ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ

Урегулированы вопросы, касающиеся использования ТКО для производства из их органической части искусственных грунтов (01.09.2025)

Изменения внесены в Закон об отходах производства и потребления и Закон об охране окружающей среды.

Использование ТКО для производства из их органической части искусственных грунтов отнесено к утилизации отходов.

Расширяется перечень информации, которую должна содержать ФГИС УТКО.

Вторичные ресурсы, полученные при раздельном накоплении ТКО или в результате обработки ТКО на объектах обработки ТКО, и полученное из них вторичное сырье передаются региональным оператором и операторами по обращению с ТКО, обрабатывающими ТКО, третьим лицам на организованных торгах или на электронных площадках, взаимодействующих с ФГИС УТКО, за исключением вторичных ресурсов, передаваемых в целях утилизации путем производства искусственного грунта из органической части ТКО или их энергетической утилизации.

Определены требования к утилизации ТКО путем производства искусственных грунтов из органической части ТКО.

В случае отказа юридических лиц, в результате деятельности которых образуются ТКО, от заключения договора с региональным оператором такие юридические лица обязаны размещать информацию о балансах количественных характеристик образования и захоронения ТКО, образованных в результате их деятельности, в ФГИС УТКО.

Тариф на утилизацию ТКО путем производства из их органической части искусственных грунтов подлежит регулированию. Тарифы на энергетическую утилизацию, утилизацию ТКО путем производства из их органической части искусственных грунтов регулируются в случае, если объект энергетической утилизации, объект утилизации ТКО путем производства из их органической части искусственных грунтов включены в территориальную схему обращения с отходами.

Если оператор по обращению с ТКО, захоранивающий ТКО, утилизирует их путем производства из их органической части искусственных грунтов с использованием принадлежащих ему объектов такой утилизации, то включение в предельный тариф на захоронение ТКО расходов, связанных с производством искусственного грунта, используемого при эксплуатации объектов размещения отходов, не допускается.

Предусмотрена возможность корректировки тарифа на утилизацию в определенном случае.

Плановые значения показателей эффективности объектов обработки ТКО определяются не ниже значений, установленных едиными требованиями к объектам в области обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО, перегрузочным станциям.

В случае признания искусственных грунтов, произведенных из органической части ТКО в результате их утилизации, отходами производства и потребления плательщиками платы за НВОС при размещении отходов являются производители или получатели искусственных грунтов в зависимости от наступления определенных фактов.

Декларация о плате за НВОС при размещении таких отходов представляется указанными лицами по месту нахождения объектов размещения отходов, на котором размещены такие грунты, и объекта, на котором складировались такие грунты на момент их признания отходами. Плата за размещение таких отходов также вносится по месту нахождения указанных объектов.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за размещение таких отходов признается календарный год, в котором грунты признаны отходами.

Программа производственного экологического контроля должна содержать сведения о произведенных из органической части ТКО искусственных грунтах.

(Федеральный закон от 26.12.2024 N 497-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 28.05.2025 N 748, от 24.07.2025 N 1089 и от 15.08.2025 N 1225; Приказ Минприроды России от 12.05.2025 N 262)

Внесены изменения в основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (01.09.2025)

Скорректировано понятие "необходимая валовая выручка". Тариф на утилизацию путем производства искусственных грунтов включен в перечень регулируемых тарифов. При этом регулирование тарифов на энергетическую утилизацию, утилизацию путем производства искусственных грунтов осуществляется в случае, если объект энергетической утилизации, объект утилизации путем производства искусственных грунтов включены в территориальную схему. Затраты на такую утилизацию не учитываются при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Введены положения о методах регулирования тарифов, учитывающие особенности утилизации путем производства искусственных грунтов.

Уточнен порядок определения расходов на эксплуатацию перегрузочных станций, включенных в территориальную схему, факторы, влияющие на корректировку необходимой валовой выручки операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, учитываемой при определении необходимой валовой выручки регионального оператора.

Изменения в части утилизации путем производства искусственных грунтов также внесены в пункты 4 и 8 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

(Постановление Правительства РФ от 28.08.2025 N 1303)

Внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ по вопросам обращения с ТКО (01.09.2025)

Изменения направлены на реализацию Федерального закона от 26.12.2024 N 497-ФЗ, которым в том числе определены особенности обращения с ТКО на труднодоступных территориях.

Внесены изменения:

- в Правила разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами производства и потребления;

- в Особенности применения законодательства РФ в сфере обращения с отходами производства и потребления на территориях новых субъектов РФ.

В частности, уточнены требования к содержанию текстового документа территориальной схемы обращения с отходами. Так, предусмотрено, что схема потоков ТКО должна содержать информацию о перегрузочных станциях в следующих случаях:

- нахождение перегрузочной станции на труднодоступной территории;

- прогнозная величина расходов на транспортирование ТКО, рассчитанная исходя из схемы потоков, предусматривающей использование перегрузочной станции, включая расходы на создание и эксплуатацию перегрузочной станции, на очередной период регулирования, меньше прогнозной величины расходов на транспортирование ТКО, рассчитанной исходя из схемы потоков без использования перегрузочной станции, на очередной период регулирования (в указанном случае раздел "Схема потоков твердых коммунальных отходов" должен содержать сравнение стоимости транспортирования ТКО с использованием и без использования перегрузочной станции).

Российский экологический оператор будет проводить экспертизу проекта территориальной схемы в том числе на предмет обоснованности включения перечня труднодоступных территорий и обоснованности включения объектов, на которых утилизируются ТКО путем производства искусственных грунтов из органической части ТКО.

