|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Профориентационная диагностика - первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях по профессиональной реабилитации (профессиональной ориентации) в ИПРА инвалида;
- сбор анамнеза посредством беседы, опроса, анкетирования инвалида (при необходимости, привлечение члена семьи) с целью выявления его психофизиологических особенностей и факторов, определяющих особенности социального статуса инвалида (возраста, общего и профессионального образования, степени профессиональной подготовки, квалификации, семейного и материального положения, места проживания инвалида и других);
- изучение медицинской документации с целью оценки нарушенных функций организма, ограничений жизнедеятельности, наличия сопутствующих заболеваний (клинико-функциональный диагноз, степень выраженности ОЖД, функциональных нарушений и так далее);
- тестовые задания (адаптированные к психофизическим возможностям) с целью оценки социально-психологического статуса инвалида (интеллектуальных возможностей: особенностей эмоционально-волевой сферы; мотивационной, в том числе профессиональной, направленности - установок, интересов, желаний), в том числе:
|
Индивидуальный
|
|
|
-
|
исследование состояния когнитивной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сфер, особенностей нейродинамики психических процессов и умственной работоспособности с целью оценки сформированности необходимых для будущей профессии профессионально значимых качеств;
|
|
|
|
-
|
оценка базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения (письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и других);
|
|
|
|
-
|
исследование обучаемости и способности к освоению новой информации инвалидом;
|
|
|
|
-
|
исследование готовности и мотивации к осознанному выбору профессии, в частности, в случае необходимости приобретения новой профессии;
|
|
|
|
-
|
исследование уровня информированности инвалида в профессиональной сфере;
|
|
|
|
-
|
определение степени сформированности профессиональных планов инвалида;
|
|
|
|
-
|
исследование общих предпочтений и интересов инвалида, а также установок (уровня и круга профессиональных притязаний), интересов, желаний, индивидуальных предпочтений в профессиональной сфере;
|
|
|
|
-
|
выявление демотивирующих факторов, влияющих на профессиональную ориентацию и трудоустройство инвалидов (субъективная стигматизация инвалида, отсутствует или неоконченное профессиональное образование и других);
|
|
|
|
- формирование заключения по результатам профориентационной диагностики, которое должно содержать:
|
|
|
|
-
|
оценку адекватности (неадекватности) профессиональных интересов и предпочтений инвалида исходя из особенностей его психофизиологического состояния;
|
|
|
|
-
|
оценку состояния профессионально значимых качеств с учетом имеющейся профессии или исходя из интересов, склонностей и предпочтений инвалида к будущей (новой) профессии;
|
|
|
|
-
|
оценку нуждаемости в специальных условиях получения профессионального образования;
|
|
|
|
-
|
рекомендации по профориентации (профориентационное консультирование, профориентационная коррекция);
|
|
|
|
- разработка индивидуального плана (реабилитационного маршрута) предоставления услуги с указанием объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и ассистивных технологий
|
|
|
Информирование
|
- о различных профессиях (в том числе посредством использования профессиограмм, сайтов с прогнозированием и анализом будущих изменений на рынке труда, каталогами профессий, которые будут востребованы в ближайшие десятилетия);
- о различных вариантах получения профессионального образования (в том числе с учетом склонностей и интересов инвалида, а также специфики и инфраструктуры субъекта Российской Федерации, в котором проживает инвалид);
- о деятельности общественных организаций инвалидов;
- об организациях, осуществляющих профессиональное обучение и переподготовку;
- о состоянии и перспективах развития рынка профессий, формах и условиях их освоения, о требованиях, предъявляемых профессиями к человеку;
- о состоянии рынка труда (востребованные профессии с учетом структуры региональной потребности в кадрах);
- о квотировании рабочих мест для людей с инвалидностью;
- о современных видах производства, потребностях хозяйственного комплекса региона проживания инвалида в квалифицированных кадрах;
- об особенностях трудоустройства (необходимые документы и так далее);
- о специфике деятельности в режиме самозанятости;
- о современных ТСР и ассистивных технологиях, используемых в процессе получения образования и трудовой деятельности (при создании специального рабочего места);
- о действующих профессиональных стандартах и требованиях к различным профессиям;
- о датах проведения различных форумов социального предназначения, конкурсов профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья, ярмарок (выставок) вакансий и возможности участия в них инвалидов;
- о возможностях самостоятельного поиска вакансий посредством различных интернет-ресурсов (сайтов по поиску работы), тематических ярмарок вакансий, средств массовой информации (газеты, журналы);
- о социальной занятости и сопровождаемом трудоустройстве;
- о различных аспектах профессиональной ориентации, в том числе по запросу инвалида или сопровождающего его члена семьи
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
Профориентационное консультирование по вопросам:
- рационального (адекватного) профессионального самоопределения (выявление имеющихся проблем в области профессионального самоопределения);
- разработки образовательного маршрута (получения профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки с получением новой профессии (специальности);
- выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями инвалида и оптимальной транспортной доступностью;
- формирования мотивации к повышению деловой активности и участию в реализации трудовых установок (включая трудоустройство, освоение навыков самопрезентации при трудоустройстве и других);
- организации различных форм профессиональной деятельности (самозанятость, предпринимательство и других);
- самостоятельного планирования трудоустройства (поиска работы);
- определения возможности профессионально-квалификационного роста и совершенствования в процессе трудовой деятельности;
- обеспечения вспомогательными средствами, ТСР, в том числе при оснащении (оборудовании) специального учебного и рабочего места инвалида;
- самопрезентации при трудоустройстве на работу;
- психологической готовности к смене профессии;
- построения стратегии поведения и общения в трудовом коллективе;
- а также по различным вопросам в рамках профессионального консультирования по запросу инвалида или сопровождающего его члена семьи
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия (профориентационная коррекция)
|
- Формирование, повышение мотивации на начало или продолжение трудовой деятельности;
- формирование психологической готовности к выбору или смене профессии (самоопределение профессиональной деятельности);
- повышение знаний (представлений) о различных сферах профессиональной деятельности, необходимых для их освоения способностей и навыков, в том числе с целью расширения перспективы планирования инвалидом профессионального будущего (посредством профориентационных игр, просмотра профориентационных фильмов и видеороликов, демонстрационных материалов, метафорических ассоциативных карт и прочее);
- формирование, коррекция и развитие профессионально значимых качеств инвалида, необходимых для будущей (новой) или сохранения настоящей профессии, а также обеспечивающих его профессиональную работоспособность;
- расширение круга профессиональных притязаний;
- повышение или формирование мотивации, на получение или смену профессиональной деятельности;
- обучение инвалида самостоятельному составлению плана трудоустройства (поиска работы);
- обучение навыкам самопрезентации при трудоустройстве (составление резюме, оформление пакета документов, прохождение собеседования и так далее), в том числе с использованием игр-тренингов
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Профессиональный отбор
|
- определение медицинских показаний и противопоказаний к выбранной инвалидом профессиональной деятельности, доступности ее по характеру, условиям, режиму и формам организации трудовой деятельности;
- оценка пригодности инвалида к выполнению работы в выбранной профессии или специальности по состоянию здоровья и возможных путей компенсации, а также необходимости применения ТСР и ассистивных (вспомогательных) технологий и обучению их использованию;
- определение профессиональной направленности инвалида с учетом оценки состояния и уровня развития профессионально важных качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности по выбранной профессии или специальности (на основе данных проведенной профориентационной диагностики ВПФ, интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных особенностей инвалида с использованием методов психологического и психофизиологического исследований);
- анализ рынка труда для подбора доступной профессии или специальности, отвечающей пожеланиям инвалида (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения работы, характер труда, должность, профессия или специальность) и соответствующей рекомендациям, содержащимся в ИПРА инвалида;
- оценка социальных факторов: возраста, уровня общего и профессионального образования, имеющегося трудового опыта и стажа, уровня социальной адаптации, семейного и материального положения, расстояния от дома до места работы, способа передвижения и другие
|
Индивидуальный
|
|
Профессиональный подбор
|
- определение медицинских показаний и противопоказаний к профессиональной деятельности, а также видов труда, доступных инвалиду по характеру, условиям, режиму и формам организации трудовой деятельности, оценка пригодности инвалида к выполнению работы в показанных ему по состоянию здоровья профессиях (специальностях);
- определение профессиональной направленности инвалида с учетом состояния и уровня развития ВПФ, интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных особенностей инвалида (по данным профориентационной диагностики);
- подбор профессий (специальностей) с учетом социально-психологического статуса инвалида, его профессиональных склонностей и способностей;
- оценка социальных факторов: возраста инвалида, его пола, уровня общего и профессионального образования, семейного и материального положения, жилищных условий, расстояния от дома до места работы и способа передвижения и других;
- оценка нуждаемости в обеспечении вспомогательными средствами, ТСР, в оснащении (оборудовании) специального рабочего места;
- составление заключения о результатах профориентации с рекомендациями и перечнем возможных профессий (направлений профессиональной деятельности), исходя из интересов, склонностей и предпочтений инвалида, его психофизиологических особенностей, а также состояния рынка труда в субъекте Российской Федерации, то есть с учетом реальных возможностей трудоустройства
|
Индивидуальный
|
|
Профориентационная диагностика - повторная (контрольная)
|
Тестовые задания (адаптированные к психофизическим особенностям) и опрос с целью оценки профессионального статуса (при необходимости с привлечением законного представителя), в том числе:
|
Индивидуальный
|
|
|
-
|
исследование готовности и мотивации к осознанному выбору профессии, в частности, в случае необходимости смены профессии;
|
|
|
|
-
|
исследование уровня информированности инвалида в профессиональной сфере;
|
|
|
|
-
|
определение степени сформированности профессиональных планов инвалида;
|
|
|
|
-
|
исследование общих предпочтений и интересов инвалида, а также установок (уровня и круга профессиональных притязаний), интересов, желаний, индивидуальных предпочтений в профессиональной сфере;
|
|
|
|
-
|
выявление демотивирующих факторов, влияющих на профессиональную ориентацию и трудоустройство инвалидов (субъективная стигматизация инвалида, отсутствует или неоконченное профессиональное образование, требование специального обустройства рабочего места и других);
|
|
|
|
-
|
формирование заключения по результатам повторной (контрольной) профориентационной диагностики, которое должно содержать:
|
|
|
|
-
|
оценку соответствия профессиональных интересов и предпочтений инвалида исходя из особенностей его текущего психофизиологического состояния и прогноза динамики этого состояния;
|
|
|
|
-
|
оценку состояния профессионально значимых качеств с учетом имеющейся профессии или исходя из интересов, склонностей и предпочтений инвалида к будущей (новой) профессии;
|
|
|
|
-
|
оценку нуждаемости в специальных условиях получения профессионального образования;
|
|
|
|
-
|
оценку соответствия профессиональных интересов и предпочтений инвалида исходя из особенностей его текущего психофизиологического состояния и прогноза динамики этого состояния;
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшему построению профессионального маршрута, необходимости использования ТСР и ассистивных (вспомогательных) технологий и другие
|
|