V. Требования к диспетчерскому управлению системами теплоснабжения
109. В единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО), определенной в схеме теплоснабжения, либо по согласовании с ней в другой теплоснабжающей (теплосетевой) организации, функционирующей в зоне (зонах) деятельности ЕТО, должно быть обеспечено круглосуточное диспетчерское управление системой (системами) теплоснабжения.
110. Диспетчерское управление системой теплоснабжения в заданных режимах должно обеспечить выполнение следующих задач:
управление системой теплоснабжения как единым технологическим комплексом;
анализ текущего состояния объектов теплоснабжения по контрольным параметрам и показателям;
управление тепловыми и гидравлическими режимами;
подготовка и осуществление переключений для обеспечения возможности выполнения ремонтных работ;
контроль выполнения требований к качеству тепловой энергии, теплоносителя.
111. Диспетчерское управление при переходе системы теплоснабжения или ее элементов в нерасчетные режимы должно обеспечить выполнение следующих задач:
локализация и ликвидация технологических нарушений при производстве, передаче и распределении тепловой энергии;
оценка масштаба события и возможности его развития с увеличением объема негативных последствий;
определение мер реагирования, исходя из возможных сценариев, и организация их выполнения с переводом сил и средств, не задействованных на первом этапе реагирования, в режим повышенной готовности;
перевод для сохранения живучести системы теплоснабжения, функционирования системы теплоснабжения на пониженные параметры с частичным или полным ограничением потребителей тепловой энергии;
доведение до потребителей тепловой энергии информации о вынужденных отключениях и ограничениях, мерах, которые они должны предпринять для сохранения живучести системы теплоснабжения;
оценка развития ситуации и корректировка принятого плана действий;
взаимодействие с диспетчерскими службами теплоснабжающих, теплосетевых организаций, потребителей и муниципальных образований, территориальными органами МЧС России, организациями, привлеченными для устранения аварий и их последствий.
112. При суммарной расчетной тепловой нагрузке потребителей тепловой энергии (определенной в схеме теплоснабжения) 10 Гкал/ч и более в зоне (зонах) деятельности ЕТО диспетчерское управление должно быть организовано в круглосуточном режиме посредством создания диспетчерской службы. При нагрузке менее 10 Гкал/ч диспетчерское управление организуется по решению руководителя ЕТО.
Диспетчерская служба эксплуатирующей организации (далее - диспетчерская служба) создается как отдельное структурное подразделение эксплуатирующей организации либо посредством наделения функциями диспетчерской службы персонала одного из иных структурных подразделений эксплуатирующей организации.
113. В целях осуществления взаимодействия диспетчерских служб определяются:
место нахождения центральной диспетчерской службы;
соподчиненность диспетчерских служб и ответственных за диспетчерское управление организаций, не имеющих диспетчерской службы;
порядок взаимодействия эксплуатирующих организаций при авариях и в чрезвычайных ситуациях;
полномочия центральной диспетчерской службы по управлению объектами теплоснабжения других теплоснабжающих и теплосетевых организаций;
перечень объектов и оборудования системы теплоснабжения, управление режимами работы которых осуществляется непосредственно центральной диспетчерской службой;
перечень объектов и оборудования системы теплоснабжения, управление режимами работы которых осуществляется диспетчерской службой эксплуатирующей организации либо ответственным за диспетчерское управление с согласованием управленческих команд центральной диспетчерской службой;
порядок взаимодействия (между смежными информационными системами, автоматизированными системами управления технологическими процессами (далее - АСУ ТП), автоматизированными системами диспетчерского управления (далее - АС ДУ), определяются в соответствии с соглашением об управлении системой теплоснабжения <4>, заключаемым между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями согласно требованиям законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
--------------------------------
<4> Пункт 120 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 данный акт действует до 01.09.2027.
114. На рабочих местах диспетчерского персонала должна находиться оперативная документация, включая:
инструкцию по диспетчерскому управлению;
оперативную схему тепловых сетей;
оперативные схемы источников тепловой энергии;
перечень объектов теплоснабжения и (или) теплопотребляющих установок, находящихся в оперативном управлении и ведении диспетчера;
перечень камер и проходных каналов, подверженных опасности проникновения газа (далее - газоопасные камеры и проходные каналы);
температурный график центрального регулирования системы теплоснабжения;
пьезометрические графики тепловых сетей;
инструкции по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций;
порядки (планы) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения;
перечень резервного оборудования, находящегося в постоянной готовности к работе.
