37. Инвалиды вследствие врожденного или приобретенного отсутствия обеих верхних конечностей (ЦРГ 4.4)

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Формат реализации мероприятия

Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА инвалида;

- беседа, в том числе опрос, анкетирование, в целях сбора социально-бытового анамнеза инвалида;

- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий в жилом помещении, в том числе с использованием протезов (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями и в приспособленных под нужды инвалида помещениях (кухня, туалет, ванная комната и так далее); устройствами и приспособлениями для одевания, обувания (крючок для застегивания пуговиц, захват для надевания носков, чулок, колготок, захват для верхней одежды и так далее); устройствами и приспособлениями для приготовления и приема пищи (адаптированные столовые приборы; кухонная утварь на присосках и так далее); устройствами для захватывания и зажимания (захват для открывания банок, бутылок; активный захват для предметов и так далее);

- тестовые задания на умение пользоваться протезами, в том числе с использованием вспомогательных средств (выполнение протезированными руками основных видов хвата (пинцетный, формообразующий, крючковой, латеральный, концевой), силовых действий (удержание предметов с адекватной силой), действий удержания, подъема, переноса и опускания предметов разных размеров с учетом функциональных и весовых ограничений протезов);

- тестовые задания на умение ухаживать за протезами и культями;

- выявление существующих барьеров в самообслуживании инвалида в быту;

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:

Индивидуальный

-

оценку социально-бытового статуса инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и так далее

Информирование

- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалидов;

- о различных видах протезных изделий верхних конечностей (косметические; механические; рабочие с различными сменными насадками; бионические; спортивные) и о правилах ухода за ними;

- о необходимости использования протезов верхних конечностей, в том числе для профилактики развития сколиоза, гипотрофии мышц за счет симметричного распределения нагрузки на мышцы спины и плечевого пояса;

- об имеющихся современных вспомогательных средствах для адаптации в условиях жилых помещений и ведения повседневной бытовой деятельности инвалидом (крючок для застегивания пуговиц, кухонная утварь на присосках, активный захват для предметов и так далее);

- об опасности самостоятельного ремонта в случае неисправности протезов, а также об адресах сервисных организаций по обслуживанию протезных изделий;

- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации и так далее

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Консультирование

Социально-бытовое консультирование по вопросам:

- адаптации и обустройства жилого помещения инвалида с целью облегчения его функционирования дома (двери маятникового типа, смесители с длинными подъемными ручками, оконные карнизы с электроприводом и так далее), а также составления модели квартиры по принципу универсального дизайна;

- использования ТСР (включая протезные изделия) и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе захват для открывания банок, бутылок, захват для надевания носков, чулок, колготок, адаптированные столовые приборы, дозаторы для мыла, зубной пасты и так далее);

- использования различных средств, повышающих комфортность при ношении протеза верхней конечности (компрессионные чехлы на культю, средства для ухода за кожей);

- правил ухода за ТСР, включая протезные изделия (уход за корпусом и культеприемной гильзой протеза, чехлом на культю);

- правил гигиенического ухода за культей при использовании протеза верхней конечности (ежедневное промывание мягким мылом, использование увлажняющих средств для ухода за кожей и так далее);

- содействия в получении юридической помощи инвалиду (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), льготы для инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;

- по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу инвалида

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Практические занятия

При наличии функциональных протезов практические занятия направлены на отработку и закрепление:

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

-

навыков самостоятельного надевания и снятия протезов;

-

функций мелкой моторики в рамках бытовой активности при помощи протезов;

-

навыка выполнения протезированными руками основных видов хвата (пинцетный, формообразующий, крючковой, латеральный, концевой);

-

навыка выполнения протезированными руками силовых действий (удержание предметов с расчетом необходимой (адекватной) силы движения);

-

навыков выполнения протезированными руками действий удержания, подъема, переноса и опускания предметов разных размеров, с учетом функциональных и весовых ограничений протезов и так далее

Практические занятия, направленные на восстановление, формирование, поддержание навыков:

-

ухода за протезами (корпусом и культеприемной гильзой протеза и так далее);

-

самообслуживания с учетом возможностей культей или протезов ампутированных верхних конечностей (приготовление и прием пищи; личной гигиены; одевания и раздевания; уборки помещения; ремонта одежды и так далее), включая использование вспомогательных средств (крючок для застегивания пуговиц, захват для надевания носков, чулок, колготок, захват для верхней одежды; адаптированные столовые приборы; мочалка, расческа с адаптированными ручками и так далее)

Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)

- анкетирование и опрос;

- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь");

- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий в жилом помещении, в том числе с использованием протезов (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями и в приспособленных под нужды инвалида помещениях (кухня, туалет, ванная комната и так далее); устройствами и приспособлениями для одевания, обувания (крючок для застегивания пуговиц, захват для надевания носков, чулок, колготок, захват для верхней одежды и так далее); устройствами и приспособлениями для приготовления и приема пищи (адаптированные столовые приборы; кухонная утварь на присосках и так далее); устройствами для захватывания и зажимания (захват для открывания банок, бутылок; активный захват для предметов и так далее);

- тестовые задания на умение пользоваться протезами, в том числе с использованием вспомогательных средств (выполнение протезированными руками основных видов хвата (пинцетный, формообразующий, крючковой, латеральный, концевой), силовых действий (удержание предметов с адекватной силой), действий удержания, подъема, переноса и опускания предметов разных размеров с учетом функциональных и весовых ограничений протезов);

- тестовые задания на умение ухаживать за протезами и культями;

- выявление неустранимых барьеров в самообслуживании инвалида в быту;

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:

Индивидуальный

-

оценку социально-бытового статуса инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);

-

рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);

-

оценку удовлетворенности инвалида реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации