24. Инвалиды вследствие нарушений интеллектуального развития (ЦРГ 1.1)

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Формат реализации мероприятия

Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА инвалида;

- беседа, в том числе опрос, анкетирование, в целях сбора социально-бытового анамнеза инвалида;

- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (навыки личной гигиены, навыки одевания и раздевания, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, умение пользоваться бытовыми приборами, знание функционального предназначения жилых помещений и так далее), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством, окнами, балконами и так далее);

- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации инвалида в быту;

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:

Индивидуальный

-

оценку социально-бытового статуса инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен, нарушен, утрачен);

-

разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и так далее

Информирование

- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалидов;

- о безопасном ведении бытовой деятельности инвалидом в месте проживания;

- о методах и приемах социально-бытовой ориентировки инвалида;

- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации и так далее

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Консультирование

Социально-бытовое консультирование по вопросам:

- организации быта и обустройства жилого помещения инвалида с целью обеспечения персональной безопасности (сохранности) и облегчения его функционирования дома, в соответствии с его потребностями и с учетом полевого поведения (упрощение ориентировки внутри жилого помещения с помощью маркировки элементов быта (электробытовой техники, полок и ящиков шкафов и так далее) в соответствии с их функциональным назначением с помощью различных наклеек, меток; использование визуальных расписаний и инструкций; электробытовое оснащение с учетом нарушений интеллектуального развития (предохранительные клапаны (краны) для систем газоснабжения; предохранительные решетки на окна; заглушки для розеток; датчики протечки воды и утечки газа и так далее);

- правил соблюдения санитарно-гигиенического режима, режима сна и отдыха, физических нагрузок;

- правильного, рационального питания, лекарственной терапии (соблюдение режима приема пищи, контроль за объемом принимаемой пищи, правильный питьевой режим, соблюдение правил приема и хранения лекарств и так далее);

- формирования навыков социально-бытовой ориентировки инвалида;

- использования ТСР в рамках ухода за инвалидов, включая использование вспомогательных впитывающих средств при недержании одноразового использования для взрослых (подгузники, прокладки, пеленки), а также принципам подбора с учетом назначения, вида и размера средства;

- проведения оккупационной повседневной терапии в домашних условиях;

- содействия в получении юридической помощи инвалиду (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), льготы для инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;

- по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу инвалида

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Практические занятия

Мероприятия, направленные на восстановление, формирование, поддержание навыков:

- самостоятельного обслуживания в быту (с учетом индивидуальных возможностей инвалида и наличия полевого поведения), в том числе навыкам соблюдения личной гигиены (утренний и вечерний туалет, уход за кожей, волосами, ногтями; дифференциация средств гигиены);

- ведения домашнего хозяйства (уборка помещений и поддержание порядка в быту; пользование бытовыми приборами; знание функционального предназначения жилых помещений; уход за комнатными растениями и так далее);

- культуры питания (пользование столовыми приборами, сервировка стола, культура потребления пищи, понимание полезных и вредных, съедобных и несъедобных продуктов, а также правил их хранения);

- ухода за одеждой, обувью и их ремонту (стирка, чистка, пришивание пуговиц, наложение заплаток и так далее), включая формирование навыков обращения и техники безопасности при работе с иглой и ножницами;

- персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее);

- планирования последовательности (алгоритма) повседневных бытовых действий (приготовление простых блюд, стирка белья, уборка помещения и так далее);

- безопасного самостоятельного пребывания дома (дифференциация "свой-чужой", навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома - пожар, взлом, утечка газа и так далее);

- коррекция полевого поведения в быту;

- использования одноразовых гигиенических средств (подгузники, прокладки, впитывающие пеленки) и так далее

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)

- анкетирование и опрос;

- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, ориентации (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность") и персональной безопасности в быту;

- беседа с инвалидом с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;

- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:

Индивидуальный

-

оценку социально-бытового статуса инвалида (сохранен (сформирован), нарушен, утрачен (не сформирован);

-

оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);

-

рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);

-

оценку удовлетворенности инвалида реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации