3. Содержание аудита инвестиционных проектов

3.1. Аудит инвестиционных проектов осуществляется в целях оценки обоснованности объемов и сроков осуществления капитальных вложений (инвестиций), а также оценки результатов действий и эффективности вложений средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральной собственности (далее - федеральные ресурсы) и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты, обеспечивающих социально-экономическое развитие Российской Федерации (далее - иные ресурсы) в инвестиционные проекты.

(часть в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 26.09.2023 N 15ПК)

3.2. Задачами аудита инвестиционных проектов являются:

оценка соответствия целей инвестиционных проектов содержанию документов стратегического планирования, приоритетам и целям государственной политики в сфере социально-экономического развития;

(часть в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 26.09.2023 N 15ПК)

оценка обоснованности объемов капитальных вложений (инвестиций), планируемых на различных стадиях реализации инвестиционных проектов;

оценка обоснованности сроков осуществления капитальных вложений (инвестиций), в том числе отдельных этапов, планируемых на различных стадиях реализации инвестиционных проектов;

оценка результатов деятельности объектов аудита инвестиционных проектов;

оценка эффективности капитальных вложений (инвестиций) в инвестиционные проекты;

оценка рисков недостижения запланированных результатов реализации инвестиционных проектов, включая риски потери вложенных федеральных и иных ресурсов.

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 27.11.2024 N 19ПК)

3.3. Предметом аудита инвестиционных проектов является деятельность субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее - субъекты инвестиционной деятельности), а также органов государственной власти, осуществляющих государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Оценка деятельности субъектов инвестиционной деятельности осуществляется по следующим направлениям:

подготовка и реализация инвестиционных проектов;

вложение и использование федеральных и иных ресурсов;

достижение целей и результатов реализации инвестиционных проектов.

Оценка деятельности органов государственной власти, осуществляющих государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляется по следующим направлениям:

формирование и ведение реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета;

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 27.11.2024 N 19ПК)

сноска 1 исключена - в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 27.11.2024 N 19ПК;

проведение экспертизы инвестиционных проектов;

защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов;

вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и иных объектов капитальных вложений, находящихся в государственной собственности;

предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

3.4. Объектами аудита инвестиционных проектов являются субъекты инвестиционной деятельности и органы государственной власти, осуществляющие государственное регулирование инвестиционной деятельности, на которые распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, установленные статьей 15 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".

3.5. Реализация инвестиционного проекта включает в себя следующие стадии:

прединвестиционную стадию, под которой понимается стадия, включающая в том числе разработку и утверждение концепции инвестиционного проекта, обоснования инвестиций (технико-экономического обоснования), установление правовой, финансовой и организационной основ реализации инвестиционного проекта, разработку плана-графика реализации инвестиционного проекта, организацию системы управления рисками реализации инвестиционного проекта, а также подготовку и принятие решения о реализации инвестиционного проекта (инвестировании);

стадию осуществления капитальных вложений (инвестиций) в объекты капитального строительства, под которой понимается стадия, включающая в том числе подготовку и утверждение задания на проектирование, проведение инженерных изысканий, проектных работ, проведение государственной или негосударственной экспертизы проектной документации, проверки достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, определение подрядчиков на конкурентной основе, оформление прав на земельный участок, иные процедуры, обусловленные местом реализации инвестиционного проекта, выполнение строительно-монтажных работ, монтажа оборудования, пусконаладочных работ, осуществление консервации, возобновления строительства законсервированного объекта капитального строительства, производство опытных образцов, ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства;

стадию эксплуатации объектов капитального строительства, под которой понимается стадия, включающая в том числе запуск и выход на проектную мощность, эксплуатацию, гарантийное обслуживание, ремонтные работы и мероприятия, направленные на завершение инвестиционного проекта (например, ликвидация, продажа, реконструкция).

Аудит инвестиционных проектов осуществляется на всех указанных стадиях их реализации.

3.6. При проведении аудита инвестиционных проектов необходимо исходить из того, что:

бюджет инвестиционного проекта <2> принимается и реализуется с учетом возможности использования различных валют;

--------------------------------

<2> Под бюджетом инвестиционного проекта понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения реализации инвестиционного проекта.

сравнение различных инвестиционных проектов (вариантов проекта) предполагает также сопоставимость условий их реализации;

необходимо учитывать факторы изменения параметров инвестиционных проектов во времени;

учет всех наиболее существенных последствий реализации инвестиционных проектов должен осуществляться экспертно посредством выражения мнения инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты;

необходимо учитывать изменения цен на различные виды продукции и ресурсов в период реализации инвестиционных проектов;

необходимо учитывать влияние неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию инвестиционных проектов.