|
Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА инвалида;
- беседа, в том числе опрос, анкетирование, в целях сбора социально-бытового анамнеза инвалида;
- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий (соблюдение личной гигиены, стирка, уборка, пользование постельным бельем, санитарной комнатой и так далее), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и так далее);
- опрос об умении пользоваться ТСР и ухаживать за ними (ингаляторы, респирометры, тонометры; средства для защиты и очищения кожи при стоме и так далее);
- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты (контроль за объемом и частотой приема пищи, ограничение приема раздражающих продуктов и напитков, правильный питьевой режим), лекарственной терапии (дробное питание небольшими порциями, тщательное пережевывание, ограничение употребления соли и так далее);
- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, адекватных физических нагрузок, речевых нагрузок (при трахеостоме);
- определение уровня осведомленности о технике самоконтроля (контролируемое откашливание), необходимости ведения дневника самоконтроля (в частности, "Дневник артериального давления");
- определение уровня осведомленности о возможностях адаптации жилого помещения (санитарные комнаты) к нуждам инвалида (профилактика травматизма);
- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации инвалида в быту;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:
|
Индивидуальный
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалидов;
- о безопасном ведении бытовой деятельности инвалидом в месте проживания (профилактика травм, падений и так далее), необходимости соблюдения правил личной гигиены (уход за кожей рядом со стомой), соблюдении санитарно-гигиенического режима (прием душа со стомой, дезинфекция кожи и так далее) и дезинфекции помещений;
- о необходимости соблюдения режима питания, диеты (контроль за частотой и объемом принимаемой пищи, избежание или ограничение приема раздражающих продуктов и напитков, правильный питьевой режим);
- о правилах соблюдения санитарно-гигиенического режима, режима сна и отдыха, физических нагрузок, речевых нагрузок (при трахеостоме);
- о необходимости самоконтроля за стомой (регулярный осмотр кожных покровов, швов, размеров и положения стомы, отделяемого по стоме);
- о необходимости контроля за физиологическими показателями (артериальное давление, частота сердечных сокращений, сатурация и так далее);
- о необходимости соблюдения правил приема лекарств, их хранения;
- о побочных эффектах лечения (в частности, гипотония, тошнота, рвота, судороги и так далее);
- об опасностях возникновения неотложных состояний (дыхательная, сердечно-сосудистая недостаточность и так далее);
- об опасностях возникновения осложнений при стоме (кровотечение, некроз, пролапс, стеноз, дерматит, инфекционные осложнения и так далее);
- об организациях, на базе которых организованы школы для лиц с нарушениями функций внутренних органов и систем ("Школа бронхиальной астмы", "Астма-школа", "Школы стомированных пациентов", "Школа сердечно-сосудистых заболеваний" и так далее) и о возможности обучения в них указанной категории;
- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации и так далее;
- об имеющихся современных средствах реабилитации, ТСР под нужды инвалида (бытовой деятельности) (дыхательные тренажеры, ингаляторы, респирометры; поручни (перила) для самоподнимания, опоры, приборы для измерения давления, компрессионное белье, подушки сидений и подстилки, матрацы, наматрацники; аксессуары по уходу за стомой и так далее);
- о правилах ухода за ТСР и адресах сервисных организаций и так далее
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
Социально-бытовое консультирование по вопросам:
- обеспечения персональной безопасности (сохранности) инвалида в быту, необходимости дезинфекции помещений, рационального питания, приема и хранения лекарств (жилые модули "Кухня", "Спальня", "Санитарная комната");
- использования ТСР для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (дыхательные тренажеры, диспенсеры, респираторы, средства для защиты и очищения кожи при стоме и так далее);
- содействия в получении юридической помощи инвалиду (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), льготы для инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;
- по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу инвалида
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия
|
Мероприятия, направленные на восстановление, формирование, поддержание навыков:
- самостоятельного обслуживания в быту, в том числе навыкам соблюдения личной гигиены, дезинфекции помещений, умений пользования бытовыми приборами, в том числе пользования и обслуживания ТСР и так далее;
- персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее) (небулайзеры, бактерицидные лампы);
- правильного, рационального питания, лекарственной терапии (сбалансированность диеты, соблюдение режима приема пищи, контроль за объемом принимаемой пищи, избегание приема раздражающих продуктов и напитков, правильный питьевой режим, соблюдение правил приема и хранения лекарств и так далее);
- самоконтроля за состоянием организма (в частности, с помощью пикфлоуметра, тонометра);
- ведения "Дневника самонаблюдений" (в частности, "Дневник пикфлоуметрии");
- обучение самостоятельному изготовлению, фиксации и смене прокладок при стоме;
- обучение навыкам правильного ухода за кожей вокруг стомы, профилактика раздражений и гипергрануляции;
- самопомощи (правильному откашливанию, проведению ингаляций) и так далее
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование и опрос;
- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь") и персональной безопасности в быту;
- опрос об умении пользоваться ТСР и ухаживать за ними (ингаляторы, респирометры, тонометры; средства для защиты и очищения кожи при стоме и так далее);
- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты (контроль за объемом и частотой приема пищи, ограничение приема раздражающих продуктов и напитков, правильный питьевой режим), лекарственной терапии (дробное питание небольшими порциями, тщательное пережевывание, ограничение употребления соли и так далее);
- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, адекватных физических нагрузок, речевых нагрузок (при трахеостоме);
- определение уровня осведомленности о технике самоконтроля (контролируемое откашливание), необходимости ведения дневника самоконтроля (в частности, "Дневник артериального давления");
- беседа с инвалидом с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:
|
Индивидуальный
|