|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Социально-средовая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-средовой реабилитации и абилитации в ИПРА инвалида;
- беседа, в том числе опрос, анкетирование в целях сбора социально-средового анамнеза инвалида;
- тестовые задания и функциональные пробы с целью выявления сохранных и утраченных социально-средовых навыков:
|
Индивидуальный
|
|
|
-
|
ориентировки (включая ориентировку внутри сооружений городской инфраструктуры) и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды;
|
|
|
|
-
|
обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной);
|
|
|
|
-
|
персональной безопасности в общественных местах и общественном транспорте (избегание стрессовых ситуаций, световых и звуковых триггеров, психических и физических перегрузок и так далее);
|
|
|
|
-
|
определение уровня осведомленности о правилах безопасности, целью которых является сведение к минимуму вероятности травмы во время приступа (не находиться на высоте, у края платформы, вблизи водоемов и так далее);
|
|
|
|
-
|
составления и пользования визуальными инструкциями и подсказками (при помрачении сознания);
|
|
|
|
- определение уровня осведомленности о приспособлении инфраструктурной среды к нуждам инвалида (при необходимости);
- выявление актуального уровня включенности инвалида в культурно-досуговую среду;
- выявление существующих барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для инвалида, в том числе барьеров в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и так далее);
- формирование заключения по результатам социально-средовой диагностики, содержащего, в том числе:
|
|
|
|
-
|
оценку социально-средового статуса инвалида как возможности ориентации и взаимодействия в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной) (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
-
|
разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-средовой реабилитации и абилитации инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и ассистивных технологий и другое
|
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-средовой реабилитации и абилитации;
- о способах ориентировки на улице и в помещениях, в том числе посредством визуальных инструкций и подсказок, а также информационно-знаковых систем;
- о необходимости соблюдения правил личной безопасности в условиях социальной среды (городской, транспортной, информационной), в том числе с целью минимизации риска получения травмы во время ухудшения самочувствия (в частности, при эпилептическом приступе и (или) других пароксизмальных состояниях);
- о правилах здоровьесберегающего поведения в общественных местах и общественном транспорте (избегание чрезмерных физических нагрузок, стрессовых ситуаций, звуковых и световых триггеров и так далее);
- информирование о необходимости соблюдения правил безопасности, целью которых является сведение к минимуму вероятности травмы во время приступа (не находиться на высоте, у края платформы, вблизи водоемов и так далее);
- информирование о необходимости избегания ритмического мелькания света, таких как рябь на поверхности водоемов, мелькание фар проходящего транспорта и так далее (только при светочувствительных формах эпилепсии);
- о правилах заполнения информацией карточек, идентификационных браслетов и бирок произвольного вида, в которых указана необходимая для окружающих информация, которая может пригодиться во время эпилептического приступа;
- об имеющихся современных ТСР и ассистивных технологиях, используемых в целях социально-средовой реабилитации и абилитации (ССН-навигаторы, ССН-брелки, тревожные кнопки, датчики обнаружения падения и другое);
- о доступных для инвалида видах культурно-досуговой деятельности (посещение театров, концертов, зоопарков, экскурсий и так далее);
- о различных видах народного и декоративно-прикладного искусства, которыми может заниматься инвалид по месту жительства;
- о работе кружков по интересам, творческих мастерских, театральных студий;
- о деятельности сети инклюзивных творческих лабораторий;
- о возможностях участия инвалида в выставках, ярмарках, мероприятиях самодеятельного народного творчества, а также в смотрах, конкурсах, соревнованиях, играх;
- об организациях, осуществляющих деятельность в сфере безбарьерного (инклюзивного) туризма и другое;
- о предстоящих культурно-досуговых мероприятиях регионального, всероссийского, международного уровней и возможности участия в них или посещения инвалида
- о деятельности общественных организаций, направленных на работу с инвалидами, и о способах взаимодействия с ними и другое
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
Социально-средовое консультирование по вопросам:
- обеспечения персональной безопасности (сохранности) инвалида в социально-средовых условиях (градостроительной, образовательной, производственной), в том числе с учетом мер по минимизации риска получения травмы в случаях ухудшения самочувствия (при эпилептическом приступе и (или) других пароксизмальных состояниях), в частности, в момент нахождения на ступеньках, балконе, у края платформы, вблизи водоемов и так далее;
- здоровьесберегающего поведения в общественных местах и общественном транспорте: избегание чрезмерных физических нагрузок, стрессовых ситуаций, контрастного чередования средовых элементов и мелькания света (при фотосенситивной эпилепсии) - рябь на поверхности водоемов, мелькание фар проходящего транспорта, рекламные экраны, штакетник и так далее;
