50. Инвалиды, получившие травму, ранение, контузию, увечье в связи с боевыми действиями, вследствие комбинированной травмы или множественных ранений с одновременными нарушениями различных функций организма человека (ЦРГ 13.13)

Наименование мероприятия

Содержание мероприятия

Формат реализации мероприятия

Профориентационная диагностика - первичная (входящая)

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях по профессиональной реабилитации (профессиональной ориентации) в ИПРА инвалида;

- сбор анамнеза посредством беседы, опроса, анкетирования инвалида (при необходимости, привлечение члена семьи) с целью выявления его психофизиологических особенностей и факторов, определяющих особенности социального статуса инвалида (возраста, общего и профессионального образования, степени профессиональной подготовки, квалификации, семейного и материального положения, места проживания инвалида и других);

- изучение медицинской документации с целью оценки нарушенных функций организма, ограничений жизнедеятельности, наличия сопутствующих заболеваний (клинико-функциональный диагноз, степень выраженности ОЖД, функциональных нарушений и так далее);

- тестовые задания с целью оценки социально-психологического и профессионального статуса инвалида (особенностей познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, в том числе профессиональной направленности - установок, интересов, желаний), в том числе:

- исследование состояния когнитивной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сфер, особенностей нейродинамики психических процессов и умственной работоспособности с целью оценки сформированности необходимых для будущей профессии профессионально значимых качеств;

- оценка базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения (письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и другие);

- исследование обучаемости и способности к освоению новой информации инвалидом;

- исследование готовности и мотивации к осознанному выбору профессии;

- исследование уровня информированности инвалида в профессиональной сфере;

- определение степени сформированности профессиональных планов инвалида;

- исследование общих предпочтений и интересов инвалида, а также установок (уровня и круга профессиональных притязаний), интересов, желаний, индивидуальных предпочтений в профессиональной сфере;

- выявление демотивирующих факторов, влияющих на профессиональную ориентацию и трудоустройство инвалидов (субъективная стигматизация инвалида, отсутствует или неоконченное профессиональное образование и другие);

- формирование заключения по результатам профориентационной диагностики, которое должно содержать:

- оценку соответствия профессиональных интересов и предпочтений инвалида исходя из особенностей его текущего психофизиологического состояния и прогноза динамики этого состояния;

- оценку состояния профессионально значимых качеств с учетом имеющейся профессии или исходя из интересов, склонностей и предпочтений инвалида к будущей (новой) профессии;

- оценку нуждаемости в специальных условиях получения профессионального образования;

- рекомендации по профориентации (профориентационное консультирование, профориентационная коррекция);

- разработка индивидуального плана (реабилитационного маршрута) предоставления услуги с указанием объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и ассистивных (вспомогательных) технологий

Индивидуальный

Информирование

-

о различных профессиях (в том числе посредством использования профессиограмм, сайтов с прогнозированием и анализом будущих изменений на рынке труда, каталогами профессий, которые будут востребованы в ближайшие десятилетия);

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

-

о различных вариантах получения профессионального образования (в том числе с учетом склонностей и интересов инвалида, а также специфики и инфраструктуры субъекта Российской Федерации, в котором проживает инвалид);

-

о деятельности общественных организаций инвалидов;

-

об организациях, осуществляющих профессиональное обучение и переподготовку;

-

о состоянии и перспективах развития рынка профессий, формах и условиях их освоения, о требованиях, предъявляемых профессиями к человеку;

-

о состоянии рынка труда (востребованные профессии с учетом структуры региональной потребности в кадрах);

-

о современных видах производства, потребностях хозяйственного комплекса региона проживания инвалида в квалифицированных кадрах;

-

об особенностях трудоустройства (необходимые документы и так далее);

-

о существующих требованиях к организации специального рабочего места;

-

о специфике деятельности в режиме самозанятости;

-

о современных ТСР и ассистивных (вспомогательных) технологиях, используемых в процессе получения образования и трудовой деятельности (при создании специального рабочего места);

-

о действующих профессиональных стандартах и требованиях к различным профессиям;

-

о квотировании рабочих мест для людей с инвалидностью;

- о датах проведения различных форумов социального предназначения, конкурсов профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья, ярмарок (выставок) вакансий и возможности участия в них инвалидов;

- о возможностях самостоятельного поиска вакансий посредством различных интернет-ресурсов (сайтов по поиску работы), тематических ярмарок вакансий, средств массовой информации (газеты, журналы);

-

о социальной занятости и сопровождаемом трудоустройстве;

-

о различных аспектах профессиональной ориентации, в том числе по запросу инвалида или сопровождающего его члена семьи

Консультирование

Профориентационное консультирование по вопросам:

- рационального (адекватного) профессионального самоопределения (выявление имеющихся проблем в области профессионального самоопределения);

- разработки образовательного маршрута (получения профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки с получением новой профессии или специальности;

- выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями инвалида и оптимальной транспортной доступностью;

- формирования мотивации к повышению деловой активности и участию в реализации трудовых установок (включая трудоустройство, освоение навыков самопрезентации при трудоустройстве и другие);

- организации различных форм профессиональной деятельности (самозанятость, предпринимательство и другие);

- самостоятельного планирования трудоустройства (поиска работы);

- определения возможности профессионально-квалификационного роста и совершенствования в процессе трудовой деятельности;

- обеспечения вспомогательными средствами, ТСР, в том числе при оснащении (оборудовании) специального учебного и рабочего места инвалида;

- самопрезентации при трудоустройстве на работу;

- психологической готовности к смене профессии;

- построения стратегии поведения и общения в трудовом коллективе;

- а также по различным вопросам в рамках профессионального консультирования по запросу инвалида или сопровождающего его члена семьи

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Практические занятия (профориентационная коррекция)

- формирование или повышение мотивации на начало, или продолжение трудовой деятельности;

- формирование психологической готовности к выбору или смене профессии (самоопределение профессиональной деятельности);

- повышение знаний (представлений) о различных сферах профессиональной деятельности, необходимых для их освоения способностей и навыков, в том числе с целью расширения перспективы планирования инвалидом профессионального будущего (посредством профориентационных игр, просмотра профориентационных фильмов и видеороликов, демонстрационных материалов, метафорических ассоциативных карт и прочее);

- формирование, коррекция и развитие профессионально значимых качеств инвалида, необходимых для будущей (новой) или сохранения настоящей профессии, а также обеспечивающих его профессиональную работоспособность;

- расширение круга профессиональных притязаний;

- повышение или формирование мотивации на получение, или смену профессиональной деятельности;

- обучение инвалида самостоятельному составлению плана трудоустройства (поиска работы);

- обучение навыкам самопрезентации при трудоустройстве (составление резюме, оформление пакета документов, прохождение собеседования и так далее), в том числе с использованием игр-тренингов

С, ПС - индивидуальный, групповой;

на дому - индивидуальный

Профессиональный отбор

- определение медицинских показаний и противопоказаний к выбранной инвалидом профессиональной деятельности, доступности ее по характеру, условиям, режиму и формам организации трудовой деятельности;

- оценка пригодности инвалида к выполнению работы в выбранной профессии или специальности по состоянию здоровья и возможных путей компенсации, а также необходимости применения ТСР и ассистивных (вспомогательных) технологий и обучению их использованию;

- определение профессиональной направленности инвалида с учетом оценки состояния и уровня развития профессионально важных качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности по выбранной профессии или специальности (на основе данных проведенной профориентационной диагностики ВПФ, интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных особенностей инвалида с использованием методов психологического и психофизиологического исследований);

- анализ рынка труда для подбора доступной профессии или специальности, отвечающей пожеланиям инвалида (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения работы, характер труда, должность, профессия или специальность) и соответствующей рекомендациям, содержащимся в ИПРА инвалида;

- оценка социальных факторов: возраста, уровня общего и профессионального образования, имеющегося трудового опыта и стажа, уровня социальной адаптации, семейного и материального положения, расстояния от дома до места работы, способа передвижения и другие

Индивидуальный

Профессиональный подбор

- определение медицинских показаний и противопоказаний к профессиональной деятельности, а также видов труда, доступных инвалиду по характеру, условиям, режиму и формам организации трудовой деятельности, оценка пригодности инвалида к выполнению работы в показанных ему по состоянию здоровья профессиях или специальностях;

- определение профессиональной направленности инвалида с учетом состояния и уровня развития ВПФ, интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных особенностей инвалида (по данным профориентационной диагностики);

- подбор профессий или специальностей с учетом:

- социально-психологического статуса инвалида, его профессиональных склонностей и способностей;

- оценки социальных факторов: возраста инвалида, его пола, уровня общего и профессионального образования, семейного и материального положения, жилищных условий, расстояния от дома до места работы и способа передвижения и другие;

- нуждаемости в обеспечении ассистивными (вспомогательными) технологиями, ТСР, в оснащении (оборудовании) специального рабочего места;

- составление заключения о результатах профориентации с рекомендациями и перечнем возможных профессий (направлений профессиональной деятельности), исходя из интересов, склонностей и предпочтений инвалида, его психофизиологических особенностей, а также состояния рынка труда в субъекте Российской Федерации, то есть с учетом реальных возможностей трудоустройства

Индивидуальный

Профориентационная диагностика - повторная (контрольная)

Тестовые задания и опрос с целью оценки профессионального статуса, в том числе:

- исследование готовности и мотивации к осознанному выбору профессии, в частности, в случае необходимости смены профессии;

- исследование уровня информированности инвалида в профессиональной сфере;

- определение степени сформированности профессиональных планов инвалида;

- исследование общих предпочтений и интересов инвалида, а также установок (уровня и круга профессиональных притязаний), интересов, желаний, индивидуальных предпочтений в профессиональной сфере;

- выявление демотивирующих факторов, влияющих на профессиональную ориентацию и трудоустройство инвалидов (субъективная стигматизация инвалида, отсутствует или неоконченное профессиональное образование, отсутствие специального рабочего места и другие);

- формирование заключения по результатам повторной (контрольной) профориентационной диагностики, которое должно содержать:

- оценку соответствия профессиональных интересов и предпочтений инвалида исходя из особенностей его текущего психофизиологического состояния и прогноза динамики этого состояния;

- оценку состояния профессионально значимых качеств с учетом имеющейся профессии или исходя из интересов, склонностей и предпочтений инвалида к будущей (новой) профессии;

- показания и противопоказания к выполнению определенных видов трудовых действий, овладению конкретными видами профессий или профессии;

- оценку нуждаемости в специальных условиях получения профессионального образования;

- рекомендации по дальнейшему построению профессионального маршрута, необходимости использования ТСР и ассистивных (вспомогательных) технологий и другие

Индивидуальный