В целях совершенствования организации прокурорского надзора в сфере миграции, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Внести в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 12.04.2024 N 273 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере миграции" следующие изменения и дополнения:
а) в пункте 1.3:
абзац пятый изложить в следующей редакции:
"недопущения привлечения нелегальных мигрантов к трудовой деятельности;";
дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
"эффективного противодействия преступности мигрантов на территории Российской Федерации.";
б) пункт 2.1 дополнить абзацем следующего содержания:
"Обеспечить эффективный надзор за исполнением ФСБ России, МВД России, ФСИН России законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере миграции, в том числе экстремистской направленности.";
в) пункт 2.3 изложить в следующей редакции:
"В ходе прокурорского надзора за реализацией органами внутренних дел полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции обращать внимание на:
своевременность и полноту внесения сведений об иностранных гражданах и лицах без гражданства в государственные информационные системы в сфере миграции, в том числе о лицах мужского пола, в отношении которых принято решение о приеме в гражданство Российской Федерации и планируется организация принесения Присяги гражданина Российской Федерации;
эффективность взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами, а также внутриведомственного взаимодействия подразделений по вопросам миграции с другими подразделениями органов внутренних дел;
результативность использования функционала ведомственных баз данных в целях выявления и пресечения преступлений, связанных с организацией незаконной миграции, фиктивной регистрацией (постановкой на миграционный учет) лиц указанной категории по месту жительства (пребывания), а также для снятия правонарушителей с такого учета. Давать оценку бездействию сотрудников полиции, имеющих доступ к сведениям об адресах массовой регистрации мигрантов и другим данным, свидетельствующим о нарушении прибывшими лицами правил пребывания в Российской Федерации, в том числе о представлении при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений или подложных документов;
оперативность и обоснованность включения в реестр контролируемых лиц иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации без законных оснований (далее - контролируемые лица), их исключения из реестра; реализацию полномочий в рамках применения режима высылки, в том числе по установлению места их нахождения, обязательному дактилоскопированию и фотографированию, наблюдению за соблюдением контролируемыми лицами установленных ограничений и выполнением возложенных на них обязанностей, принятию решений о депортации в случае неоднократного неисполнения контролируемыми лицами предусмотренных обязанностей; соблюдение обязанности по составлению и направлению прокурору копии мотивированного акта о проникновении в жилое и иное помещение или на территорию;
практику реализации полномочий по привлечению лиц к ответственности по части 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за оказание контролируемым лицам услуг, предоставление которых запрещается (ограничивается);
законность принятия (непринятия) решений об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, обеспечение контроля за исполнением постановлений об административном выдворении в форме контролируемого самостоятельного выезда;
качество и доступность предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства государственных услуг в сфере миграции, правомерность отказов в их предоставлении.";
г) в пункте 2.4:
абзац второй после слов "статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" дополнить словами "и статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.";
дополнить абзацами третьим и четвертым следующего содержания:
"В судебном порядке пресекать факты неправомерного получения миграционного статуса путем заключения фиктивного брака, формального установления отцовства и других нарушений. Незамедлительно информировать органы внутренних дел о вступивших в законную силу судебных актах по таким заявлениям.
При участии в рассмотрении судами дел об усыновлении (удочерении) не допускать передачи детей иностранным гражданам исключительно для упрощения процедуры легализации на территории Российской Федерации при отсутствии намерений по исполнению родительских обязанностей.";
д) в пункте 2.5:
абзац первый после слов "принимать меры прокурорского реагирования" дополнить словами ", направленные на их аннулирование.";
абзац второй после слов "лицами без гражданства," дополнить словами "правомерности и";
е) в пункте 2.7:
абзац первый после слов "информации о" дополнить словами "преступлениях и иных";
ж) пункт 2.8 изложить в следующей редакции:
"Принимать меры к повышению эффективности работы органов внутренних дел и федеральной службы безопасности по исполнению требований федерального законодательства о запрете въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства по основаниям, предусмотренным статьями 26, 27, 28 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.";
з) пункт 2.15 дополнить абзацами следующего содержания:
"Проверять соблюдение законодательства при приеме иностранных граждан на обучение по основным общеобразовательным программам, по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Оценивать исполнение требований, направленных на социализацию, адаптацию и интеграцию, в том числе путем обучения русскому языку, детей-мигрантов.";
и) пункт 2.19 дополнить абзацами следующего содержания:
"Принимая решение об изъятии и передаче сообщения о преступлении из одного органа предварительного расследования в другой, строго соблюдать правила подследственности, предусмотренные статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
При наличии данных, указывающих на особую значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона, в соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации изымать материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) для передачи в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации.";
к) пункт 2.20 дополнить абзацем следующего содержания:
"Требовать от правоохранительных органов принятия исчерпывающих мер к отысканию и наложению ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или других лиц, если имеются основания полагать, что оно получено в результате совершения из корыстных побуждений преступления, связанного с организацией незаконной миграции.";
л) дополнить пунктом 2.23.1 следующего содержания:
"Требовать от государственных обвинителей обеспечивать неотвратимость ответственности лиц, виновных в организации незаконной миграции, фиктивной регистрации в жилом помещении, а также постановке на учет по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства (статьи 322.1, 322.2, 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Добиваться отмены (изменения) несправедливых и незаконных судебных решений прежде всего в апелляционном порядке.";
м) дополнить пунктом 2.23.2 следующего содержания:
"В целях противодействия преступной деятельности в миграционной сфере устанавливать причины и условия совершения обозначенных преступлений, особенно по делам, связанным с организацией массового незаконного въезда иностранцев и их нелегального пребывания в Российской Федерации; заявлять мотивированные ходатайства о вынесении судами частных постановлений в адрес должностных лиц органов и учреждений, бездействие которых способствовало совершению указанных преступлений.
Контролировать реальность устранения выявленных нарушений. При неисполнении требований, изложенных в частном постановлении (определении) суда, принимать меры к привлечению должностных лиц к административной ответственности по статье 17.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.";
н) дополнить пунктом 2.23.3 следующего содержания:
"При отсутствии в материалах уголовного дела сведений о статусе иностранцев, об основаниях пребывания на территории Российской Федерации, восполнять их недостаток путем допроса подсудимых, истребования в органах МВД России документов миграционного учета и их приобщения к материалам дела.
Одновременно доводить до прокуроров, надзирающих за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, информацию об указанных просчетах в работе органов предварительного расследования.
Вести учет результатов рассмотрения судами уголовных дел в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и лиц, получивших гражданство Российской Федерации в силу закона.
Ежеквартально проводить с судами сверки направления копий вступивших в законную силу приговоров об осуждении лиц за совершение любого из преступлений (приготовление к преступлению или покушение на преступление), указанных в части 1 статьи 24 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел для реализации полномочий о прекращении гражданства Российской Федерации вследствие совершения преступления. Передавать информацию о направлении копий таких приговоров прокурорам, надзирающим за исполнением федерального законодательства.
При поддержании государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предлагать суду применять конфискацию имущества (его эквивалента) в соответствии со статьями 104.1, 104.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.";
о) дополнить пунктом 2.23.4 следующего содержания:
"На постоянной основе проводить проверки исполнения уполномоченными органами требований части 1 статьи 24 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", пункта 5 части 1 статьи 7, пункта 5 части 1 статьи 9, пункта 5 части 9 статьи 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" о прекращении гражданства Российской Федерации, об аннулировании разрешений на временное проживание, вида на жительство и патента в отношении лиц, осужденных вступившим в законную силу приговором суда. Давать оценку своевременности и полноте принятых мер. При выявлении фактов ненадлежащего выполнения указанных требований принимать меры к привлечению лиц, допустивших нарушения, к установленной законом ответственности.
Вести учет лиц, в отношении которых в связи с осуждением приняты решения о прекращении российского гражданства, об аннулировании разрешения на временное проживание, вида на жительство и патента.";
п) пункт 2.26 изложить в следующей редакции:
"На постоянной основе проводить мониторинг информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и социальных сетей на предмет выявления информации о предоставлении незаконных услуг в сфере миграции, способах незаконной миграции, продаже поддельных документов, которые могут быть использованы иностранными гражданами и лицами без гражданства для легализации на территории Российской Федерации. Принимать меры к ограничению доступа к таким информационным ресурсам в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения уведомлений и заявлений о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2019 N 596.";
р) пункт 3 после слов "Главное гражданско-судебное управление," дополнить словами "Главное уголовно-судебное управление,";
с) пункт 4 после слов "Главному гражданско-судебному управлению," дополнить словами "Главному уголовно-судебному управлению,";
т) приложение к приказу изложить в новой редакции.
2. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.КРАСНОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875