42. Инвалиды с преимущественными нарушениями функций пищеварительной и (или) эндокринной системы (систем) и метаболизма (ЦРГ 6)

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Формат реализации мероприятия

Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА инвалида;

- беседа, в том числе опрос, анкетирование, в целях сбора социально-бытового анамнеза инвалида;

- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (навыки личной гигиены, одевание и раздевание, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, умение пользоваться бытовыми приборами, знание функционального предназначения жилых помещений и так далее), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством, окнами, балконами и так далее);

- опрос об умении пользоваться ТСР и ухаживать за ними (глюкометры, инфузионные насосы, калоприемники, средства для защиты и очищения кожи при стоме и так далее);

- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты, лекарственной терапии (контроль за объемом и частотой приема пищи (дробное питание небольшими порциями, тщательное пережевывание, ограничение употребления соли, продуктов, послабляющих или закрепляющих стул, вызывающих газообразование, исключение острой пищи, соблюдение правильного питьевого режима), своевременный прием ферментов, избежание или ограничение приема раздражающих продуктов и напитков, соблюдение правильного питьевого режима); своевременный прием ферментов);

- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, адекватных физических нагрузок;

- определение уровня осведомленности о возможностях адаптации жилого помещения (санитарные комнаты) к нуждам инвалида (профилактика травматизма);

- определение уровня осведомленности о технике самоконтроля (инсулинотерапия), необходимости ведения дневника самоконтроля;

- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации инвалида в быту;

- навыки одевания бандажа (при калостоме);

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:

Индивидуальный

-

оценку социально-бытового статуса инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и так далее

Информирование

- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалидов;

- о безопасном ведении бытовой деятельности инвалидом в месте проживания (профилактика травм, падений и так далее), необходимости соблюдения правил личной гигиены и дезинфекции помещений (уход за телом, прием душа со стомой, дезинфекция кожи, правильная утилизация отходов);

- о необходимости соблюдения режима питания, рекомендуемой диеты, правильного питьевого режима (контроль за частотой и объемом принимаемой пищи, избежание или ограничение приема раздражающих продуктов и напитков, правильный питьевой режим);

- о правилах соблюдения санитарно-гигиенического режима, режима сна и отдыха, физических нагрузок;

- о необходимости контроля за физиологическими показателями (артериальное давление, частота сердечных сокращений, сатурация, температура, вес, частота мочеиспусканий, дефекации, уровень сахара в крови и так далее);

- о необходимости самоконтроля за стомой (регулярный осмотр кожных покровов, швов, размеров и положения стомы, отделяемого по стоме);

- о необходимости соблюдения правил приема лекарств, их хранения;

- о побочных эффектах лечения (в частности, гипотония, тошнота, рвота, судороги и так далее);

- об опасностях возникновения неотложных состояний (в частности, гипогликемия), осложнений при стоме (кровотечение, некроз, пролапс, стеноз, грыжа, дерматит, инфекционные осложнения и так далее);

- о правилах проведения антисептических мероприятий; необходимости профилактики осложнений (отеки, ожирение, запоры, сепсис и так далее);

- об имеющихся современных средствах реабилитации, ТСР под нужды инвалида (бытовой деятельности) (стомные мешки, аксессуары по уходу за стомой, видах бандажей при стоме и так далее);

- об организациях, на базе которых организованы школы для лиц с нарушениями функций внутренних органов и систем ("Школа сахарного диабета", "Школа стомированных пациентов") и о возможности обучения в них указанной категории;

- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации;

- о правилах ухода за ТСР и адресах сервисных организаций и так далее

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Консультирование

Социально-бытовое консультирование по вопросам:

- обеспечения персональной безопасности (сохранности) инвалида в быту (профилактика ударов, падений со стомой и так далее), необходимости соблюдения правил личной гигиены, рационального питания, приема и хранения лекарств (жилые модули "Кухня", "Спальня", "Санитарная комната");

- получения и использования ТСР (бандажи, калоприемники, средства для защиты и очищения кожи при стоме) для целей социально-бытовой реабилитации;

- содействия в получении юридической помощи инвалиду (нормативно-правовым вопросам социальной реабилитации и абилитации, реализации ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), льготы для инвалидов, подготовки типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение и так далее) в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;

- по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу инвалида

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Практические занятия

Мероприятия, направленные на восстановление, формирование, поддержание навыков:

- самостоятельного обслуживания в быту, в том числе навыкам соблюдения личной гигиены, пользованию и обслуживанию ТСР (смена калоприемника, ирригация кишечника, правильная утилизация отходов, регулярная уборка помещения и так далее);

- персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее);

- правильного, рационального питания, лекарственной терапии (сбалансированность диеты, соблюдение режима приема пищи, контроль за объемом принимаемой пищи, избегание приема раздражающих продуктов и напитков, правильный питьевой режим, соблюдение правил приема и хранения лекарств и так далее);

- правильного ухода за кожей, ногтями, стопами;

- самоконтроля за состоянием организма (в частности, с помощью глюкометра);

- ведения "Дневника самонаблюдений", "Дневника самоконтроля" при стоме (в частности, "Дневник питания");

- самопомощи (введению инсулина) и так далее;

- обучение самостоятельному изготовлению, фиксации и смене прокладок при стоме;

- обучение навыкам правильного ухода за кожей вокруг стомы, профилактика раздражений и гипергрануляции;

- обучения навыкам одевания бандажа (при необходимости)

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)

- анкетирование и опрос;

- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, ориентации (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь") и персональной безопасности в быту;

- опрос об умении пользоваться ТСР и ухаживать за ними (глюкометры, инфузионные насосы, калоприемники, средства для защиты и очищения кожи при стоме и так далее);

- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты, лекарственной терапии (контроль за объемом и частотой приема пищи (дробное питание небольшими порциями, тщательное пережевывание, ограничение употребления соли, продуктов, послабляющих или закрепляющих стул, вызывающих газообразование, исключение острой пищи, соблюдение правильного питьевого режима), своевременный прием ферментов, избежание или ограничение приема раздражающих продуктов и напитков, правильный питьевой режим);

- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, адекватных физических нагрузок;

- определение уровня осведомленности о возможностях адаптации жилого помещения (санитарные комнаты) к нуждам инвалида (профилактика травматизма);

- определение уровня осведомленности о технике самоконтроля (инсулинотерапия), необходимости ведения дневника самоконтроля;

- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации инвалида в быту;

- навыки одевания бандажа (при калостоме);

- правильного питьевого режима, своевременный прием ферментов);

- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, соблюдения адекватных физических нагрузок;

- беседа с инвалидом с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:

Индивидуальный

-

оценку социально-бытового статуса инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);

-

рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);

-

оценку удовлетворенности инвалида реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации