|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Профориентационная диагностика - первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях по профессиональной реабилитации (профессиональной ориентации) в ИПРА инвалида;
- сбор анамнеза посредством беседы, опроса, анкетирования инвалида (при необходимости, привлечение члена семьи) с целью выявления его психофизиологических особенностей и факторов, определяющих особенности социального статуса инвалида (возраста, общего и профессионального образования, степени профессиональной подготовки, квалификации, семейного и материального положения, места проживания инвалида и другие);
- изучение медицинской документации с целью оценки нарушенных функций организма, ограничений жизнедеятельности, наличия сопутствующих заболеваний (клинико-функциональный диагноз, степень выраженности ОЖД, функциональных нарушений и так далее);
- тестовые задания с целью оценки социально-психологического и профессионального статуса инвалида (особенностей познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, в том числе профессиональной направленности - установок, интересов, желаний), в том числе:
- исследование состояния когнитивной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сфер, особенностей нейродинамики психических процессов и умственной работоспособности с целью оценки сформированности необходимых для будущей профессии профессионально значимых качеств;
- оценка базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения (письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и другие);
- исследование обучаемости и способности к освоению новой информации инвалидом;
- исследование готовности и мотивации к осознанному выбору профессии;
- исследование уровня информированности инвалида в профессиональной сфере;
- определение степени сформированности профессиональных планов инвалида;
- исследование общих предпочтений и интересов инвалида, а также установок (уровня и круга профессиональных притязаний), интересов, желаний, индивидуальных предпочтений в профессиональной сфере;
- выявление демотивирующих факторов, влияющих на профессиональную ориентацию и трудоустройство инвалидов (субъективная стигматизация инвалида, отсутствует или неоконченное профессиональное образование, требование организации специального рабочего места и другие);
- формирование заключения по результатам профориентационной диагностики, которое должно содержать:
- оценку соответствия профессиональных интересов и предпочтений инвалида исходя из особенностей его текущего психофизиологического состояния и прогноза динамики этого состояния;
- оценку состояния профессионально значимых качеств с учетом имеющейся профессии или исходя из интересов, склонностей и предпочтений инвалида к будущей (новой) профессии;
- оценку нуждаемости в специальных условиях получения профессионального образования;
- рекомендации по профориентации (профориентационное консультирование, профориентационная коррекция);
- разработка индивидуального плана (реабилитационного маршрута) предоставления услуги с указанием объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и ассистивных (вспомогательных) технологий
|
Индивидуальный
|
|
Информирование
|
-
|
о различных профессиях (в том числе посредством использования профессиограмм, сайтов с прогнозированием и анализом будущих изменений на рынке труда, каталогами профессий, которые будут востребованы в ближайшие десятилетия);
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
|
-
|
о различных вариантах получения профессионального образования (в том числе с учетом склонностей и интересов инвалида, а также специфики и инфраструктуры субъекта Российской Федерации, в котором проживает инвалид);
|
|
|
|
-
|
о деятельности общественных организаций инвалидов;
|
|
|
|
-
|
об организациях, осуществляющих профессиональное обучение и переподготовку;
|
|
|
|
-
|
о состоянии и перспективах развития рынка профессий, формах и условиях их освоения, о требованиях, предъявляемых профессиями к человеку;
|
|
|
|
-
|
о состоянии рынка труда (востребованные профессии с учетом структуры региональной потребности в кадрах);
|
|
|
|
-
|
о современных видах производства, потребностях хозяйственного комплекса региона проживания инвалида в квалифицированных кадрах;
|
|
|
|
-
|
об особенностях трудоустройства (необходимые документы и так далее);
|
|
|
|
-
|
о существующих требованиях к организации специального рабочего места;
|
|
|
|
-
|
о специфике деятельности в режиме самозанятости;
|
|
|
|
-
|
о современных ТСР и ассистивных (вспомогательных) технологиях, используемых в процессе получения образования и трудовой деятельности (при создании специального рабочего места);
|
|
|
|
-
|
о квотировании рабочих мест для людей с инвалидностью;
|
|
|
|
-
|
о действующих профессиональных стандартах и требованиях к различным профессиям;
|
|
|
|
- о датах проведения различных форумов социального предназначения, конкурсов профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья, ярмарок (выставок) вакансий и возможности участия в них инвалидов;
- о возможностях самостоятельного поиска вакансий посредством различных интернет-ресурсов (сайтов по поиску работы), тематических ярмарок вакансий, средств массовой информации (газеты, журналы);
|
|
|
|
-
|
о социальной занятости и сопровождаемом трудоустройстве;
|
|
|
|
-
|
о различных аспектах профессиональной ориентации, в том числе по запросу инвалида или сопровождающего его члена семьи
|
|
|
Консультирование
|
Профориентационное консультирование по вопросам:
- рационального (адекватного) профессионального самоопределения (выявление имеющихся проблем в области профессионального самоопределения);
- разработки образовательного маршрута (получения профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовки с получением новой профессии или специальности;
- выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями инвалида и оптимальной транспортной доступностью;
- формирования мотивации к повышению деловой активности и участию в реализации трудовых установок (включая трудоустройство, освоение навыков самопрезентации при трудоустройстве и другие);
- организации различных форм профессиональной деятельности (самозанятость, предпринимательство и другие);
- самостоятельного планирования трудоустройства (поиска работы);
- определения возможности профессионально-квалификационного роста и совершенствования в процессе трудовой деятельности;
- обеспечения вспомогательными средствами, ТСР, в том числе при оснащении (оборудовании) специального учебного и рабочего места инвалида;
- самопрезентации при трудоустройстве на работу;
- психологической готовности к смене профессии;
- построения стратегии поведения и общения в трудовом коллективе;
- а также по различным вопросам в рамках профессионального консультирования по запросу инвалида или сопровождающего его члена семьи
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия (профориентационная коррекция)
|
- формирование или повышение мотивации на начало, или продолжение трудовой деятельности;
- формирование психологической готовности к выбору или смене профессии (самоопределение профессиональной деятельности);
- повышение знаний (представлений) о различных сферах профессиональной деятельности, необходимых для их освоения способностей и навыков, в том числе с целью расширения перспективы планирования инвалидом профессионального будущего (посредством профориентационных игр, просмотра профориентационных фильмов и видеороликов, демонстрационных материалов, метафорических ассоциативных карт и прочее);
- формирование, коррекция и развитие профессионально значимых качеств инвалида, необходимых для будущей (новой) или сохранения настоящей профессии, а также обеспечивающих его профессиональную работоспособность;
- расширение круга профессиональных притязаний;
- повышение или формирование мотивации на получение, или смену профессиональной деятельности;
- обучение инвалида самостоятельному составлению плана трудоустройства (поиска работы);
- обучение навыкам самопрезентации при трудоустройстве (составление резюме, оформление пакета документов, прохождение собеседования и так далее), в том числе с использованием игр-тренингов
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Профессиональный отбор
|
- определение медицинских показаний и противопоказаний к выбранной инвалидом профессиональной деятельности, доступности ее по характеру, условиям, режиму и формам организации трудовой деятельности;
- оценка пригодности инвалида к выполнению работы в выбранной профессии или специальности по состоянию здоровья и возможных путей компенсации, а также необходимости применения ТСР и ассистивных (вспомогательных) технологий и обучению их использованию;
- определение профессиональной направленности инвалида с учетом оценки состояния и уровня развития профессионально важных качеств, необходимых для выполнения профессиональной деятельности по выбранной профессии или специальности (на основе данных проведенной профориентационной диагностики ВПФ, интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных особенностей инвалида с использованием методов психологического и психофизиологического исследований);
- анализ рынка труда для подбора доступной профессии или специальности, отвечающей пожеланиям инвалида (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения работы, характер труда, должность, профессия или специальность) и соответствующей рекомендациям, содержащимся в ИПРА инвалида;
- оценка социальных факторов: возраста, уровня общего и профессионального образования, имеющегося трудового опыта и стажа, уровня социальной адаптации, семейного и материального положения, расстояния от дома до места работы, способа передвижения и другие
|
Индивидуальный
|
|
Профессиональный подбор
|
- определение медицинских показаний и противопоказаний к профессиональной деятельности, а также видов труда, доступных инвалиду по характеру, условиям, режиму и формам организации трудовой деятельности, оценка пригодности инвалида к выполнению работы в показанных ему по состоянию здоровья профессиях или специальностях;
- определение профессиональной направленности инвалида с учетом состояния и уровня развития ВПФ, интеллектуальных, эмоционально-волевых и личностных особенностей инвалида (по данным профориентационной диагностики);
- подбор профессий или специальностей с учетом:
- социально-психологического статуса инвалида, его профессиональных склонностей и способностей;
- оценки социальных факторов: возраста инвалида, его пола, уровня общего и профессионального образования, семейного и материального положения, жилищных условий, расстояния от дома до места работы и способа передвижения и другие;
- нуждаемости в обеспечении ассистивными (вспомогательными) технологиями, ТСР, в оснащении (оборудовании) специального рабочего места;
- составление заключения о результатах профориентации с рекомендациями и перечнем возможных профессий (направлений профессиональной деятельности), исходя из интересов, склонностей и предпочтений инвалида, его психофизиологических особенностей, а также состояния рынка труда в субъекте Российской Федерации, то есть с учетом реальных возможностей трудоустройства
|
Индивидуальный
|
|
Профориентационная диагностика - повторная (контрольная)
|
Тестовые задания и опрос с целью оценки профессионального статуса, в том числе:
- исследование готовности и мотивации к осознанному выбору профессии, в частности, в случае необходимости смены профессии;
- исследование уровня информированности инвалида в профессиональной сфере;
- определение степени сформированности профессиональных планов инвалида;
- исследование общих предпочтений и интересов инвалида, а также установок (уровня и круга профессиональных притязаний), интересов, желаний, индивидуальных предпочтений в профессиональной сфере;
- выявление демотивирующих факторов, влияющих на профессиональную ориентацию и трудоустройство инвалидов (субъективная стигматизация инвалида, отсутствует или неоконченное профессиональное образование, отсутствие специального рабочего места и другие);
- формирование заключения по результатам повторной (контрольной) профориентационной диагностики, которое должно содержать:
- оценку соответствия профессиональных интересов и предпочтений инвалида исходя из особенностей его текущего психофизиологического состояния и прогноза динамики этого состояния;
- оценку состояния профессионально значимых качеств с учетом имеющейся профессии или исходя из интересов, склонностей и предпочтений инвалида к будущей (новой) профессии;
- показания и противопоказания к выполнению определенных видов трудовых действий, овладению конкретными видами профессий или профессии;
- оценку нуждаемости в специальных условиях получения профессионального образования;
- рекомендации по дальнейшему построению профессионального маршрута, необходимости использования ТСР и ассистивных (вспомогательных) технологий и другие
|
Индивидуальный
|