47. Инвалиды с врожденными или приобретенными деформациями (аномалиями развития), последствиями травм лица (ЦРГ 11)

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Формат реализации мероприятия

Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА инвалида;

- беседа, в том числе опрос, анкетирование, в целях сбора социально-бытового анамнеза инвалида (с использованием, при необходимости, адаптированных анкет, в том числе в электронно-цифровой форме при наличии специализированной компьютерной программы, оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители и так далее) (при невозможности самостоятельного (письменного) заполнения инвалидом допускается заполнение бланков специалистом со слов инвалида);

- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями с вибрационными, звуковыми, световыми сигнализаторами, в частности, термометрами, тонометрами, весами и часами с речевым выходом и другое) (при необходимости), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и так далее);

- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации инвалида в быту;

- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ассистивно-коммуникативными технологиями, а также ухаживать за ними (трость белая тактильная, оптические средства коррекции слабовидения, вспомогательное электронное средство ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом, слуховые аппараты, усилители звука, коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты, микрофоны и так далее);

- определение уровня осведомленности об особенностях питания, диеты (исключение из рациона сухих, жестких, волокнистых продуктов, затрудняющих глотание, употребление, в основном, пюреобразной пищи и так далее);

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:

Индивидуальный

-

оценку социально-бытового статуса инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и так далее

Информирование

- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалидов;

- о необходимости соблюдения диеты (исключение из рациона сухих, жестких, волокнистых продуктов, затрудняющих глотание, употребление, в основном, пюреобразной пищи и так далее);

- о безопасном ведении бытовой деятельности инвалидом в месте проживания;

- об имеющихся современных сурдотехнических, ассистивных коммуникативных средствах реабилитации, ТСР для адаптации жилых помещений под нужды инвалида (бытовой деятельности) и правилах ухода за ними (бытовые приборы с вибрационными, звуковыми, световыми сигнализаторами и голосовыми оповещениями, электронные ручные и стационарные увеличители, коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты, микрофоны, система "умный дом" и так далее);

- о правилах ухода за ТСР и адресах сервисных организаций (при необходимости);

- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации и так далее

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Консультирование

Социально-бытовое консультирование по вопросам:

- обеспечения персональной безопасности (сохранности) инвалида в быту;

- формирования навыков социально-бытовой ориентировки инвалида;

- получения и использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (сигнализаторы звука со световой и вибрационной индикацией, слуховые аппараты разной мощности, телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, специальные устройства с оптической коррекцией слабовидения, трость белая тактильная, телефонные устройства с текстовым выходом, голосовым выводом, коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты и так далее), а также по способам их настройки для использования в быту;

- адаптации жилого помещения инвалида к его нуждам (оборудование устройствами с голосовым выводом информации (телефон, часы) и вибрационным, звуковым, световым оповещением (мультиварки, таймеры, кастрюли, чашки, устройствами для текстового дублирования звуковой информации, специальными устройствами с оптической коррекцией слабовидения, коммуникаторами, телефонными трубками с усилителем звука и так далее), а также составления модели квартиры по принципу универсального дизайна;

- организации бытовой деятельности и обустройства жилого помещения с учетом нарушения зрительных функций у инвалида с целью безопасности и облегчения его функционирования дома (требования к единообразию и постоянству домашней обстановки, расстановка мебели с учетом размера одинаковой ширины выступов по периметру комнаты (избегание выступающих углов), отсутствие полуоткрытых окон и дверей внутри квартиры, отсутствие загромождений и лишних вещей в проходах из комнаты в комнату, в коридоре (пылесос, стулья, ведра с мусором, сумки, портфели, мешки и так далее); закрепление настенных предметов мебели и быта (книжные полки, светильники, свисающие цветы) на уровне выше роста инвалида и так далее) (при необходимости);

- проведения оккупационной повседневной терапии в домашних условиях;

- по вопросам содействия в получении юридической помощи инвалиду (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), льготы для инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и так далее) в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;

- по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу инвалида

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Практические занятия

Мероприятия, направленные на восстановление, формирование, поддержание навыков:

- самостоятельного обслуживания в быту, в том числе пользованию и обслуживанию ТСР и ассистивно-коммуникационных технологий (специальных устройств с текстовым или голосовым выходом, с оптической коррекцией слабовидения, с вибрационными, звуковыми, световыми сигнализаторами, слуховых аппаратов, речевых коммуникаторов, голосообразующих аппаратов);

- пространственной ориентации внутри зданий и помещений (слежение рукой по стене; пробы ногой; защитные техники рукой; передвижение с сопровождающим; передвижение с помощью тактильной трости; передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции; передвижение с опорой на сохранные анализаторы и так далее);

- персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее);

- планирования последовательности (алгоритма) повседневных бытовых действий (приготовление пищи, стирка белья, уборка помещений и так далее);

- правильного питания (исключение из рациона сухих, жестких, волокнистых продуктов, затрудняющих глотание, употребление, в основном, пюреобразной пищи и так далее)

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)

- анкетирование и опрос;

- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность") и персональной безопасности в быту;

- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями с вибрационными, звуковыми, световыми сигнализаторами, в частности, термометрами, тонометрами, весами и часами с речевым выходом и другое), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и так далее);

- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ассистивно-коммуникативными технологиями, а также ухаживать за ними (трость белая тактильная, оптические средства коррекции слабовидения, вспомогательное электронное средство ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом, слуховые аппараты, усилители звука, коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты, микрофоны и так далее);

- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации инвалида в быту;

- определение уровня осведомленности об особенностях питания, диеты (исключение из рациона сухих, жестких, волокнистых продуктов, затрудняющих глотание, употребление, в основном, пюреобразной пищи и так далее);

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:

Индивидуальный

-

оценку социально-бытового статуса инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);

-

рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);

-

оценку удовлетворенности инвалида реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации