|
Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА инвалида;
- беседа, в том числе опрос, анкетирование (при невозможности самостоятельного (письменного) заполнения инвалидом допускается заполнение бланков специалистом со слов инвалида), в целях сбора социально-бытового анамнеза инвалида;
- тестовые задания и функциональные пробы с целью выявления сохранных и утраченных бытовых действий, а также навыков передвижения в жилом помещении (использование опорных перил и поручней, устройств и приспособлений для самоподнимания и так далее);
- тестовые задания на умение пользоваться различными изделиями медицинского назначения и ТСР и ухаживать за ними (ингаляторы, моче- и калоприемники и другое);
- определение уровня осведомленности о соблюдении санитарно-гигиенических правил и режима (регулярная гигиена стомы, уход за кожей, правильная утилизация отходов и так далее);
- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты, лекарственной терапии (ограничению или снижению животных жиров, соли, легко усвояемых углеводов в пище, избеганию приема раздражающих продуктов, уменьшению разового объема или увеличение частоты приема пищи, ограничению приема пищи перед сном и другое);
- определение уровня осведомленности о технике самоконтроля (контролируемое откашливание, контроль за дизурией, отеками, гликемией и другое), ведении дневника самоконтроля (артериального давления, пикфлоуметрии, пульсоксиметрии и другое);
- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, физических нагрузок, речевых нагрузок (при трахеостоме);
- выявление существующих барьеров в самообслуживании инвалида в быту (в зависимости от имеющегося функционального нарушения);
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:
|
Индивидуальный
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалидов;
- о безопасном ведении бытовой деятельности инвалидом в месте проживания в части необходимости соблюдения правил личной гигиены и дезинфекции помещений (прием душа со стомой, дезинфекция кожи, утилизация отходов) и так далее;
- о правилах соблюдения режима питания, сна и отдыха, физической активности;
- о необходимости контроля самочувствия и общего состояния здоровья, профилактики осложнений заболевания (контроль дефекации (частота, количество, цвет и оформленность стула), дыхания (частота, глубина дыхательных актов), отеков, веса и другого);
- о необходимости самоконтроля за стомой (регулярный осмотр кожных покровов, швов, размеров и положения стомы, отделяемого по стоме);
- о необходимости соблюдения правил приема лекарств, их хранения;
- о побочных эффектах лечения (в частности, гипотония, тошнота, рвота, судороги и так далее);
- о правилах проведения антисептических мероприятий; необходимости профилактики осложнений (отеки, ожирение, запоры, сепсис и так далее);
- о рисках, связанных с резким ухудшением самочувствия или осложнений, в том числе при стоме (кровотечение, некроз, пролапс, стеноз, грыжа, дерматит, инфекционные осложнения и так далее);
- о необходимости ведения здорового образа жизни с исключением табакокурения, употребления алкоголя и других психоактивных веществ, поддержания адекватной физической активности;
- об имеющихся современных средствах реабилитации, в том числе ТСР для адаптации жилых помещений под нужды инвалида (держатель для открытия и закрытия дверей, рукоятка для пользования шторами, жалюзи, поручни (перила) для самоподнимания и опорные брусья, мобильные подъемники);
- об имеющихся современных изделиях медицинского назначения (абсорбирующее белье, специальные средства при нарушениях функций выделения (калоприемники, уроприемники, ремешки для крепления мочеприемников и другое), электронные тонометры, пульсоксиметры и другое);
- о правилах ухода за ТСР (при необходимости) и адресах сервисных организаций по обслуживанию ТСР;
- об обучении в школах для лиц с нарушениями функций внутренних органов и систем (в частности, "Школа стомированных пациентов", "Школа здоровья для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями" и других) и организациях, на базе которых реализуются мероприятия подобных школ;
- о целесообразности установки в санитарной и (или) спальной комнате кнопок вызова (тревожных кнопок, кнопок жизни) для своевременного и экстренного оповещения близких об ухудшении самочувствия;
- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации и другом
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
Социально-бытовое консультирование по вопросам:
- соблюдения правил личной гигиены и дезинфекции (прием душа со стомой, дезинфекция кожи, утилизация отходов) и так далее;
- соблюдения режима питания, диеты (ограничение или снижение животных жиров, соли, легко усвояемых углеводов в пище, избегание приема раздражающих продуктов, уменьшение разового объема или увеличение частоты приема пищи, ограничение приема пищи перед сном и другое);
- соблюдения правил режима сна и отдыха, физической активности;
- самоконтроля и ухода за стомой (регулярный осмотр кожных покровов, швов, размеров и положения стомы, отделяемого по стоме), ранами и кожными трещинами;
- самопомощи (правильное откашливание, ингаляция и так далее);
- обеспечения персональной безопасности (сохранности) инвалида в быту (профилактика ударов, падений со стомой и так далее);
- адаптации жилого помещения (санитарные комнаты) к нуждам инвалида (профилактика травматизма);
- использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники, абсорбирующее белье, подгузники), трости, ходунки, мобильные подъемники и так далее);
- содействия в получении юридической помощи инвалиду (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), льготы для инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;
а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу инвалида
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия
|
Мероприятия, направленные на восстановление, формирование, поддержание навыков:
- самостоятельного обслуживания в быту (самостоятельных действий по личной гигиене, по приготовлению и употреблению пищи, использования устройств для проведения ингаляции, измерения артериального давления, гликемии и так далее), в том числе уход за ТСР и ассистивными средствами (смена калоприемника, уроприемника, ирригация кишечника, правильная утилизация отходов, регулярная уборка помещения и так далее);
- ведения суточного и недельного дневника контроля функционального состояния и самочувствия (при необходимости)
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование и опрос;
- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность");
- тестовые задания на умение пользоваться различными изделиями медицинского назначения и ТСР и ухаживать за ними (ингаляторы, моче- и калоприемники и другое);
- определение уровня осведомленности о соблюдении санитарно-гигиенических правил и режима (регулярная гигиена стомы, уход за кожей, правильная утилизация отходов и так далее);
- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты, лекарственной терапии (ограничению или снижению животных жиров, соли, легко усвояемых углеводов в пище, избеганию приема раздражающих продуктов, уменьшению разового объема или увеличение частоты приема пищи, ограничению приема пищи перед сном и другое);
- определение уровня осведомленности о технике самоконтроля (контролируемое откашливание, контроль за дизурией, отеками, гликемией и другое), ведении дневника самоконтроля (артериального давления, пикфлоуметрии, пульсоксиметрии и другое);
- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, физических нагрузок, речевых нагрузок (при трахеостоме);
- выявление неустранимых барьеров в самообслуживании инвалида в быту (в зависимости от имеющегося функционального нарушения);
- беседа с инвалидом с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:
|
Индивидуальный
|