|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Социально-средовая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-средовой реабилитации и абилитации в ИПРА инвалида;
- беседа, в том числе опрос, анкетирование в целях сбора социально-средового анамнеза инвалида (при невозможности самостоятельного (письменного) заполнения инвалидом допускается заполнение бланков специалистом со слов инвалида);
- тестовые задания и функциональные пробы с целью выявления сохранных и утраченных социально-средовых навыков:
|
Индивидуальный
|
|
|
-
|
ориентировки, включая ориентировку внутри сооружений городской инфраструктуры, в том числе с использованием ТСР и ассистивных технологий (вибрационные, световые, звуковые сигнализаторы, ССН-навигаторы с текстовым или голосовым выходом информации и возможностью голосового или тактильного набора, коммуникаторы, слуховые аппараты, передвижение с помощью трости белой тактильной; средства для оптической коррекции зрения и другое);
|
|
|
|
-
|
пользования общественным транспортом, в том числе с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами (информационное табло с бегущей строкой, световые индикаторы направления движения, остановки, тактильные подсказки и так далее) и информационными системами со звуковым оповещением (в частности, "Голосовая остановка" и другое);
|
|
|
|
-
|
распоряжения денежными средствами, в том числе в рамках денежных расчетов при оплате услуг и покупок (голосовые калькуляторы, системы терминалов и банкоматов с голосовым выводом информации, говорящие кредитные карты, тактильные карты и другое);
|
|
|
|
-
|
пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (медицинские организации, покупка билетов и так далее);
|
|
|
|
-
|
обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной);
|
|
|
|
-
|
персональной безопасности при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и так далее;
|
|
|
|
-
|
персональной сохранности в окружающей среде (оценка возможности самоконтроля инвалида и его информированности о действиях, необходимых при ухудшении состояния (нарушение глотания, дыхания, и другое);
|
|
|
|
- определение уровня осведомленности о приспособлении инфраструктурной среды к нуждам инвалида; - выявление актуального уровня включенности инвалида в культурно-досуговую среду;
- выявление существующих барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для инвалида, в том числе барьеров в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и так далее);
- формирование заключения по результатам социально-средовой диагностики, содержащего:
|
|
|
|
-
|
оценку социально-средового статуса инвалида как возможности ориентации, передвижения и взаимодействия в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной) (сохранен, нарушен, утрачен);
|
|
|
|
-
|
разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-средовой реабилитации и абилитации инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных технических устройств (в том числе с определением нуждаемости инвалида в услугах по тифлосурдопереводу) и другое
|
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-средовой реабилитации и абилитации;
- о доступной и безбарьерной городской, транспортной и информационной инфраструктуре включая обеспечение общественного транспорта и его остановок, надземных и подземных переходов, а также различных зданий звуковыми маяками (обеспечение автотранспортных средств дополнительными световыми сигнализаторами остановки и начала движения транспорта; бегущая строка и мигающие маячки направления движения на картах; предупредительные знаки "Желтый круг"; система радиоинформирования и звукового ориентирования; тактильно-звуковые мнемосхемы и так далее);
- о способах ориентировки на улице и в помещениях, в том числе посредством визуальных инструкций и подсказок, информационно-знаковых систем, вспомогательных средств (тактильные мнемосхемы, таблички, указатели), звуковых маяков и другое;
- об имеющихся современных ТСР и ассистивных технологиях, используемых в целях социально-средовой реабилитации и абилитации (ССН-навигаторы с речевым выходом, трость белая тактильная с различными наконечниками и другое);
- о существовании индукционных систем, установленных в общественных учреждениях (поликлиниках, музеях, кинотеатрах и другое), как возможности передачи четкого (без шумовых помех) звукового сигнала повышенной громкости на слуховой аппарат инвалида;
- о мерах соблюдения безопасности жизнедеятельности инвалида в социальной среде (городской, транспортной, информационной);
- о правилах здоровьесберегающего поведения в общественных местах и общественном транспорте;
- о методах АДК, в том числе посредством коммуникаторов, пиктограмм и так далее;
- о деятельности региональных диспетчерских служб для инвалидов по слуху (при необходимости);
- доступных для инвалида видах культурно-досуговой деятельности (посещение театров, концертов, зоопарков, экскурсий и так далее);
- об адаптации музеев для лиц с нарушением сенсорных функций (зрения, слуха), в том числе посредством подключения слухового аппарата инвалида к системе индукционных петель; использования видеогидов с субтитрами и переводом на русский жестовый язык; тактильных экспонатах с тифлометками; указателях с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля; аудиогидах с тифлокомментариями и другое (при необходимости);
- о различных видах народного и декоративно-прикладного искусства, которыми может заниматься инвалид по месту жительства;
- о работе кружков по интересам, творческих мастерских, театральных студий, в том числе адаптированных для лиц с нарушением зрения и (или) слуха, речи;
- о деятельности сети инклюзивных творческих лабораторий;
- о возможностях участия инвалида в выставках, ярмарках, мероприятиях самодеятельного народного творчества, а также в смотрах, конкурсах, соревнованиях, танцев (в том числе на колясках), играх и другое;
- об организациях, осуществляющих деятельность в сфере безбарьерного (инклюзивного) туризма и другое;
- о предстоящих культурно-досуговых мероприятиях регионального, всероссийского, международного уровней и возможности участия в них или посещения инвалида;
- о деятельности общественных организаций, направленных на работу с инвалидами, о способах взаимодействия с ними;
- о современных методах АДК средствами социальных сетей и другое
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
Социально-средовое консультирование по вопросам:
- ориентировки на улице и в помещениях с использованием информационно-знаковых систем (тактильные мнемосхемы, таблички, указатели), звуковых маяков и другое;
- ориентировки и передвижения с помощью трости белой тактильной (виды наконечников (учитывая сезонность и функционал), правильный захват трости, различные техники использования и другое);
- специфики использования ТСР и ассистивных технологий в зависимости от среды пребывания и поставленной задачи (коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты, ССН-навигаторы с речевым выходом и возможностью голосового набора и (или) со встроенными видеоувеличителями (лупами), трость белая тактильная, навигационные системы для лиц с нарушением зрительных функций (в частности, "Парус") и другое);
- обеспечения персональной безопасности (сохранности) инвалида в окружающей среде (градостроительной, образовательной, производственной) (невербальное общение, обращение за помощью);
- подбора досуга (содействие в выборе театров, концертов, мероприятий), доступного для инвалида;
- обеспечения активного досуга инвалида посредством его участия в специально организованных мероприятиях, экскурсиях, выставках, а также посещения библиотек, театров, океанариумов, зоопарков (в том числе контактных);
- процедуры получения услуг по проведению досуга (запись в группы по интересам, выбор организации для досуговой деятельности и так далее);
- самостоятельного планирования путешествий (в том числе рекреационного туризма): покупке путевок, самостоятельному бронированию билетов, отелей, оформлению виз и загранпаспортов;
- доступности градостроительных и транспортных социально значимых объектов, в том числе с использованием "Карты доступности социальных объектов" (по субъектам Российской Федерации), портала "Доступная среда";
- по другим вопросам, относящимся к социально-средовой реабилитации и абилитации, по запросу инвалида
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия
|
Мероприятия, направленные на восстановление, формирование, поддержание навыков:
- самостоятельной ориентировки и передвижения на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и других инфраструктур, в том числе с использованием ТСР и вспомогательных технических устройств в целях коммуникации и ориентирования (слежение рукой по стене; пробы ногой; защитные техники рукой; передвижение с сопровождающим; передвижение с помощью трости белой тактильной; передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции слабовидения; передвижение с опорой на сохранные анализаторы, и так далее), а также тактильных и (или) звуковых карт, мобильных навигационных приложений картографического сервиса с функцией "голосового помощника";
- пользования общественным транспортом (включая составление маршрутов передвижения), в том числе с учетом оборудования транспортных средств информационными системами (звуковое оповещение, информационное табло с бегущей строкой, световые индикаторы направления движения, остановки и другое);
