрута и другое);

-

обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия инвалида с представителями социума в социально-средовых условиях (градостроительной, образовательной, производственной);

-

адекватности поведения в обычной и экстремальной ситуациях;

-

пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (медицинские организации, покупка билетов и так далее);

-

распоряжения денежными средствами, в том числе владение алгоритмом совершения товарно-денежных отношений (покупка продуктов, оплата услуг и проезда, элементарное понимание стоимости услуг), контроль социальных выплат (понимание суммы пенсии, заработный платы, ориентировка в датах выплат);

-

составления и пользования визуальными инструкциями и подсказками;

-

персональной безопасности в общественных местах, в том числе при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, при нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями, у края платформы, вблизи водоемов и так далее;

- выявление неустранимых барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для инвалида в том числе барьеров в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и так далее);

- разработка заключения по итогам социально-средовой диагностики инвалида, содержащего:

-

оценку социально-средового статуса инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

оценку эффективности проведенного курса социально-средовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики);

-

рекомендации по дальнейшей социально-средовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);

-

оценку удовлетворенности инвалида (сопровождающего инвалида члена семьи) реализованными мероприятиями по социально-средовой реабилитации и абилитации