Территориальная схема, содержащая перечень труднодоступных территорий, утверждается при условии отсутствия разногласий по указанному перечню с российским экологическим оператором и Росприроднадзором.

(Постановление Правительства РФ от 24.07.2025 N 1089)

Внесены изменения в некоторые акты Правительства РФ по вопросам транспортирования ТКО с использованием перегрузочных станций (01.09.2025)

В целях реализации Федерального закона от 26.12.2024 N 497-ФЗ внесены изменения, в том числе:

- в Правила разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с ТКО, а также контроля за их реализацией;

- в Правила разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами производства и потребления.

В частности, для региональных операторов по обращению с ТКО предусмотрено утверждение инвестиционных программ в отношении строительства и реконструкции перегрузочных станций.

В инвестиционную программу подлежат включению мероприятия по строительству, реконструкции перегрузочных станций, реализуемые региональным оператором, предусмотренные территориальной схемой в области обращения с отходами производства и потребления.

В отношении мероприятий инвестиционной программы в части перегрузки ТКО в инвестиционную программу регионального оператора не включаются:

- плановые и фактические значения показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, энергетической утилизации, утилизации ТКО путем производства из их органической части искусственных грунтов, захоронения ТКО отдельно на каждый год в течение срока реализации инвестиционной программы;

- указание регулируемых или нерегулируемых видов деятельности, осуществляемых на таких объектах.

В отношении перегрузочных станций, на которые не утверждена проектная документация или техническая документация (для некапитальных строений, сооружений), указываются планируемые расходы на реализацию мероприятий инвестиционной программы. После утверждения проектной документации или технической документации указанные расходы должны быть скорректированы в порядке, предусмотренном для корректировки инвестиционной программы.

Уточняются требования к содержанию тестового документа территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления. Так, раздел "Действующие объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, перегрузочные станции" должен содержать в том числе сведения о перегрузочных станциях.

(Постановление Правительства РФ от 15.08.2025 N 1225)

Внесены изменения в состав, сроки и периодичность размещения информации в ФГИС УТКО (01.09.2025)

В частности, уточняется состав данных, размещаемых органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с утвержденными территориальными схемами, а также в соответствии с проектами территориальных схем, а также сроки размещения таких данных.

Предусмотрено размещение информации о потребности в организации новых мест (площадок) накопления ТКО. Также предусмотрено размещение информации о прогнозных значениях предельных тарифов в области обращения с ТКО.

Уточнен состав размещаемой информации о местах накопления ТКО, в том числе о раздельном накоплении ТКО, с учетом отнесения мест накопления ТКО к общему имуществу многоквартирного дома.

(Приказ Минприроды России от 28.05.2025 N 299)

Обновлены Правила обращения с ТКО (01.09.2025)

В частности, установлено, что за состав ТКО, находящихся в контейнерах или бункерах или иных накопителях, в случае нарушения потребителями требований к накоплению ТКО региональный оператор ответственность не несет.

Предусмотрена возможность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО между юридическим лицом, уполномоченным действовать от своего имени и в интересах потребителя, и региональным оператором.

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, образующимися в том числе на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (кроме случаев заключения договора с собственником садового земельного участка или огородного земельного участка). В таком случае договор заключается с юридическим лицом, уполномоченным представлять интересы членов товарищества.

Региональный оператор вправе обеспечить возможность обмена с потребителями (уполномоченными организациями) документами в электронном виде.

Накопление ТКО (в том числе раздельное накопление) осуществляется в соответствии с Правилами и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденным исполнительным органом субъекта РФ.

Также обновлена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Внесены изменения в отдельные акты Правительства РФ

Установлены требования к цветам контейнеров, бункеров или иных накопителей для складирования различных отходов. При этом до 1 января 2030 года при раздельном накоплении ТКО по видам отходов, группам отходов и группам однородных отходов, определенным в порядке накопления ТКО, утвержденном исполнительным органом субъекта РФ, допускается складирование таких видов отходов, групп отходов и групп однородных отходов с использованием контейнеров, бункеров или накопителей иных цветов, если это определено указанным порядком, при условии обеспечения цветового и символьного обозначений таких контейнеров, бункеров или накопителей в виде трафаретов, табличек и наклеек.

(Постановление Правительства РФ от 07.03.2025 N 293; Письма Минприроды России от 17.06.2025 N 25-50/11090-ОГ и от 06.10.2025 N 25-47/41715; Письмо ФАС России от 18.08.2025 N ВК/77494/25, Письмо Минстроя России от 07.10.2025 N 59709-АФ/04)

Внесены изменения в Положение о ФГИС УТКО (01.09.2025)

Вводится понятие "электронная площадка" - сайт, на котором могут заключаться договоры, предусматривающие передачу вторичных ресурсов, полученных при раздельном накоплении ТКО или в результате обработки ТКО на объектах обработки ТКО, или полученного из них вторичного сырья, в электронной форме, в том числе на торгах (за исключением организованных торгов).

Расширяется перечень информации, содержащейся в системе. В частности, в системе будет содержаться информация о труднодоступных территориях, о перегрузочных станциях и о количестве и виде вторичных ресурсов, полученных в результате раздельного накопления или сбора.

Установлено, что закрытая часть системы содержит в том числе информацию о договорах, заключенных в сфере обращения с ТКО, данные измерительных (контрольных) систем, включая информацию, полученную с использованием средств фото- или видеофиксации.

Скорректирован порядок предоставления информации для размещения в системе.

Уточняется порядок предоставления доступа к системе, а также взаимодействия системы с иными информационными системами.

Предусмотрено включение в систему реестра территориальных схем обращения с отходами производства и потребления и реестра электронных площадок.

(Постановление Правительства РФ от 05.07.2025 N 1022)