|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА инвалида;
- беседа, в том числе опрос, анкетирование (адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровой форме при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и так далее), в целях сбора социально-бытового анамнеза инвалида;
- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями с вибрационными, звуковыми, световыми сигнализаторами), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и так далее);
- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации инвалида в быту;
- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними (трость белая тактильная, оптические средства коррекции слабовидения, слуховые аппараты, усилители звука и так далее);
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать в том числе:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и так далее
|
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалидов;
- о безопасном ведении бытовой деятельности инвалидом в месте проживания;
- о методах и приемах социально-бытовой ориентировки и пространственной ориентации инвалида;
- об имеющихся современных сурдотехнических, ассистивных коммуникативных средствах реабилитации, ТСР для адаптации жилых помещений под нужды инвалида (бытовой деятельности) (бытовые приборы с вибрационными, звуковыми, световыми сигнализаторами и голосовыми оповещениями, электронные ручные и стационарные увеличители, лупы и так далее);
- о правилах ухода за ТСР и адресах сервисных организаций;
- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации и так далее
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
Социально-бытовое консультирование по вопросам:
- использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (сигнализаторы звука со световой и вибрационной индикацией, слуховые аппараты разной мощности, телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, специальные устройства с оптической коррекцией слабовидения, трость белая тактильная, телефонные устройства с текстовым выходом, голосовым выводом и так далее), а также по способам их настройки для использования в быту;
- адаптации жилого помещения инвалида к его нуждам (оборудование жилого помещения свето-вибрационными сигнализаторами звука, устройствами с голосовым выводом информации (телефон, часы) и звуковым оповещением (духовки, таймеры, кастрюли, чашки), устройствами для текстового дублирования звуковой информации, специальными устройствами с оптической коррекцией слабовидения, коммуникаторами, телефонными трубками с усилителем звука и так далее), а также составления модели квартиры по принципу универсального дизайна;
- обеспечения персональной безопасности (сохранности) инвалида в быту;
- формирования навыков социально-бытовой ориентировки инвалида;
- содействия в получении юридической помощи инвалиду (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), регулирование порядка предоставления собаки-проводника, услуг по переводу русского жестового языка, льготы для инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;
- по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу инвалида
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия
|
Мероприятия, направленные на восстановление, формирование, поддержание навыков:
- пространственной ориентации внутри помещений (слежение рукой по стене, пробы ногой, защитные техники рукой, передвижение с сопровождающим, передвижение с помощью тактильной трости, передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции, передвижение с использованием сохранных анализаторов и так далее);
- самостоятельного обслуживания в быту, в том числе пользованию и обслуживанию ТСР и ассистивно-коммуникационных технологий (специальных устройств с текстовым или голосовым выходом, с оптической коррекцией слабовидения, вибрационными, звуковыми, световыми сигнализаторами, слуховых аппаратов, коммуникаторов и так далее);
- приготовления и приема пищи, в том числе согласно правилам этикета;
- персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее);
- планирования последовательности (алгоритма) повседневных бытовых действий (приготовление пищи, стирка белья, уборка помещения и так далее);
- дифференциации средств, используемых в быту, с опорой на тактильный и обонятельный анализаторы (лекарственные вещества, средства бытовой химии, парфюмерно-гигиенические средства, мелкоштучные бытовые предметы и другое);
- самостоятельного пребывания дома (навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома - пожар, взлом, утечка газа и так далее);
- адаптации культуры поведения в быту к среде зрячих людей;
- настройки телевизора с телетекстом (субтитры) и другое
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование и опрос;
- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, ориентации (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь") и персональной безопасности в быту;
- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними (трость белая тактильная, оптические средства коррекции слабовидения, слуховые аппараты, усилители звука и так далее);
- выявление неустранимых барьеров в самообслуживании и ориентации инвалида в быту;
- беседа с инвалидом с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);
|
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);
|
|
|
|
|
-
|
оценку удовлетворенности инвалида реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации
|
|