32. Инвалиды, получившие ранение (травму, контузию, увечье) или заболевание в связи с участием в боевых действиях, с последствиями поражения лицевого отдела черепа, в том числе с одновременным нарушением функций жевания, глотания, голосообразования, зрения или слуха (ЦРГ 12.9)

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Формат реализации мероприятия

Социально-педагогическая диагностика первичная (входящая)

- анализ документов об образовании (квалификации) инвалида с целью определения его квалификации и уровня образования (вид образования, форма получения образования, форма обучения, образовательные программы);

- беседа, в том числе опрос в целях сбора социально-педагогического анамнеза инвалида (при невозможности самостоятельного (письменного) заполнения анкет инвалидом, допускается заполнение бланков специалистом со слов инвалида);

- проведение педагогического обследования (при необходимости с использованием адаптированных форм диагностического материала с опорой на сохранные анализаторы), направленного на определение (исследование):

Индивидуальный

-

степени сохранности (сформированности) элементарных навыков письма, чтения, счета (базовых учебных действий);

-

уровня развития мыслительной деятельности (уровень развития мышления, мыслительных операций);

-

уровня развития общей моторики и тонкой дифференциации движений пальцев рук;

-

уровня сформированности импрессивной речи (понимания устной и письменной речи, наличие ФФНР) и экспрессивной (навыков артикуляции (образования звуков речи), состояние звукопроизношения, темпо-ритмические характеристики, наличие дизартрии, афазии, дислалии, сохранность письменной речи);

-

уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме (при необходимости);

-

уровня владения АДК или РЖЯ, или рельефно-точечным шрифтом Брайля (при необходимости);

-

уровня сформированности навыков пользования компьютером (в том числе со специальным программным обеспечением для лиц с нарушением сенсорных функций (зрения), смартфоном (включая владение невизуальной доступностью сенсорных устройств), информационными ресурсами (при необходимости);

-

уровня владения ТСР, ассистивно-коммуникативными технологиями для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации (при необходимости);

-

уровня общей осведомленности и познавательной активности;

-

уровня обучаемости и освоения новой информации инвалидом;

-

основных предпочтений при планировании и проведении досуга;

-

уровня сформированности навыков планирования досуга;

-

уровня развития духовно-нравственных ценностей инвалида;

-

мотивации и склонности к определенным видам обучения, образования и к трудовой деятельности;

- формирование заключения по результатам социально-педагогической диагностики, содержащего, в том числе:

-

оценку социально-педагогического статуса инвалида (сохранен, нарушен, утрачен);

-

разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-педагогической реабилитации и абилитации инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, нуждаемости использования ТСР и ассистивных технологий, потребности сопровождения реабилитационного курса услугами перевода русского жестового языка и другое

Особые указания:

При значительных и значительно выраженных нарушениях функций зрения анкетирование и обследование возможно проводить в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, брайлевского дисплея и (или) с использованием оптических средств коррекции слабовидения (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и другое) и (или) с применением вербальных или адаптированных форм диагностического материала (отрицательная контрастность (60 - 100%), увеличенный размер изображений, дублирование информации шрифтом Брайля), а также с учетом возможностей остаточного зрения и с опорой на сохранные модальности

Информирование

- о целях, задачах, содержании мероприятий по социально-педагогической реабилитации и абилитации инвалидов, ожидаемых результатах;

- о различных вариантах и условиях прохождения профессионального обучения, получения профессионального и дополнительного образования, трудоустройства, в том числе с учетом склонностей и интересов инвалида;

- о возможностях психолого-педагогического сопровождения профессионального образовательного процесса лиц с инвалидностью;

- об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая организации, осуществляющих обучение АДК (включая мимику и жесты), РЖЯ, рельефно-точечному шрифту Брайля, а также пользованию компьютером (со специальным программным обеспечением для лиц с нарушением сенсорных функций) и смартфоном (невизуальный доступ) (при необходимости);

- об организациях, оказывающих логопедическую помощь;

- о деятельности общественных организаций инвалидов, а также о способах взаимодействия с ними;

- о существующих способах АДК, а также о ТСР, современных ассистивно-коммуникативных технологиях (устройствах) для обучения и коммуникации, в том числе приобретаемых за счет средств инвалида (при необходимости);

- о доступности информационных ресурсов для слепых и слабовидящих (при необходимости);

- о возможностях участия в мероприятиях по адаптивной физической культуре и спорту;

- о доступности участия в мероприятиях по социокультурной реабилитации и абилитации, вовлечение инвалида в активную творческую и публичную деятельность (театральные постановки, игра на музыкальных инструментах, танцы и другое);

- о доступных для инвалида по зрению культурно-досуговых мероприятиях, в том числе с применением тифлокомментирования (при необходимости);

- о возможностях участия инвалида в выставках, ярмарках, мероприятиях самодеятельного народного творчества, а также в смотрах, конкурсах, соревнованиях разного уровня и направления и так далее

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Консультирование

Социально-педагогическое консультирование по вопросам:

- социально-педагогической реабилитации и абилитации инвалида (самостоятельной коррекции нарушений чтения, речи, развития тонкой дифференциации движений пальцев рук и другого);

