ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ И НИКОТИНСОДЕРЖАЩАЯ ПРОДУКЦИЯ

Вводится запрет на оборот, в том числе розничную продажу, отдельной табачной и никотинсодержащей продукции (01.09.2025)

Речь идет:

- о табачной продукции, которая находилась в обороте без нанесенных средств идентификации по состоянию на 30 июня 2020 года и была маркирована средствами идентификации до 1 декабря 2020 года;

- о никотинсодержащей продукции, которая находилась в обороте без нанесенных средств идентификации по состоянию на 1 марта 2022 года и была маркирована средствами идентификации до 1 октября 2023 года.

Одновременно внесены изменения в Правила маркировки средствами идентификации табачной и никотинсодержащей продукции и организации прослеживаемости табачной и никотинсодержащей продукции и сырья для производства такой продукции, которыми предусмотрен механизм запрета оборота табачной или никотинсодержащей продукции и сырья.

В частности, установлено, что в день принятия решения о запрете оборота Росалкогольтабакконтроль направляет в Систему "Честный знак" сведения в отношении принятого решения о запрете оборота.

Не позднее дня, следующего за днем поступления в Систему сведений в отношении решения о запрете оборота, оператор:

- устанавливает в Системе статус "выбыл" для кодов идентификации табачной или никотинсодержащей продукции, подлежащей обязательной маркировке, в отношении которой принято решение о запрете оборота и которая находится, по данным Системы, во владении участника оборота на момент исполнения оператором решения о запрете оборота;

- отражает в Системе сведения о выводе из оборота табачной или никотинсодержащей продукции, не подлежащей маркировке, а также сырья, в отношении которых принято решение о запрете оборота и которые находятся, по данным Системы, во владении участника оборота на момент исполнения оператором решения о запрете оборота;

- направляет в личный кабинет участника оборота сведения об установлении в Системе статуса "выбыл" для кодов идентификации табачной или никотинсодержащей продукции, подлежащей обязательной маркировке, и выведенной из оборота табачной или никотинсодержащей продукции в соответствии с решением о запрете оборота или о выводе из оборота табачной или никотинсодержащей продукции, не подлежащей маркировке, а также сырья, в отношении которых принято решение о запрете оборота.

(Федеральный закон от 28.12.2024 N 537-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 29.05.2025 N 759)

Урегулированы отдельные вопросы, касающиеся производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства (01.09.2025)

В Федеральный закон от 13.06.2023 N 203-ФЗ вводится понятие "табачная продукция" - курительные или некурительные табачные изделия, упакованные в потребительскую упаковку.

Установленное (смонтированное) основное технологическое оборудование не подлежит консервации в случае отсутствия лицензии на производство, а также связанные с производством хранение и поставку произведенных табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья, на производство, а также связанные с производством хранение и поставку произведенных табачной продукции и никотинсодержащей продукции:

- в период рассмотрения заявления о государственной регистрации такого оборудования, а также в течение 10 рабочих дней со дня принятия Росалкогольтабакконтролем решения о государственной регистрации такого оборудования либо решения об отказе в государственной регистрации такого оборудования;

- в период рассмотрения заявления о выдаче лицензии на один из указанных видов деятельности, а также в течение 10 рабочих дней со дня принятия Росалкогольтабакконтролем решения об отказе в выдаче соответствующей лицензии.

Основное технологическое оборудование теперь подлежит государственной регистрации в связи с внесением изменений в сведения о таком оборудовании, содержащиеся в государственном реестре основного технологического оборудования, в случае изменения вида (видов) табачных изделий, табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции или никотинового сырья, для производства которых используется основное технологическое оборудование.

К основаниям для принятия решения об отказе в государственной регистрации основного технологического оборудования отнесено отсутствие установленного (смонтированного) основного технологического оборудования, указанного в заявлении о государственной регистрации основного технологического оборудования.

В случае если в заявлении о государственной регистрации основного технологического оборудования одновременно указаны основное технологическое оборудование, соответствующее перечню видов основного технологического оборудования, установленному Правительством РФ, и основное технологическое оборудование, не соответствующее указанному перечню, решение о государственной регистрации основного технологического оборудования принимается только в отношении основного технологического оборудования, соответствующего указанному перечню.

Табачная продукция (за исключением сигарет и папирос) не может продаваться ниже минимальной цены на табачную продукцию, которая определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Унифицирован перечень документов, представляемых в лицензирующий орган для получения лицензий.

К основаниям для направления уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений отнесены:

- отсутствие уплаты (неполная уплата) госпошлины за действия, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для производства такой продукции;

- отсутствие регистрации заявителя в информационной системе мониторинга.

К основаниям для отказа в выдаче лицензии отнесено:

- несоответствие адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанного в заявлении о выдаче лицензии, фактическому адресу места осуществления такой деятельности, установленное Росалкогольтабакконтролем по результатам выездной оценки соответствия заявителя обязательным требованиям;

- несоответствие заявителя требованию, указанному в части 35 статьи 8 Закона о государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства.

Расширен перечень лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату.

Лицензию на закупку табачной продукции и никотинсодержащей продукции для реализации такой продукции в качестве товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, вправе получить только юридические лица.

К основаниям для аннулирования лицензии отнесено производство или оборот сырья или никотинового сырья без представления в установленном порядке информации в информационную систему мониторинга.

В случае если в заявлении о выдаче лицензии указаны адреса мест деятельности, отличные от адресов мест нахождения основного технологического оборудования, указанных в решении о государственной регистрации такого оборудования, оценка соответствия заявителя обязательным требованиям проводится при непосредственном выезде к заявителю.

Установлено, что организации и ИП, имеющие лицензии на виды деятельности, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 8 Закона о государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, обязаны до 1 декабря 2025 года представить в Росалкогольтабакконтроль заявление о внесении изменений в государственный реестр лицензий в части включения в реестр лицензий сведений о виде (видах) табачной продукции или никотинсодержащей продукции.

В противном случае действие лицензий на указанные виды деятельности, выданных указанным лицам, приостанавливается.

(Федеральный закон от 23.05.2025 N 123-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 12.08.2025 N 1198; Информация Росалкогольтабакконтроля от 13.08.2025, от 28.08.2025 и от 26.09.2025; Информация Росалкогольтабакконтроля от 12.11.2025)