Изменения, внесенные документом "Ограниченные поправки к МСА 700 (пересмотренному) и МСА 260 (пересмотренному) в результате изменений в Кодексе СМСЭБ, требующих от аудиторской организации публичного раскрытия информации в случае применения ею требований независимости в отношении общественно значимых организаций", применяются начиная с 15 июля 2025 года.

Независимость аудитора

Независимость аудитора (см. пункты 16A - 17)

(в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 19.05.2025 N 61н)

(см. текст в предыдущей редакции)

A29. От аудитора требуется соблюдение соответствующих этических требований, включая требования по соблюдению независимости, относящихся к выполнению заданий по аудиту финансовой отчетности <24>, и информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, о требованиях, которые применяются к аудитору. Соответствующие этические требования могут:

(в ред. поправок, утв. Приказами Минфина России от 16.10.2023 N 166н, от 19.05.2025 N 61н)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<24> МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита", пункт 14.

- устанавливать требования независимости, применимые к аудиту финансовой отчетности определенных организаций, указанные в соответствующих этических требованиях, такие как требования независимости для аудита финансовой отчетности общественно значимых организаций в Международном кодексе этики профессиональных бухгалтеров (включая Международные стандарты независимости) Совета по международным стандартам этики для бухгалтеров (Кодексе СМСЭБ). Если это применимо в обстоятельствах аудиторского задания, настоящий стандарт требует, чтобы аудитор также информировал лиц, отвечающих за корпоративное управление, о применении им таких требований независимости;

(абзац введен поправками, утв. Приказом Минфина России от 19.05.2025 N 61н)

- обязывать аудитора публично раскрывать информацию в случае применения им требований независимости, применимых к аудиту финансовой отчетности определенных организаций, указанных в соответствующих этических требованиях <25>. В МСА 700 (пересмотренном) содержатся требования к аудиторскому заключению, относящиеся к независимости аудитора и соответствующим этическим требованиям, применяемым аудитором <26>;

(абзац введен поправками, утв. Приказом Минфина России от 19.05.2025 N 61н)

--------------------------------

<25> См., например, требования публичного раскрытия в Кодексе СМСЭБ, пункты R400.20 - R400.21.

(сноска введена поправками, утв. Приказом Минфина России от 19.05.2025 N 61н)

<26> МСА 700 (пересмотренный), пункт 28(c).

(сноска введена поправками, утв. Приказом Минфина России от 19.05.2025 N 61н)

- обязывать аудитора или рекомендовать ему определять, является ли обоснованным применение требований независимости к аудиту финансовой отчетности определенных организаций, к аудиту финансовой отчетности других организаций, не указанных в соответствующих этических требованиях <27>. Если это так и от аудитора требуется публичное раскрытие информации о том, что он применяет такие требования независимости, аудитор может обсудить с руководством или лицами, отвечающими за корпоративное управление, наличие риска неправильного понимания характера организации и необходимости дополнительного раскрытия информации.

(абзац введен поправками, утв. Приказом Минфина России от 19.05.2025 N 61н)

--------------------------------

<27> См., например, пояснения в материалах по применению в Кодексе СМСЭБ, пункт 400.19 A1.

(сноска введена поправками, утв. Приказом Минфина России от 19.05.2025 N 61н)

A30. Информирование о взаимоотношениях и других вопросах, а также о том, как устраняются угрозы независимости, которые не находятся на приемлемом уровне, варьируется в зависимости от обстоятельств задания и обычно касается угроз независимости, мер по снижению угроз и мер по устранению обстоятельств, которые создали угрозы.

(п. A30 в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 19.05.2025 N 61н)

(см. текст в предыдущей редакции)

A31. Соответствующие этические требования или требования законов или нормативных актов могут также определять конкретные информационные сообщения в адрес лиц, отвечающих за корпоративное управление, в случаях выявления нарушения требований независимости. Например, в соответствии с Кодексом СМСЭБ аудитор должен письменно информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, обо всех нарушениях, а также о действиях, которые аудиторская организация предприняла или планирует предпринять в связи с этими нарушениями <28>.

(в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 19.05.2025 N 61н)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<25> Сноска исключена. - Поправки, утв. Приказом Минфина России от 19.05.2025 N 61н.

(см. текст в предыдущей редакции)

<28> См., например, пункты R400.80 - R400.82 и R400.84 Кодекса СМСЭБ.

(сноска введена поправками, утв. Приказом Минфина России от 19.05.2025 N 61н)

A32. Требования к информационному взаимодействию в связи с независимостью аудитора, применяемые в отношении организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, могут оказаться надлежащими и для применения к некоторым другим организациям, включая организации, которые могут быть общественно значимыми, например, в связи с многочисленностью или разнообразием заинтересованных лиц или с учетом характера и размеров бизнеса. Примерами таких организаций могут быть финансовые учреждения (такие как банки, страховые организации и пенсионные фонды), а также другие организации, например, благотворительные. Кроме того, могут возникать ситуации, когда информирование о вопросах независимости не будет иметь значения, например, когда все лица, отвечающие за корпоративное управление, уже были проинформированы о соответствующих фактах в рамках их руководящей деятельности. Возникновение такой ситуации наиболее вероятно, когда организацией руководит собственник, а аудиторская организация и организации, входящие в сеть, работают с данной организацией практически только в области аудита финансовой отчетности.

(п. A32 в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 19.05.2025 N 61н)

(см. текст в предыдущей редакции)