- подбора и использования специальных учебных пособий для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации;

- разработки оптимального образовательного маршрута и профессионального образования инвалида;

- выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями инвалида и оптимальной транспортной доступности;

- обучения АДК, РЖЯ, рельефно-точечному шрифту Брайля (при необходимости);

- использования ТСР, современных ассистивно-коммуникативных технологий для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации;

- определения интересов инвалида и связанных с ними направлений творческой деятельности;

- повышения мотивации к активному участию в культурной жизни общества, а также к изучению и освоению культурного наследия;

- определения интересов инвалида и связанных с ними направлений творческой деятельности и другого;

- проведения досуга (творческая деятельность, в том числе с использованием ТСР);

- возможностей развития интеллектуально-познавательной сферы (расширение общего кругозора) инвалида посредством участия в интеллектуально-досуговых мероприятиях (образовательных экскурсиях, литературных вечерах, тематических мероприятиях и так далее);

- участия в мероприятиях по адаптивной физической культуре и спорту;

а также по другим вопросам, относящимся к социально-педагогической реабилитации и абилитации, по запросу инвалида и (или) члена семьи (при необходимости)

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Практические занятия

- восстановление (формирование) навыков письма, чтения, счета (базовых учебных действий), мыслительных операций;

- проведение логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма, в том числе с использованием компьютерных технологий, АПК;

- развитие общей моторики и тонкой дифференциации движений пальцев рук;

- восстановление (формирование) коммуникативных и поведенческих навыков, в том числе обучение АДК (включая мимику и жесты) или РЖЯ, или рельефно-точечному шрифту Брайля, а также пользованию ассистивно-коммуникативными технологиями (при необходимости);

- обучение пользованию информацией (навигацией) по выбору образовательной и реабилитационной организации с учетом доступности и приближенности к месту жительства на различных сайтах (навигация по сайтам образовательных организаций, образовательных порталов и другим), в том числе в формате версии для слабовидящих (при необходимости);

- формирование устойчивой мотивации к получению новых знаний, образования и трудовой деятельности, в целом;

- формирование навыков пользования ТСР, необходимых для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации инвалида;

- развитие творческой инициативы и самореализации инвалида посредством занятий декоративно-прикладным искусством (вязание, резьба по дереву, лепка и так далее);

- формирование навыка активного культурно-досугового поведения (активного планирования досуга и содержательного наполнения свободного времени), в том числе с учетом адекватной оценки собственных интересов и возможностей инвалидом;

- формирование духовно-нравственных ценностей инвалида с целью привития социальных и морально-нравственных норм посредством совместного (группового) просмотра и осуществления параллельного смыслового анализа фильмов, спектаклей, прочтения художественных литературных произведений с последующим обсуждением в группе;

- восстановление (формирование) навыков пользования компьютером (включая специальное программное обеспечение для лиц с нарушением сенсорных функций), смартфоном (в том числе обучение невизуальной доступности сенсорных устройств), включая электронные ресурсы (ЕПГУ, электронной медицинской картой и другими) и другое

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Социально-педагогическая диагностика повторная (контрольная)

- проведение педагогического обследования (при необходимости с использованием адаптированных форм диагностического материала с опорой на сохранные анализаторы), направленного на определение (исследование) сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (домены МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"):

Индивидуальный

-

степени сохранности (сформированности) элементарных навыков письма, чтения, счета (базовых учебных действий);

-

уровня развития мыслительной деятельности (уровень развития мышления, мыслительных операций);

-

уровня развития общей моторики и тонкой дифференциации движений пальцев рук;

-

уровня сформированности импрессивной речи (понимания устной и письменной речи, наличие ФФНР) и экспрессивной (навыков артикуляции (образования звуков речи), состояние звукопроизношения, темпо-ритмические характеристики, наличие дизартрии, афазии, дислалии, сохранность письменной речи);

-

уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме;

-

уровня владения АДК или РЖЯ, или рельефно-точечным шрифтом Брайля (при необходимости);

-

уровня сформированности навыков пользования компьютером (в том числе со специальным программным обеспечением для лиц с нарушением сенсорных функций (зрения), смартфоном (включая владение невизуальной доступностью сенсорных устройств), информационными ресурсами (при необходимости);

-

уровня владения ТСР, ассистивно-коммуникативными технологиями для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации (при необходимости);

-

уровня общей осведомленности и познавательной активности;

-

уровня сформированности навыков планирования досуга;

-

уровня развития духовно-нравственных ценностей инвалида;

-

мотивации к определенным видам обучения, образования и к трудовой деятельности;

- беседа с инвалидом (при необходимости - членом семьи) с целью определения уровня оценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-педагогической реабилитации;

- формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики инвалида, содержащего:

-

оценку социально-педагогического статуса инвалида (сохранен, нарушен, утрачен);

-

оценку эффективности проведенного курса социально-педагогической реабилитации и абилитации инвалида (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики);

-

рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается или не нуждается);

-

оценку удовлетворенности инвалида (при необходимости - члена семьи) реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации