|
Наименование мероприятия
|
Содержание мероприятия
|
Формат реализации мероприятия
|
|
Социально-бытовая диагностика первичная (входящая)
|
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и абилитации в ИПРА инвалида;
- беседа, в том числе опрос, анкетирование (при невозможности самостоятельного (письменного) заполнения инвалидом допускается заполнение бланков специалистом со слов инвалида), в целях сбора социально-бытового анамнеза инвалида;
- тестовые задания и функциональные пробы с целью выявления сохранных и утраченных навыков:
|
Индивидуальный
|
|
|
-
|
бытовых действий (навыки личной гигиены, одевание и раздевание, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, умение пользоваться бытовыми приборами, умение пользоваться бытовыми приборами с вибрационными, звуковыми, световыми сигнализаторами);
|
|
|
|
-
|
ориентировки и передвижения в жилом помещении (знание функционального предназначения жилых помещений, использование опорных перил и поручней, устройств и приспособлений для самоподнимания и так далее) (при необходимости);
|
|
|
|
-
|
самообслуживания, в том числе с использованием ТСР (термометров, тонометров, весов и часов с речевым выходом, оградителей тарелок и так далее) (при необходимости);
|
|
|
|
-
|
пользования устройствами и приспособлениями для одевания, обувания, захвата и зажима (держатели для открытия и закрытия дверей, рукоятки для пользования шторами, жалюзи и так далее) (при необходимости);
|
|
|
|
-
|
персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством, окнами, балконами и другим);
|
|
|
|
- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними (трость тактильная (белого цвета), оптические средства коррекции слабовидения, вспомогательное электронное средство ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом, ингаляторы, моче- и калоприемники и другое) (при необходимости);
- определение уровня осведомленности о соблюдении санитарно-гигиенических правил и режима (регулярная гигиена стомы, уход за кожей, правильная утилизация отходов и так далее);
- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты (ограничению или снижению животных жиров, соли, легко усвояемых углеводов в пище, избеганию приема раздражающих продуктов, уменьшению разового объема или увеличение частоты приема пищи, ограничению приема пищи перед сном и другое);
- определение уровня осведомленности о технике самоконтроля (контролируемое откашливание, контроль за дизурией, отеками, гликемией и другое), ведении дневника самоконтроля (артериального давления, пикфлоуметрии, пульсоксиметрии и другое);
- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, физических нагрузок;
- выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации инвалида в быту (в зависимости от имеющегося функционального нарушения);
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе:
|
|
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен, нарушен, утрачен);
|
|
|
|
-
|
разработку индивидуального плана (реабилитационного маршрута) социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалида с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных средств и другое
|
|
|
Информирование
|
- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации инвалидов;
- о необходимости соблюдения режима питания, диеты (ограничение или снижение животных жиров, соли, легко усвояемых углеводов в пище, избегание приема раздражающих продуктов, уменьшение разового объема или увеличение частоты приема пищи, ограничение приема пищи перед сном и другое); - о правилах соблюдения санитарно-гигиенического режима, режима сна и отдыха, физической активности;
- о необходимости контроля самочувствия и общего состояния здоровья, профилактики осложнений заболевания (контроль дефекации (частота, количество, цвет и оформленность стула), дыхания (частота, глубина дыхательных актов), отеков, веса и другого);
- о рисках, связанных с резким ухудшением самочувствия;
- о необходимости ведения здорового образа жизни с исключением табакокурения, употребления алкоголя и других психоактивных веществ, поддержания адекватной физической активности;
- о правилах качественного ухода за конъюнктивальной полостью и глазным протезом (при необходимости);
- об имеющихся современных средствах реабилитации, в том числе ТСР для адаптации жилых помещений под нужды инвалида (держатель для открытия и закрытия дверей, рукоятка для пользования шторами, жалюзи, поручни и опорные брусья, мобильные подъемники, система "умный дом");
- об имеющихся современных изделиях медицинского назначения и средствах реабилитации для нужд инвалида в рамках бытовой деятельности (абсорбирующее белье, специальные средства при нарушениях функций выделения (калоприемники, уроприемники, ремешки для крепления мочеприемников и другое), поручни (перила) для самоподнимания, опоры, электронные тонометры, пульсоксиметры и другое);
- о правилах ухода за ТСР (бытовые приборы с вибрационными, звуковыми, световыми сигнализаторами голосовыми оповещениями, электронные ручные и стационарные увеличители и так далее) (при необходимости);
- об адресах сервисных организаций (при необходимости);
- о безопасном ведении бытовой деятельности инвалидом в месте проживания, в том числе в части необходимости соблюдения правил личной гигиены и дезинфекции помещений;
- об обучении в школах для лиц с нарушениями функций внутренних органов и систем (в частности, "Школа сахарного диабета", "Школа здоровья для больных сердечно-сосудистыми заболеваниями" и других) и организациях, на базе которых реализуются мероприятия подобных школ;
- о целесообразности установки в санитарной и (или) спальной комнате кнопок вызова (тревожных кнопок, кнопок жизни) для своевременного и экстренного оповещения близких об ухудшении самочувствия;
- о деятельности общественных организаций инвалидов, о способах взаимодействия с ними, о помощи в социально-бытовой реабилитации и другом
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Консультирование
|
Социально-бытовое консультирование по вопросам:
- персональной безопасности (сохранности) инвалида в быту;
- формирования навыков социально-бытовой ориентировки инвалида;
- соблюдения правил личной гигиены и дезинфекции;
- самопомощи (правильное откашливание, введение инсулина, ингаляция и другое);
- ухода за стомой и кожей вокруг стомы (при необходимости), ранами и кожными трещинами и так далее
- получения и использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе телефонные устройства с голосовым выводом, специальные устройства с оптической коррекцией слабовидения, приборы для маркировки предметов, специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники, абсорбирующее белье, подгузники), кресла-коляски, костыли, трости, ходунки, держатели для открытия и закрытия дверей, рукоятки для пользования шторами, жалюзи, опорные брусья, мобильные подъемники и так далее);
- адаптации жилого помещения инвалида к его нуждам (оборудование устройствами с голосовым выводом информации (телефон, часы) и звуковым оповещением (мультиварки, таймеры, кастрюли, чашки, исключение пороговой системы, оборудование жилого помещения поручнями и так далее);
- составления модели квартиры по принципу универсального дизайна (с учетом размера кресла-коляски) (при необходимости);
- организации бытовой деятельности и обустройства жилого помещения с учетом нарушения зрительных функций у инвалида с целью безопасности и облегчения его функционирования дома (требования к единообразию и постоянству домашней обстановки, расстановка мебели с учетом размера одинаковой ширины выступов по периметру комнаты (избегание выступающих углов), отсутствие полуоткрытых окон и дверей внутри квартиры, отсутствие загромождений и лишних вещей в проходах из комнаты в комнату, в коридоре (пылесос, стулья, ведра с мусором, сумки, портфели, мешки и так далее); закрепление настенных предметов мебели и быта (книжные полки, светильники, свисающие цветы) на уровне выше роста инвалида и так далее) (при необходимости);
- проведения оккупационной повседневной терапии в домашних условиях;
- содействия в получении юридической помощи инвалиду (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение ТСР (использование электронного сертификата на приобретение ТСР и так далее), льготы для инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и так далее) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста;
а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации, по запросу инвалида
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Практические занятия
|
Мероприятия, направленные на восстановление, формирование, поддержание навыков:
- самостоятельного обслуживания в быту (самостоятельных действий по личной гигиене, по уходу за одеждой и обувью, по приготовлению и употреблению пищи, сервировке повседневного и праздничного стола, по уходу за местом проживания, использования устройств для проведения ингаляции, измерения артериального давления, гликемии и так далее), в том числе уход за глазным протезом, ТСР и ассистивно-коммуникативными средствами (при необходимости);
- пространственной ориентации внутри зданий и помещений (слежение рукой по стене; пробы ногой; защитные техники рукой; передвижение с сопровождающим; передвижение с помощью тактильной трости; передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции; передвижение с опорой на сохранные анализаторы и так далее);
- персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и так далее);
- планирования последовательности (алгоритма) повседневных бытовых действий (приготовление пищи, стирка белья, уборка помещений и так далее);
- ведения суточного и недельного дневника контроля функционального состояния и самочувствия (при необходимости);
- дифференциации средств, используемых в быту, с опорой на тактильный и обонятельный анализаторы (лекарственные вещества, средства бытовой химии, парфюмерно-гигиенические, мелкоштучные бытовые предметы и другое) и так далее
|
С, ПС - индивидуальный, групповой;
на дому - индивидуальный
|
|
Социально-бытовая диагностика повторная (контрольная)
|
- анкетирование и опрос;
- тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания (домены МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность") и персональной безопасности в быту;
- тестовые задания на умение пользоваться ТСР и ухаживать за ними (трость тактильная (белого цвета), оптические средства коррекции слабовидения, вспомогательное электронное средство ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом, ингаляторы, моче- и калоприемники и другое) (при необходимости);
- определение уровня осведомленности о соблюдении санитарно-гигиенических правил и режима (регулярная гигиена стомы, уход за кожей, правильная утилизация отходов и так далее);
- определение уровня осведомленности о соблюдении режима питания, диеты (ограничению или снижению животных жиров, соли, легко усвояемых углеводов в пище, избеганию приема раздражающих продуктов, уменьшению разового объема или увеличение частоты приема пищи, ограничению приема пищи перед сном и другое);
- определение уровня осведомленности о технике самоконтроля (контролируемое откашливание, контроль за дизурией, отеками, гликемией и другое), ведении дневника самоконтроля (артериального давления, пикфлоуметрии, пульсоксиметрии и другое);
- определение уровня осведомленности о необходимости соблюдения режима сна, отдыха, физических нагрузок;
- выявление неустранимых барьеров в самообслуживании инвалида в быту (в зависимости от имеющегося функционального нарушения);
- беседа с инвалидом с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации;
- формирование заключения по результатам социально-бытовой диагностики, которое должно содержать:
|
Индивидуальный
|
|
|
-
|
оценку социально-бытового статуса инвалида (сохранен, нарушен, утрачен);
|
|
|
|
-
|
оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики);
|
|
|
|
-
|
рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается, не нуждается);
|
|
|
|
-
|
оценку удовлетворенности инвалида реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации
|
|