- пользования ассистивно-коммуникационными средствами (коммуникаторы, знаковые системы, слуховые аппараты и другое);
- пользования банкоматами, билетными автоматами, терминалами регистрации электронных услуг и так далее;
- распоряжения денежными средствами, включая владение алгоритмом совершения товарно-денежных отношений (покупка продуктов, оплата услуг и проезда и другое), в том числе с использованием определителей номинала купюр с речевым выходом, держателей для монет с рельефными обозначениями, калькуляторов с голосовым выходом и другое;
- эффективного и безопасного социального и средового взаимодействия на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и других инфраструктур (в частности, при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строительными площадками, обращении за услугами в различных организациях и другое), в том числе с использованием ассистивных средств ориентирования (ССН-навигаторы со звуковым выходом информации, с текстовым выводом информации, коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты, навигационные системы для лиц с нарушением зрительных функций и другое);
- персональной сохранности инвалида в окружающей среде (оценка возможности самоконтроля инвалида и его информированности о действиях, необходимых при ухудшении состояния (нарушение дыхания, глотания и другое);
- коммуникации, приобретения, накопления, поддержания опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения;
- адаптивного социально-ролевого поведения посредством участия в культурно-досуговых мероприятиях;
- пользования государственными и муниципальными услугами (пользования личным кабинетом на ЕПГУ для оформления заявок, трудоустройства и других мер социальной поддержки), включая услуги медицинских учреждений (при необходимости);
- пользования картой доступности (при необходимости) и другое
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Социально-средовая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование и опрос инвалида, в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации (при невозможности самостоятельного (письменного) заполнения инвалидом допускается заполнение бланков специалистом со слов инвалида);
- тестовые задания и функциональные пробы с целью выявления сохранных и утраченных социально-средовых навыков (домены МКФ "Общение", "Мобильность", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь", "Главные сферы жизни"):
|
Индивидуальный
|
|
|
-
|
ориентировки, включая ориентировку внутри сооружений городской инфраструктуры, в том числе с использованием ТСР и ассистивных технологий (вибрационные, световые, звуковые сигнализаторы, устройства сканирования текста с речевым выводом информации, ССН-навигаторы с текстовым или голосовым выходом информации и возможностью голосового или тактильного набора, со встроенными видеоувеличителями (лупами), коммуникаторы, слуховые аппараты, трости белые тактильные, средства для оптической коррекции зрения и другое);
|
|
|
|
-
|
пользования общественным транспортом, в том числе с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами (информационное табло с бегущей строкой, световые индикаторы направления движения, остановки, тактильные подсказки и так далее) и информационными системами со звуковым оповещением (в частности, "Голосовая остановка" и другое);
|
|
|
|
-
|
распоряжения денежными средствами, в том числе в рамках денежных расчетов при оплате услуг и покупок (голосовые калькуляторы, системы терминалов и банкоматов с голосовым выводом, говорящие кредитные карты, тактильные карты и другое);
|
|
|
|
-
|
пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (медицинские организации, покупка билетов и так далее);
|
|
|
|
-
|
обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной);
|
|
|
|
-
|
персональной безопасности при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и так далее;
|
|
|
|
-
|
персональной сохранности в окружающей среде (оценка возможности самоконтроля инвалида и его информированности о действиях, необходимых при ухудшении состояния (нарушение глотания, дыхания, и другое);
|
|
|
|
- выявление неустранимых барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для инвалида, в том числе барьеров в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и так далее);
- разработка заключения по итогам социально-средовой диагностики инвалида, содержащего:
|
|
|
|
-
|
оценку социально-средового статуса инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-средовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики);
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-средовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);
|
|
|
|
-
|
оценку удовлетворенности инвалида реализованными мероприятиями по социально-средовой реабилитации и абилитации
|
|