Внести в Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4163; 2018, N 47, ст. 7137; 2019, N 46, ст. 6423; 2021, N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5082; 2022, N 43, ст. 7269; 2023, N 32, ст. 6199) следующие изменения:
1) в статье 4:
а) пункт 2 части 1 после слов "телеграфные сообщения," дополнить словом "короткие";
б) в части 4:
пункт 3 дополнить словами ", при условии направления должником сообщения с адреса электронной почты должника, указанного при заключении договора или иного соглашения между кредитором и должником либо предоставленного должником кредитору иным способом, согласованным сторонами";
дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5) иным способом, предусмотренным соглашением между кредитором и должником.";
в) часть 4.1 изложить в следующей редакции:
"4.1. В случае получения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи, кредитор и (или) представитель кредитора обязаны прекратить направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником способами, предусмотренными соглашением, указанным в части 2 настоящей статьи, не позднее трех рабочих дней после дня получения такого уведомления.";
г) в части 6.1 слово "предоставлены" заменить словом "даны", дополнить словами "независимо от наличия или отсутствия просроченной задолженности";
д) в части 7 слова "не вправе осуществлять" заменить словами "обязаны прекратить", дополнить словами "не позднее трех рабочих дней после дня получения уведомления";
е) часть 7.1 дополнить предложением следующего содержания: "В случае получения такого сообщения кредитор и (или) представитель кредитора обязаны прекратить направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с третьим лицом не позднее трех рабочих дней после дня получения такого сообщения.";
2) часть 5 статьи 5 после слов "телеграфных сообщений," дополнить словом "коротких";
3) в статье 7:
а) в пункте 3 части 4 слова "и структура" исключить;
б) в пункте 3 части 4.1 слова "и структура" исключить;
в) абзац первый части 5 после слов "телеграфных сообщений," дополнить словом "коротких";
г) абзац первый части 6 после слов "телеграфных сообщениях," дополнить словом "коротких";
д) часть 9 изложить в следующей редакции:
"9. Кредитору или представителю кредитора для осуществления непосредственного взаимодействия с должником посредством телефонных переговоров или с использованием автоматизированного интеллектуального агента разрешается использовать только абонентские номера, выделенные на основании заключенного между кредитором или представителем кредитора и оператором связи договора об оказании услуг телефонной связи. При этом запрещается скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого поступили вызов или сообщение должнику, либо об адресе электронной почты, с которого было направлено сообщение, либо об отправителе электронного сообщения. Не является сокрытием информации о номере контактного телефона, с которого поступили вызов или сообщение должнику, использование вместо номера телефона буквенного, символьного обозначения или комбинации таких обозначений, предназначенных для определения кредитора или представителя кредитора. При этом в тексте сообщения должны быть дополнительно указаны фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора или представителя кредитора, а также номер контактного телефона кредитора или представителя кредитора.";
4) в статье 8:
а) в части 7 слова "со дня, следующего за днем" заменить словами "по истечении трех рабочих дней после дня";
б) в части 7.1 слово "должником" заменить словами "представителем должника", слова "со дня, следующего за днем" заменить словами "по истечении трех рабочих дней после дня";
в) часть 8 изложить в следующей редакции:
"8. В случае принятия судебного акта о взыскании просроченной задолженности, совершения нотариусом исполнительной надписи о взыскании просроченной задолженности либо выдачи иного исполнительного документа о взыскании просроченной задолженности действие заявления должника об отказе от взаимодействия и связанных с ним ограничений, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, приостанавливается на два месяца со дня вступления в законную силу судебного акта, либо со дня совершения нотариусом исполнительной надписи, либо со дня выдачи иного исполнительного документа о взыскании просроченной задолженности. В течение указанного срока допускается осуществление направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия с должником с соблюдением иных ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если до дня вступления в законную силу судебного акта о взыскании просроченной задолженности, до дня совершения нотариусом исполнительной надписи о взыскании просроченной задолженности либо до дня выдачи иного исполнительного документа о взыскании просроченной задолженности заявление должника об отказе от взаимодействия не направлялось, он вправе направить такое заявление в порядке, предусмотренном настоящей статьей, по истечении одного месяца после дня вступления в законную силу судебного акта о взыскании просроченной задолженности, совершения нотариусом исполнительной надписи о взыскании просроченной задолженности либо выдачи иного исполнительного документа о взыскании просроченной задолженности.";
5) в части 1 статьи 9:
а) в абзаце первом после слова "Кредитор" дополнить словами ", а в случае, если кредитором является специализированное финансовое общество, ипотечный агент или единый институт развития в жилищной сфере - кредитная организация, осуществляющая от их имени и в их интересах обслуживание денежных требований по договору займа (кредита), уступленных такому кредитору,", слово "обязан" заменить словом "обязаны";
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3) по адресу электронной почты или абонентскому номеру подвижной радиотелефонной связи, которые указаны должником при заключении договора или иного соглашения между кредитором и должником либо информация о которых предоставлена должником кредитору способом, согласованным сторонами;";
КонсультантПлюс: примечание.
П. 6 ст. 1 вступает в силу 01.12.2025
6) пункт 7 части 2 статьи 12 изложить в следующей редакции:
"7) копии документов, подтверждающих наличие необходимых оборудования и программного обеспечения, соответствующих требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц. Перечень указанных документов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц;";
КонсультантПлюс: примечание.
П. 7 ст. 1 вступает в силу 01.12.2025
7) пункт 6 части 1 статьи 13 изложить в следующей редакции:
"6) обладающее оборудованием и программным обеспечением, соответствующими требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, для записи и хранения информации, указанной в пунктах 3 и 4 статьи 17 настоящего Федерального закона. Соответствие оборудования и программного обеспечения таким требованиям подтверждается документами, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц;";
8) в статье 17:
а) в пункте 3 слово "трех" заменить словом "полутора";
б) в пункте 4 слово "трех" заменить словом "полутора";
в) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5) обеспечивать хранение на бумажном носителе и в электронном виде всех документов, составленных и полученных им в ходе осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности, не менее полутора лет со дня их отправления или получения;";
КонсультантПлюс: примечание.
П. 9 ст. 1 вступает в силу 01.12.2025
9) часть 4 статьи 17.1 дополнить новым вторым предложением следующего содержания: "Перечень указанных документов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц.";
10) в пункте 1 статьи 19 слова "и пунктом 5 статьи 17" заменить словами ", пунктами 3 - 5 статьи 17 и частью 7 статьи 17.1";
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 1 - 3 п. 11 ст. 1 вступает в силу 01.12.2025
11) дополнить статьями 19.2 и 19.3 следующего содержания:
"Статья 19.2. Особенности рассмотрения заявления о нарушении правил совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности, при использовании телефонной связи
1. Должник, его представитель, третье лицо, давшее согласие на взаимодействие с кредитором или его представителем, и иное лицо, не имеющее обязательств перед кредитором, полагающие, что в отношении их нарушены правила совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности, при использовании телефонной связи, вправе обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением (далее - лицо, обратившееся с заявлением).
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 4 - 11 п. 11 ст. 1 вступает в силу 01.12.2025
2. Заявление, указанное в части 1 настоящей статьи, должно содержать следующие сведения:
1) фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, обратившегося с заявлением;
2) реквизиты документа, удостоверяющего личность лица, обратившегося с заявлением;
3) идентификационный номер налогоплательщика или страховой номер индивидуального лицевого счета лица, обратившегося с заявлением;
4) информацию о том, что совершенные в отношении лица, обратившегося с заявлением, действия, направленные на возврат просроченной задолженности, связаны с наличием у лица, обратившегося с заявлением, или иного физического лица такой задолженности по денежному обязательству, возникшему на основании договора или иного документа;
5) абонентский номер лица, обратившегося с заявлением, на который поступили вызов и (или) сообщение, указанное в пункте 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и наименование оператора связи, выделившего такой номер;
6) абонентский номер, с которого поступили вызов и (или) сообщение, указанное в пункте 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицу, обратившемуся с заявлением. В случае отсутствия сведений о таком абонентском номере у лица, обратившегося с заявлением, лицо, обратившееся с заявлением, вправе получить у оператора связи, оказывающего лицу, обратившемуся с заявлением, услуги телефонной связи, сведения о таком абонентском номере в порядке, установленном правилами оказания услуг связи;
7) дату и время поступления вызова и (или) сообщения, указанного в пункте 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в адрес лица, обратившегося с заявлением.
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 12 - 13 п. 11 ст. 1 вступает в силу 01.12.2025
3. К заявлению, указанному в части 1 настоящей статьи, прилагаются договор или иной документ, на основании которых возникло денежное обязательство, по которому имеется просроченная задолженность, подтверждающие взаимосвязь совершенных в отношении лица, обратившегося с заявлением, действий, направленных на возврат просроченной задолженности, с наличием такой задолженности у лица, обратившегося с заявлением, и (или) иного физического лица (при наличии), согласие лица, обратившегося с заявлением, на предоставление в отношении лица, обратившегося с заявлением, уполномоченному органу оператором связи, оказывающим услуги телефонной связи, информации о подтверждении (об опровержении) сведений о фактах, дате и времени поступления на абонентский номер лица, обратившегося с заявлением, вызова и (или) сообщения, сведения о которых содержатся в заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи, согласие субъекта кредитной истории - физического лица на получение уполномоченным органом в бюро кредитных историй кредитного отчета в соответствии с пунктом 5.1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях".
4. К заявлению, указанному в части 1 настоящей статьи, лицо, обратившееся с заявлением, вправе приложить имеющийся у лица, обратившегося с заявлением, кредитный отчет, а также полученную от оператора связи информацию о фактах, дате и времени поступления на абонентский номер лица, обратившегося с заявлением, вызова и (или) сообщения, сведения о которых содержатся в заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи.
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 14 п. 11 ст. 1 вступает в силу 01.03.2026.
5. Заявление, указанное в части 1 настоящей статьи, и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в уполномоченный орган лицом, обратившимся с заявлением, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью либо усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации или с использованием простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 15 - 20 п. 11 ст. 1 вступает в силу 01.12.2025.
6. Формат заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, направляемого с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, утверждается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
7. Уполномоченный орган в целях проверки сведений, содержащихся в заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи, вправе направить запросы кредитору и (или) его представителю для получения следующих информации и (или) документов:
1) о наличии денежного обязательства должника перед кредитором;
2) о привлечении кредитором представителя для осуществления от имени кредитора и (или) в его интересах направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия с лицом, обратившимся с заявлением;
3) об использовавшихся кредитором и (или) его представителем способах взаимодействия с лицом, обратившимся с заявлением, в том числе информации и документов, хранение которых предусмотрено пунктами 3 - 5 статьи 17 настоящего Федерального закона;
4) об абонентских номерах, с использованием которых осуществляется взаимодействие с лицом, обратившимся с заявлением, направленное на возврат просроченной задолженности, выделенных на основании заключенных между кредитором или его представителем и оператором связи договоров об оказании услуг телефонной связи.
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 21 - 24 п. 11 ст. 1 вступает в силу 01.12.2025.
8. Запросы уполномоченного органа, указанные в части 7 настоящей статьи, направляются кредитору и (или) его представителю с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (при наличии у кредитора и (или) его представителя технической возможности получения запросов уполномоченного органа в электронной форме в машиночитаемом виде) либо на бумажном носителе.
9. Исполнение запросов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня их получения кредитором и (или) его представителем. Кредитор и (или) его представитель представляют запрошенные информацию и (или) документы в электронной форме (при наличии технической возможности) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо в письменной форме на бумажном носителе.
10. Порядок направления запросов, указанных в части 7 настоящей статьи, и представления в уполномоченный орган информации и (или) документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, по согласованию с Банком России.
11. Уполномоченный орган в целях подтверждения (опровержения) содержащихся в заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи, сведений о фактах, дате и времени поступления вызова и (или) сообщения, указанного в пункте 2 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в адрес лица, обратившегося с заявлением, вправе направить запрос оператору связи, оказывающему услуги телефонной связи, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (при наличии у оператора связи, оказывающего услуги телефонной связи, технической возможности получения запросов уполномоченного органа в электронной форме в машиночитаемом виде) либо на бумажном носителе.
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 25 - 27 п. 11 ст. 1 вступает в силу 01.12.2025.
12. Оператор связи по запросу, указанному в части 11 настоящей статьи, предоставляет информацию в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 18 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".
13. Запрос оператору связи должен содержать фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, обратившегося с заявлением, реквизиты документа, удостоверяющего личность лица, обратившегося с заявлением, абонентский номер лица, обратившегося с заявлением, предоставленные лицом, обратившимся с заявлением, абонентский номер, с которого поступили вызов или сообщение, сведения о которых содержатся в заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи, а также сведения о дате и времени поступления на абонентский номер лица, обратившегося с заявлением, таких вызова или сообщения. К запросу прилагается согласие лица, обратившегося с заявлением, на предоставление в отношении лица, обратившегося с заявлением, уполномоченному органу оператором связи информации, предусмотренной пунктом 18 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".
14. Порядок направления уполномоченным органом запроса операторам связи, оказывающим услуги телефонной связи, указанного в части 11 настоящей статьи, и представления ими в уполномоченный орган информации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 28 п. 11 ст. 1 вступает в силу 26.11.2026.
15. Уполномоченный орган в целях проверки содержащихся в заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи, сведений о фактах нарушения требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности вправе в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях" направить запрос в Центральный каталог кредитных историй для получения информации о бюро кредитных историй, в котором (которых) хранится кредитная история лица, обратившегося с заявлением, либо об отсутствии такой информации. После получения информации о бюро кредитных историй, в котором (которых) хранится кредитная история лица, обратившегося с заявлением, уполномоченный орган вправе направить в соответствующее (соответствующие) бюро кредитных историй запрос в форме электронного документа в машиночитаемом виде с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия на получение уполномоченным органом кредитного отчета в соответствии с пунктом 5.1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях".
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 29 п. 11 ст. 1 вступает в силу 26.11.2026.
16. Бюро кредитных историй представляет в уполномоченный орган по его запросу кредитный отчет в соответствии с пунктом 5.1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях" в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия либо сообщает об отсутствии запрашиваемой информации.
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 30 - 33 п. 11 ст. 1 вступает в силу 01.12.2025.
17. Исполнение запросов, предусмотренных частями 11 и 15 настоящей статьи, осуществляется безвозмездно в течение пяти рабочих дней со дня их получения соответственно операторами связи, оказывающими услуги телефонной связи, и бюро кредитных историй.
18. Уполномоченный орган в целях проверки содержащихся в заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи, сведений о фактах нарушения требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности вправе запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, из определенной Правительством Российской Федерации государственной информационной системы информацию об абоненте - юридическом лице либо индивидуальном предпринимателе, заключившем договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи и о выделении ему оператором подвижной радиотелефонной связи абонентского номера, с которого поступили вызов и (или) сообщение, сведения о которых содержатся в заявлении, указанном в части 1 настоящей статьи, а также о пользователе услугами связи - физическом лице, которому абонентом - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем предоставлена возможность пользоваться в рамках данного договора услугами подвижной радиотелефонной связи с использованием такого абонентского номера.
19. По результатам рассмотрения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" или Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Если по результатам рассмотрения заявления в действиях, направленных на возврат просроченной задолженности, будут установлены признаки уголовно наказуемого деяния, заявление и материалы проверки подлежат направлению в государственный орган в соответствии с компетенцией, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
20. Уполномоченный орган информирует лицо, обратившееся с заявлением, о результатах рассмотрения заявления в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
КонсультантПлюс: примечание.
Абз. 34 - 36 п. 11 ст. 1 вступает в силу 01.12.2025.
Статья 19.3. Обязанности уполномоченного органа по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны
1. Сведения, составляющие коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну и полученные уполномоченным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
2. Разглашение должностным лицом уполномоченного органа сведений, составляющих коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Убытки, причиненные в результате такого разглашения, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875