|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА инвалида;
- беседа, в том числе опрос, анкетирование, включая адаптированные анкеты (отрицательная контрастность, увеличенный размер шрифта, дублирования информации шрифтом Брайля, в том числе предоставление анкеты в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, брайлевского дисплея) с использованием оптических средств коррекции слабовидения (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и так далее), в целях сбора социально-бытового анамнеза инвалида;
- тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями с вибрационными, звуковыми, световыми сигнализаторами) (при необходимости), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и так далее);
- тестовые задания с целью выявления сохранных и утраченных навыков самообслуживания, в том числе с использованием ТСР (термометров, тонометров, весов и часов с речевым выходом, оградителей тарелок и так далее) (при необходимости);
- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации инвалида в быту;
- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ассистивно-коммуникативными технологиями, а также ухаживать за ними (трость тактильная (белого цвета), оптические средства коррекции слабовидения, вспомогательное электронное средство ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом, слуховые аппараты, усилители звука, коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты, микрофоны и так далее);
- определение уровня осведомленности об особенностях питания, диеты (исключение из рациона сухих, жестких, волокнистых продуктов, затрудняющих глотание, употребление, в основном, пюреобразной пищи и так далее);
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:
|
Индивидуальный
|
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен, нарушен, утрачен);
|
|
|
|
-
|
разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и другое
|
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалидов;
- о необходимости соблюдения диеты (исключение из рациона сухих, жестких, волокнистых продуктов, затрудняющих глотание, употребление, в основном, пюреобразной пищи и так далее);
- о безопасном ведении бытовой деятельности инвалидом в месте проживания;
- об имеющихся современных сурдотехнических, ассистивных коммуникативных средствах реабилитации, ТСР для адаптации жилых помещений под нужды инвалида (бытовой деятельности) и правилах ухода за ними (бытовые приборы с вибрационными, звуковыми, световыми сигнализаторами и голосовыми оповещениями, электронные ручные и стационарные увеличители, коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты, микрофоны, система "умный дом" и так далее);
- об адресах сервисных организаций по обслуживанию ТСР;
- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации и другом
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
Социально-бытовое консультирование по вопросам:
- обеспечения персональной безопасности (сохранности) инвалида в быту;
- формирования навыков социально-бытовой ориентировки инвалида;
- получения и использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (сигнализаторы звука со световой и вибрационной индикацией, слуховые аппараты разной мощности, телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, специальные устройства с оптической коррекцией слабовидения, белая тактильная трость, телефонные устройства с текстовым выходом, голосовым выводом, коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты и так далее);
- адаптации жилого помещения инвалида к его нуждам (оборудование устройствами с голосовым выводом информации (телефон, часы) и виброзвуковым, светозвуковым оповещением (мультиварки, таймеры, кастрюли, чашки, устройствами для текстового дублирования звуковой информации, специальными устройствами с оптической коррекцией слабовидения, коммуникаторами, телефонными трубками с усилителем звука и так далее), а также составления модели квартиры по принципу универсального дизайна;
- организации бытовой деятельности и обустройства жилого помещения с учетом нарушения зрительных функций у инвалида с целью безопасности и облегчения его функционирования дома (требования к единообразию и постоянству домашней обстановки, расстановка мебели с учетом размера одинаковой ширины выступов по периметру комнаты (избегание выступающих углов), отсутствие полуоткрытых окон и дверей внутри квартиры, отсутствие загромождений и лишних вещей в проходах из комнаты в комнату, в коридоре (пылесос, стулья, ведра с мусором, сумки, портфели, мешки и так далее); закрепление настенных предметов мебели и быта (книжные полки, светильники, свисающие цветы) на уровне выше роста инвалида и так далее) (при необходимости);
- проведения оккупационной повседневной терапии в домашних условиях;
- по вопросам содействия в получении юридической помощи инвалиду (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), льготы для инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;
а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу инвалида
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия
|
Мероприятия, направленные на восстановление, формирование, поддержание навыков:
- самостоятельного обслуживания в быту, в том числе пользованию и обслуживанию ТСР и ассистивно-коммуникационных технологий (специальных устройств с текстовым или голосовым выходом, с оптической коррекцией слабовидения, с вибрационными, звуковыми, световыми сигнализаторами, слуховых аппаратов, речевых коммуникаторов, голосообразующих аппаратов);
- пространственной ориентации внутри зданий и помещений (слежение рукой по стене; пробы ногой; защитные техники рукой; передвижение с сопровождающим; передвижение с помощью тактильной трости; передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции; передвижение с опорой на сохранные анализаторы и так далее);
- приготовления и приема пищи (в том числе с использованием бытовой техники с таймерами, звуковых индикаторов уровня жидкости, кухонных ножей с дозатором, оградителей тарелок для пищи, дозаторов продуктов и так далее);
- дифференциации средств, используемых в быту, с опорой на тактильный и обонятельный анализаторы (лекарственные вещества, средства бытовой химии, парфюмерно-гигиенические средства, мелкоштучные бытовые предметы и так далее);
- персональной сохранности (безопасности) в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее);
- адаптации культуры поведения в быту к среде зрячих людей;
- планирования последовательности (алгоритма) повседневных бытовых действий (приготовление пищи, стирка белья, уборка помещений и так далее);
- правильного питания (исключение из рациона сухих, жестких, волокнистых продуктов, затрудняющих глотание, употребление, в основном, пюреобразной пищи и так далее)
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование и опрос, включая адаптированные анкеты с использованием оптических средств коррекции слабовидения;
- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность") и персональной безопасности в быту;
- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ассистивно-коммуникативными технологиями, а также ухаживать за ними (трость тактильная (белого цвета), оптические средства коррекции слабовидения, вспомогательное электронное средство ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом, слуховые аппараты, усилители звука, коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты, микрофоны и так далее);
- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации инвалида в быту;
- определение уровня осведомленности об особенностях питания, диеты (исключение из рациона сухих, жестких, волокнистых продуктов, затрудняющих глотание, употребление, в основном, пюреобразной пищи и так далее);
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:
|
Индивидуальный
|
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса инвалида (сохранен, нарушен, утрачен);
|
|
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);
|
|
|
|
-
|
оценку удовлетворенности инвалида реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации
|
|