- информационного наполнения карточек, идентификационных браслетов и бирок произвольного вида (фамилия, имя, отчество (при наличии) инвалида, адрес места жительства, информация о заболевании и так далее) и их правильного использования;
- использования системы визуальной поддержки (инструкций, правил, подсказок), регулирующей поведение и структурирующей деятельность инвалидов в случае помрачнения сознания;
- особенностей использования ТСР и ассистивных технологий, используемых в целях социально-средовой реабилитации и абилитации (ССН-навигаторы, ССН-брелки, тревожные кнопки, датчики обнаружения падения и другое);
- подбора досуга (содействие в выборе театров, концертов, мероприятий), доступного для инвалида;
- обеспечения активного досуга инвалида посредством его участия в специально организованных мероприятиях, экскурсиях, выставках, а также посещения библиотек, театров, океанариумов, зоопарков (в том числе контактных);
- процедуры получения услуг по проведению досуга (запись в группы по интересам, выбор организации для досуговой деятельности и так далее);
- самостоятельного планирования путешествий (в том числе рекреационного туризма): покупке путевок, самостоятельному бронированию билетов, отелей, оформлению виз и загранпаспортов;
- доступности градостроительных и транспортных социально значимых объектов, в том числе с использованием "Карты доступности социальных объектов" (по субъектам Российской Федерации), портала "Доступная среда" и другое;
а также по различным вопросам, относящимся к социально-средовой реабилитации и абилитации, по запросу инвалида и (или) сопровождающего инвалида члена семьи
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия
|
Мероприятия, направленные на восстановление, формирование, поддержание навыков:
- самостоятельной ориентировки при передвижении (нахождении) на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и других инфраструктур, в том числе с использованием ТСР и ассистивных устройств (ССН-навигаторы, знаковые системы и другое), а также визуальных инструкций, подсказок, относительно устойчивых внешних ориентиров (мостов, памятников, зданий и другое), мобильных навигационных приложений картографического сервиса;
- эффективного и безопасного социального и средового взаимодействия на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и других инфраструктур (в частности, при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строительными площадками, обращении за услугами в различных организациях и другое);
- обращения за помощью в рамках средового взаимодействия с социумом при ухудшении самочувствия (при ощущении ауры, предшествующей эпилептическому приступу), в том числе посредством освоения алгоритма данного взаимодействия, знания контактных данных родственников и близких людей, лечащего врача, в том числе хранение данной информации на бумажном носителе по типу "тревожных карточек";
- обучение изготовлению визуальных инструкций и подсказок, способных помочь при внезапном помрачении сознания на улице;
- обучение изготовлению карточек произвольного вида (бейджика, идентификационного браслета) в которой указана необходимая для окружающих информация, которая может пригодиться во время эпилептического приступа (карточки с краткой информацией об инвалиде (возраст, диагноз, адрес проживания и другое), краткая инструкция оказания первой помощи при эпилептическом приступе, телефонный номер скорой, а также контакты близких родственников или законного представителя);
- коммуникации, приобретения, накопления, поддержания опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения;
- адаптивного социально-ролевого поведения посредством участия в культурно-досуговых мероприятиях;
- пользования картой доступности (при необходимости) и другое
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Социально-средовая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование и опрос инвалида, в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий социально-средовой реабилитации и абилитации;
- тестовые задания и функциональные пробы с целью выявления сохранных и утраченных социально-средовых навыков (домены МКФ "Общение", "Мобильность", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь", "Главные сферы жизни"):
|
Индивидуальный
|
|
|
-
|
ориентировки (включая ориентировку внутри сооружений городской инфраструктуры) и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
|
|
|
|
-
|
составления и пользования визуальными инструкциями и подсказками (при помрачении сознания);
|
|
|
|
-
|
обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной);
|
|
|
|
-
|
персональной безопасности в общественных местах и общественном транспорте (избегание стрессовых ситуаций, световых и звуковых триггеров, психических и физических перегрузок и так далее) и так далее;
|
|
|
|
- выявление неустранимых барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для инвалида в том числе барьеров в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества, библиотеки и так далее);
- разработка заключения по итогам социально-средовой диагностики инвалида, содержащего:
|
|
|
|
-
|
оценку социально-средового статуса инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-средовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики);
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-средовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);
|
|
|
|
-
|
оценку удовлетворенности инвалида (сопровождающего инвалида члена семьи) реализованными мероприятиями по социально-средовой реабилитации и абилитации
|
|