|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА инвалида;
- беседа, в том числе опрос, анкетирование, в целях сбора социально-бытового анамнеза инвалида;
- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий в жилом помещении, в том числе с использованием протезов (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями и в приспособленных под нужды инвалида помещениях (кухня, туалет, ванная комната и так далее); устройствами и приспособлениями для одевания, обувания (крючок для застегивания пуговиц, захват для надевания носков, чулок, колготок, захват для верхней одежды и так далее); устройствами и приспособлениями для приготовления и приема пищи (адаптированные столовые приборы; кухонная утварь на присосках и так далее); устройствами для захватывания и зажимания (захват для открывания банок, бутылок; активный захват для предметов и так далее);
- тестовые задания на умение пользоваться протезами, в том числе с использованием вспомогательных средств (выполнение протезированными руками основных видов хвата (пинцетный, формообразующий, крючковой, латеральный, концевой), силовых действий (удержание предметов с адекватной силой), действий удержания, подъема, переноса и опускания предметов разных размеров с учетом функциональных и весовых ограничений протезов);
- тестовые задания на умение ухаживать за протезами и культями;
- выявление существующих барьеров в самообслуживании инвалида в быту;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и так далее
|
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалидов;
- о различных видах протезных изделий верхних конечностей (косметические; механические; рабочие с различными сменными насадками; бионические; спортивные) и о правилах ухода за ними;
- о необходимости использования протезов верхних конечностей, в том числе для профилактики развития сколиоза, гипотрофии мышц за счет симметричного распределения нагрузки на мышцы спины и плечевого пояса;
- об имеющихся современных вспомогательных средствах для адаптации в условиях жилых помещений и ведения повседневной бытовой деятельности инвалидом (крючок для застегивания пуговиц, кухонная утварь на присосках, активный захват для предметов и так далее);
- об опасности самостоятельного ремонта в случае неисправности протезов, а также об адресах сервисных организаций по обслуживанию протезных изделий;
- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации и так далее
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
Социально-бытовое консультирование по вопросам:
- адаптации и обустройства жилого помещения инвалида с целью облегчения его функционирования дома (двери маятникового типа, смесители с длинными подъемными ручками, оконные карнизы с электроприводом и так далее), а также составления модели квартиры по принципу универсального дизайна;
- использования ТСР (включая протезные изделия) и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе захват для открывания банок, бутылок, захват для надевания носков, чулок, колготок, адаптированные столовые приборы, дозаторы для мыла, зубной пасты и так далее);
- использования различных средств, повышающих комфортность при ношении протеза верхней конечности (компрессионные чехлы на культю, средства для ухода за кожей);
- правил ухода за ТСР, включая протезные изделия (уход за корпусом и культеприемной гильзой протеза, чехлом на культю);
- правил гигиенического ухода за культей при использовании протеза верхней конечности (ежедневное промывание мягким мылом, использование увлажняющих средств для ухода за кожей и так далее);
- содействия в получении юридической помощи инвалиду (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), льготы для инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;
- по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу инвалида
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия
|
При наличии функциональных протезов практические занятия направлены на отработку и закрепление:
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
|
|
-
|
навыков самостоятельного надевания и снятия протезов;
|
|
|
|
|
-
|
функций мелкой моторики в рамках бытовой активности при помощи протезов;
|
|
|
|
|
-
|
навыка выполнения протезированными руками основных видов хвата (пинцетный, формообразующий, крючковой, латеральный, концевой);
|
|
|
|
|
-
|
навыка выполнения протезированными руками силовых действий (удержание предметов с расчетом необходимой (адекватной) силы движения);
|
|
|
|
|
-
|
навыков выполнения протезированными руками действий удержания, подъема, переноса и опускания предметов разных размеров, с учетом функциональных и весовых ограничений протезов и так далее
|
|
|
|
Практические занятия, направленные на восстановление, формирование, поддержание навыков:
|
|
|
|
|
-
|
ухода за протезами (корпусом и культеприемной гильзой протеза и так далее);
|
|
|
|
|
-
|
самообслуживания с учетом возможностей культей или протезов ампутированных верхних конечностей (приготовление и прием пищи; личной гигиены; одевания и раздевания; уборки помещения; ремонта одежды и так далее), включая использование вспомогательных средств (крючок для застегивания пуговиц, захват для надевания носков, чулок, колготок, захват для верхней одежды; адаптированные столовые приборы; мочалка, расческа с адаптированными ручками и так далее)
|
|
|
Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование и опрос;
- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь");
- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий в жилом помещении, в том числе с использованием протезов (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями и в приспособленных под нужды инвалида помещениях (кухня, туалет, ванная комната и так далее); устройствами и приспособлениями для одевания, обувания (крючок для застегивания пуговиц, захват для надевания носков, чулок, колготок, захват для верхней одежды и так далее); устройствами и приспособлениями для приготовления и приема пищи (адаптированные столовые приборы; кухонная утварь на присосках и так далее); устройствами для захватывания и зажимания (захват для открывания банок, бутылок; активный захват для предметов и так далее);
- тестовые задания на умение пользоваться протезами, в том числе с использованием вспомогательных средств (выполнение протезированными руками основных видов хвата (пинцетный, формообразующий, крючковой, латеральный, концевой), силовых действий (удержание предметов с адекватной силой), действий удержания, подъема, переноса и опускания предметов разных размеров с учетом функциональных и весовых ограничений протезов);
- тестовые задания на умение ухаживать за протезами и культями;
- выявление неустранимых барьеров в самообслуживании инвалида в быту;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:
|
Индивидуальный
|
|
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);
|
|
|
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);
|
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);
|
|
|
|
|
-
|
оценку удовлетворенности инвалида реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации
|
|