115. Инструкции по диспетчерскому управлению должны включать:
порядок участия в диспетчерском управлении системой теплоснабжения;
структуру и задачи диспетчерского управления;
подчиненность собственных диспетчерских служб при наличии двухуровневой или трехуровневой структуры диспетчерского управления;
распределение оборудования по ступеням диспетчерского управления и ведения;
порядок взаимодействия и информационного обмена персонала различных уровней диспетчерского управления;
порядок взаимодействия и информационного обмена диспетчерского персонала с эксплуатационными подразделениями эксплуатирующей организации;
порядок ведения переговоров между диспетчерским и (или) оперативным персоналом, осуществляемых в целях диспетчерского управления (далее - оперативные переговоры);
порядок ведения записей распоряжений;
перечень должностных лиц, имеющих право ведения оперативных переговоров, распоряжений и подачи заявок на переключения;
порядок производства переключений и регулирования режимов;
перечень переключений и отключений, в том числе для перевода объектов теплоснабжения и оборудования из одного оперативного состояния в другое (работа, резерв, ремонт, консервация), которые выполняются по заявкам, согласованным диспетчерской службой;
перечень сложных переключений;
перечень точек в системе теплоснабжения, используемых для оперативного контроля измеряемых параметров тепловых и гидравлических режимов (далее - контрольные точки).
116. Инструкция по диспетчерскому управлению в части взаимодействия и информационного обмена оперативного персонала системы теплоснабжения и оперативного персонала субъекта диспетчерского управления в электроэнергетике должна учитывать требования Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 854.
Инструкция по диспетчерскому управлению утверждается техническим руководителем эксплуатирующей организации (структурного подразделения).
Инструкции по диспетчерскому управлению актуализируются раз в 3 года либо при необходимости внесения в них изменений.
117. Для каждого уровня диспетчерского управления должны быть установлены две категории управления оборудованием - оперативное управление и оперативное ведение.
В оперативном управлении диспетчера или ответственного за диспетчерское управление (при отсутствии в эксплуатирующей организации диспетчерской службы) должны находиться объекты теплоснабжения и теплопотребляющие установки, в том числе устройства защиты, системы противоаварийной и режимной автоматики, средства диспетчерского и технологического управления, операции с которыми диспетчерский персонал данного уровня выполняет непосредственно, а также если эти операции требуют координации действий подчиненного диспетчерского персонала и (или) согласованных изменений на нескольких объектах теплоснабжения.
В оперативном ведении диспетчера должны находиться объекты теплоснабжения и теплопотребляющие установки, в том числе устройства защиты, системы противоаварийной и режимной автоматики, средства диспетчерского и технологического управления, состояние и режим которых влияют на располагаемую мощность и резерв системы в целом, режим и надежность сетей, а также настройку противоаварийной автоматики. Операции по ним должны производиться с разрешения диспетчера, в оперативном ведении которого находятся указанные объекты теплоснабжения и (или) теплопотребляющие установки.
118. Организации, эксплуатирующие теплопотребляющие установки, должны взаимодействовать с теплоснабжающими организациями при проведении мероприятий по наладке тепловых сетей, внутридомовых сетей и теплопотребляющих установок в порядке, предусмотренном договором теплоснабжения <5>.
--------------------------------
<5> Пункт 6.1 части 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ.
В целях контроля качества теплоснабжения (тепловой энергии) и режимов теплопотребления организации, эксплуатирующие теплопотребляющие установки, и (или) потребители тепловой энергии, имеющие автоматизированные информационно-измерительные системы сбора и передачи информации с коммерческих приборов учета тепловой энергии и систем контроля работы тепловых пунктов, должны обеспечить оперативный удаленный доступ к информации в этих системах, в том числе о параметрах (температуры, давления), расходах теплоносителя, горячей воды.
119. Распоряжения руководителей эксплуатирующей организации (структурного подразделения) диспетчерскому персоналу эксплуатирующей организации по вопросам, относящимся к компетенции персонала вышестоящего диспетчерского управления системы теплоснабжения, выполняются с согласия последнего.
120. В случае если распоряжение вышестоящего диспетчерского персонала представляется подчиненному диспетчерскому персоналу ошибочным, он должен незамедлительно доложить об этом лицу, давшему распоряжение. При подтверждении распоряжения диспетчерский персонал обязан выполнить его, за исключением распоряжений, которые могут привести к повреждению объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, угрозе жизни и здоровью людей.
О своем отказе выполнить такое распоряжение диспетчерский персонал обязан незамедлительно доложить вышестоящему диспетчерскому персоналу, отдавшему распоряжение, и техническому руководителю эксплуатирующей организации (структурного подразделения), а также записать в оперативный журнал.
121. Персонал, получивший распоряжение, должен повторить его и должен получить подтверждение о том, что распоряжение понято правильно.
Оперативные переговоры должны вестись в соответствии с инструкцией по диспетчерскому управлению с использованием технической терминологии, примененной в схемах и эксплуатационных инструкциях, оборудование и устройства должны называться согласно установленным диспетчерским наименованиям. Отступление от технической терминологии и диспетчерских наименований не допускается.
Оперативные переговоры, включая оперативную переписку с использованием электронных средств связи, должны записываться. Порядок записи переговоров и их хранения, объем записи в оперативный журнал определяется техническим руководителем эксплуатирующей организации (структурного подразделения) по согласованию с вышестоящей диспетчерской службой.
122. Диспетчерский персонал должен перед уходом с работы сдать смену. В случае замены одного работника из числа диспетчерского персонала другим работником, замена осуществляется непосредственным руководителем с оформлением записи о замене в оперативном журнале.
123. При приеме смены работник из числа диспетчерского персонала должен:
ознакомиться с оперативным состоянием оборудования, оперативными схемами, режимом работы объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, находящихся в его оперативном управлении и (или) оперативном ведении;
получить от сдающего смену информацию об оборудовании, за которым необходимо вести наблюдение для предупреждения аварийных ситуаций при теплоснабжении, о неисправном оборудовании и оборудовании, находящемся в ремонте;
получить информацию о работах, выполняемых по нарядам, заявкам, распоряжениям;
принять документацию, закрепленную за данным рабочим местом, ключи от помещений;
ознакомиться с записями в оперативном журнале и распоряжениями, вышедшими за время с его предыдущего дежурства;
принять рапорты подчиненного персонала о приеме смены;
доложить непосредственному руководителю о недостатках и отклонениях, выявленных при приеме смены и о вступлении на дежурство (при наличии).
124. Сдача-прием смены оформляется в оперативном журнале подписями сдавшего и принявшего смену.
125. В целях управления потоками тепловой энергии и теплоносителя эксплуатирующими организациями должны ежегодно разрабатываться тепловые и гидравлические режимы для источников тепловой энергии и тепловых сетей, отдельно для отопительного и межотопительного периодов.
Гидравлические режимы открытых систем теплоснабжения на отопительный период разрабатываются по фактическому максимальному отбору теплоносителя из подающего и обратного трубопроводов и для условия отсутствия отбора.
Для систем теплоснабжения с преобладающей нагрузкой горячего водоснабжения по закрытой схеме гидравлические режимы на отопительный период разрабатываются при расчетной (для проектирования отопления) температуре наружного воздуха и температуре наружного воздуха, соответствующей точке излома температурного графика.
В водяной системе теплоснабжения должен быть разработан статический режим с давлением, обеспечивающим заполнение водой трубопроводов водоподогревательной установки источника тепловой энергии, тепловой сети, а также всех непосредственно присоединенных систем отопления с запасом не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см2). Статическое давление должно быть не выше допустимого для трубопроводов и оборудования источника тепловой энергии, тепловых сетей, тепловых пунктов и непосредственно присоединенных систем отопления. Значения давления в статическом режиме для всей тепловой сети или отдельных тепломагистралей, гидравлически изолируемых зон могут быть пересмотрены в случае подключения (технологического присоединения) новых потребителей тепловой энергии, изменения конфигурации тепловых сетей, изменения схемы подключения, ввод в действие перекачивающей насосной станции, узла дросселирования давления, пикового источника тепловой энергии, объединение нескольких зон теплоснабжения. Статическое давление должно быть определено условно для температуры воды от 1 °C до 100 °C.
126. Температура сетевой воды в подающих трубопроводах источников тепловой энергии задается центральной диспетчерской службой на основании температурного графика в зависимости от значений усредненной температуры наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12 - 24 часов, определяемый диспетчером в зависимости от текущих и (или) прогнозных погодных условий и времени доставки теплоносителя до наиболее удаленных потребителей.
При применении качественно-количественного или количественного регулирования отпуска тепловой энергии значения температуры и давления сетевой воды в подающих трубопроводах на выводах источника тепловой энергии устанавливаются диспетчером в соответствии с разработанными тепловыми и гидравлическими режимами.
Регулирование температуры сетевой воды в подающих трубопроводах источников тепловой энергии, а также на смесительных насосных станциях, в центральных тепловых пунктах должно быть равномерным со скоростью, не превышающей 30 °C в час.
127. Допустимые предельные значения отклонений от температурного графика и заданного гидравлического режима не должны снижать качество теплоснабжения и не могут превышать для источников тепловой энергии следующих значений:
по температуре воды, поступающей в тепловую сеть,
3%;
по давлению в подающих трубопроводах
5%;
по давлению в обратных трубопроводах
20 кПа (
0,2 кгс/см2).
128. Температура сетевой воды в обратных трубопроводах, расход сетевой воды в подающих трубопроводах, разность расходов в подающем и обратном трубопроводах обеспечиваются режимами работы системы теплоснабжения и контролируются диспетчером. Среднесуточная температура сетевой воды в обратных трубопроводах не должна превышать заданную температурным графиком более чем на 5%. Понижение температуры сетевой воды в обратных трубопроводах по сравнению с графиком не лимитируется.
Отклонения давления и температуры пара на коллекторах источника тепловой энергии должны быть не более
5% заданных параметров, если иное не установлено договором теплоснабжения <6>.
--------------------------------
<6> Пункт 2 части 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
129. Максимальные среднечасовые расходы сетевой воды в подающих трубопроводах и разность расходов сетевой воды в подающих и обратных трубопроводах не должны превышать суммы установленных в договорах теплоснабжения значений и нормы утечки сетевой воды из тепловой сети, определяемой в соответствии с пунктом 371 настоящих Правил.
130. При превышении максимальных среднечасовых расходов сетевой воды в подающих трубопроводах, разности расходов в подающих и обратных трубопроводах диспетчер должен сообщить в эксплуатационные подразделения теплоснабжающей (теплосетевой) для принятия ими мер к выявлению теплопотребляющих установок, в которых нарушены режимы потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, возможных мест утечек теплоносителя и восстановлению заданного гидравлического режима.
131. При превышении среднесуточной температуры сетевой воды в обратных трубопроводах сверх допустимых пределов ее отклонения диспетчер должен сообщить в эксплуатационные подразделения теплоснабжающей (теплосетевой) организации, определенные в инструкции по диспетчерскому управлению, для принятия последними мер к выявлению теплопотребляющих установок, в которых нарушены режимы потребления тепловой энергии, и восстановлению теплового и гидравлического режима.
132. Давление сетевой воды в любой точке подающих трубопроводов источника тепловой энергии, тепловых сетей, тепловых пунктов и в верхних точках теплопотребляющих установок, непосредственно присоединенных к системам теплоснабжения, при работе сетевых насосов должно быть:
не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) выше давления насыщения при максимальной температуре сетевой воды;
не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) выше требований уставки защиты по понижению давления теплоносителя на выходе котлов при отсутствии устройства, поддерживающего давление на выходе котлов;
не более допустимого рабочего давления трубопроводов и оборудования.
133. Давление сетевой воды во всасывающих патрубках насосов должно быть не менее значения, обеспечивающего допускаемый кавитационный запас, указанный в технической документации организации - изготовителя насоса, рассчитанного в соответствии с максимальной температурой сетевой воды на всасе насоса и фактической его загрузки (подачи) в соответствии с разработанными тепловыми и гидравлическими режимами системы теплоснабжения.
Давление сетевой воды в обратных трубопроводах источника тепловой энергии, тепловой сети при работе сетевых насосов, насосов подкачивающих насосных станций должно быть не ниже 0,05 МПа (0,5 кгс/см2).
Давление воды в обратных трубопроводах должно быть не выше допустимого рабочего давления для оборудования источника тепловой энергии, тепловых сетей, тепловых пунктов и для непосредственно присоединенных теплопотребляющих установок, в том числе в случае аварийного отключения сетевых и (или) подкачивающих насосов, незапланированного закрытия запорной и (или) регулирующей арматуры.
134. При аварийном снижении давления сетевой воды в водоподогревательной установке источника тепловой энергии, тепловых сетях менее давления насыщения при текущей температуре теплоносителя не допускается повторный пуск сетевых и подкачивающих насосов и (или) включение резервных насосов (в том числе автоматического ввода резерва), а также циркуляция теплоносителя (во избежание гидравлических ударов вследствие нестационарной конденсации теплоносителя).
Восстановление эксплуатационного режима, в том числе возобновление циркуляции теплоносителя, допускается после установления в системе теплоснабжения давления теплоносителя выше давления насыщения при текущей температуре теплоносителя с запасом 0,05 МПа (0,5 кгс/см2).
135. Для каждой контрольной точки должны быть установлены диапазоны допустимых значений температуры, давления и расхода теплоносителя в подающем трубопроводе (паропроводе) и обратном трубопроводе (конденсатопроводе) для отопительного и межотопительного периодов, исходя из требований безопасности в сфере теплоснабжения и установленных в договорах теплоснабжения показателей (параметров) качества теплоснабжения <7>.
--------------------------------
<7> Абзац третий пункта 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 данный акт действует до 01.09.2027.
Регулирование тепловых и гидравлических режимов системы теплоснабжения должно осуществляться с соблюдением установленных в контрольных точках диапазонов допустимых значений температуры, давления и расхода теплоносителя.
В перечень контрольных точек включаются точки, расположенные на выводах тепловой сети от источников тепловой энергии, в подкачивающих (перекачивающих) и смесительных насосных станциях, тепловых пунктах, тепловых камерах и павильонах тепловых сетей, в которых осуществляется регулирование и (или) измерение параметров или расходов теплоносителя, горячей воды, конденсата, а также тепловых пунктах (узлах ввода) потребителей тепловой энергии, оснащенных коммерческими приборами учета тепловой энергии.
136. При организации автоматизированных информационных систем сбора и передачи информации с контрольных точек, включая контрольные точки, в которых используется измерительная информация с коммерческих приборов учета тепловой энергии, для обеспечения информационного обмена между имеющимися смежными информационными системами, АСУ ТП, АС ДУ следует руководствоваться требованиями разделов 7 и 8 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 70384-2022 "Автоматизация учета и управления энергоресурсами. Приборы учета тепловой энергии и измерительные системы на их основе. Управление жизненным циклом и процессами учета", утвержденного приказом Росстандарта от 10.10.2022 N 1091-ст и введенного в действие с 01.04.2023 (М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский институт стандартизации", 2022) (далее - ГОСТ Р 70384-2022), разделов 5 - 12, 13 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56942-2016 "Автоматизированные измерительные системы контроля и учета тепловой энергии. Общие технические условия", утвержденного приказом Росстандарта от 01.06.2016 N 461-ст и введенного в действие с 01.04.2017 (М.: Стандартинформ, 2016) (далее - ГОСТ Р 56942-2016).
137. О всех вынужденных (фактических и ожидаемых) отклонениях от заданного теплового и гидравлического режима диспетчерский персонал обязан незамедлительно доложить диспетчеру вышестоящего уровня диспетчерского управления.
138. В целях исполнения диспетчерской команды субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, направленной на предотвращение развития и ликвидацию нарушений нормального режима электрической части энергетической системы, диспетчер или ответственный за оперативно-диспетчерское управление источника тепловой энергии, функционирующего в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, при отсутствии у него возможности выполнить указанную диспетчерскую команду без изменения температуры подаваемого в тепловую сеть теплоносителя извещает диспетчера центральной диспетчерской службы о полученной диспетчерской команде субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и понижает температуру подаваемого в тепловую сеть теплоносителя на период длительностью не более 3 часов и не более чем на 10 °C от заданной центральной диспетчерской службой.
Требования пункта 127 настоящих Правил в части допустимых значений отклонений температуры теплоносителя, подаваемого в тепловую сеть, на период исполнения диспетчерской команды субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, не распространяются.
139. При достижении в период действия диспетчерской команды субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике максимальной допускаемой величины понижения температуры теплоносителя, указанной в абзаце первом пункта 138 настоящих Правил, оперативный персонал источника тепловой энергии, функционирующего в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, при условии использования всех других возможностей, направленных на поддержание температуры теплоносителя, должен осуществлять увеличение расхода пара на теплофикационные отборы паровых турбин в целях поддержания температуры теплоносителя на допустимом уровне, до которого она была снижена, с поддержанием достигнутой при этом величины нагрузки по активной мощности и уведомлением об этом диспетчера субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
140. По истечении установленного в абзаце первом пункта 138 настоящих Правил времени изменения температурного режима тепловой сети режим подлежит восстановлению. Диспетчер или ответственный за оперативно-диспетчерское управление источника тепловой энергии, функционирующего в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, должен известить диспетчера центральной диспетчерской службы о начале восстановления температурного режима тепловой сети.
141. Уведомление диспетчера субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия и информационного обмена персонала различных уровней диспетчерского управления, определенном в инструкции по диспетчерскому управлению.
142. Вывод объектов теплоснабжения и оборудования в ремонт, производимый по заявкам, согласованным диспетчерской службой, может осуществляться в срочном порядке. Срочные заявки разрешается подавать в любое время суток непосредственно диспетчерскому персоналу эксплуатирующей организации, в управлении или ведении которого находится отключаемое оборудование.
143. Дежурный диспетчерский персонал эксплуатирующей организации уполномочен разрешить производство внепланового ремонта.
Объекты теплоснабжения, оборудование, тепловые сети, находящиеся в оперативном управлении или оперативном ведении центральной диспетчерской службы, могут быть выведены из работы без ее разрешения или согласования в случаях наступления опасности для людей и оборудования, с последующим направлением в диспетчерскую службу уведомления.
144. Сложные переключения и пуски, перечень которых определяется техническим руководителем эксплуатирующей организации (структурного подразделения) в инструкции по диспетчерскому управлению, выполняются по программам сложных переключений.
К таким переключениям и пускам относятся:
переключения нагрузки между источниками тепловой энергии;
переключения с участием двух и более подразделений или организаций;
переключения и пуски на тепловых сетях большой протяженности и (или) диаметра;
ввод оборудования после монтажа и реконструкции.
145. В программе сложных переключений указываются:
перечень мероприятий по подготовке к выполнению переключений;
условия выполнения переключений;
плановое время начала и окончания переключений (которые могут уточняться в оперативном порядке);
технологическая схема объекта переключений с указанием наименований и нумерации элементов объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок;
порядок и последовательность выполнения операций с указанием положения запорных и регулирующих органов и элементов технологических защит и автоматики;
персонал, выполняющий переключения;
диспетчерский персонал, руководящий выполнением переключений;
лицо из числа персонала эксплуатирующей организации, осуществляющее общее руководство непосредственным проведением переключений и контроль правильности выполнения программы переключений;
лица эксплуатационного персонала, ответственные за выполнение переключений в каждой организации (при участии в переключениях двух и более организаций), и лицо, осуществляющее общее руководство при непосредственном выполнении переключений;
функции лиц, указанных в программе переключений;
действия персонала при возникновении угрозы для безопасности людей и целостности оборудования.
146. Программа сложных переключений утверждается техническим руководителем эксплуатирующей организации (структурного подразделения), а при выходе действия программы переключений за рамки одной организации - техническими руководителями организаций (подразделений), участвующих в переключениях.
Для типовых переключений применяются типовые программы переключений. Типовые программы переключений пересматриваются при изменении состава оборудования, технологических схем, но не реже 1 раза в 3 года.
147. Теплоснабжающие и теплосетевые организации системы теплоснабжения должны обеспечить взаимодействие между имеющимися смежными информационными системами, АСУ ТП, АС ДУ в объеме, определенном в соглашении об управлении системой теплоснабжения <8>.
--------------------------------
<8> Пункт 120 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 данный акт действует до 01.09.2027.
148. Для объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, на которых проектной документацией не предусмотрено применение АСУ ТП, внедрение АСУ ТП определяется по решению руководства эксплуатирующей организации.
АСУ ТП могут функционировать как самостоятельные системы либо интегрироваться с АС ДУ.
149. Информация, поступающая в диспетчерскую службу из АС ДУ, должна быть обработанной до состояния, позволяющего ее оперативно оценить и проанализировать.
150. Для этого применяются следующие методы повышения качества и оперативности работы с информацией:
введение в АС ДУ информации с коммерческих приборов учета тепловой энергии потребителей в соответствии с требованиями ГОСТ Р 70384-2022 и ГОСТ Р 56942-2016;
передача информации дежурным персоналом объектов теплоснабжения в формализованном электронном виде;
применение показателей функционирования систем теплоснабжения, являющихся результатом обработки в АС ДУ и (или) АСУ ТП первичной измерительной информации, обеспечивающих осуществление диспетчером анализа оперативной ситуации и принятие им оперативных решений без анализа множества значений непосредственных измерений;
автоматическое построение графиков, номограмм;
автоматическое распределение информации об отклонениях на передаваемую эксплуатационному персоналу для устранения в плановом порядке, передаваемую дежурному персоналу и информацию, которая оперативно доводится непосредственно до диспетчерской службы;
автоматическая рассылка информации об отклонениях на телефоны ответственных лиц с подтверждением ознакомления с информацией;
автоматическое снятие отклонения с контроля при его устранении и наличии контрольного отклика от эксплуатационного персонала, которому была доведена информация;
предварительная обработка информации, поступающей диспетчеру, в формализованный вид, позволяющий выбрать решение из предложенных вариантов либо ввести режим готовности применения конкретной команды после оценки развития ситуации или проведения необходимых расчетов;
визуализация множества подобных параметров на мнемосхеме системы теплоснабжения с применением цветового выделения объектов, сетей и территорий с отклонением контрольных параметров и показателей;
применение автоматически калибруемых под фактическое состояние электронных математических моделей систем теплоснабжения.
151. Выбор объема и методов обработки информации, поступающей в диспетчерскую службу из АС ДУ, должен быть определен эксплуатирующей организацией в ее положении о технической политике.
152. При поэтапной реализации автоматизации процессов теплоснабжения в системе теплоснабжения, на отдельных объектах теплоснабжения и (или) теплопотребляющих установках автоматизация должна реализовываться как составная часть общей АСУ ТП с обеспечением единства управления и конвертации данных.
153. При автоматизации различных объектов одной системы теплоснабжения несколькими теплоснабжающими и теплосетевыми организациями принципы и протоколы взаимодействия различных АСУ ТП и АС ДУ должны быть зафиксированы в соглашении об управлении системой теплоснабжения <9>.
--------------------------------
<9> Пункт 120 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 данный акт действует до 01.09.2027.
154. Требования по содержанию технических средств АСУ ТП и АС ДУ, их обслуживанию и ремонту, опробованию в процессе эксплуатации устанавливаются в инструкциях по эксплуатации этих систем, утверждаемых техническим руководителем эксплуатирующей организации (структурного подразделения).
155. Средства измерений, программно-технические комплексы, средства контроля и представления информации, автоматического регулирования, технологической защиты и сигнализации, логического и дистанционного управления, технической диагностики работающих объектов теплоснабжения и (или) теплопотребляющих установок должны постоянно находиться в работе в проектном объеме.
Отключение устройств технологической защиты работающих объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок производится с разрешения технического руководителя эксплуатирующей организации (структурного подразделения) с оформлением в оперативном журнале.
156. Устройства технологической защиты могут быть выведены из работы в следующих случаях:
при работе объектов теплоснабжения в переходных режимах, реализация которых без отключения защит невозможна;
в период ремонта оборудования.
157. Работоспособность устройств технологической защиты должна проверяться в сроки и в объеме, указанные в инструкции по их эксплуатации.
Исполнительные механизмы (органы) защит и устройств автоматического ввода резерва (далее - АВР) технологического оборудования дополнительно проверяются перед пуском оборудования после его простоя более 3 суток или если во время останова на срок менее 3 суток проводились ремонтные работы в цепях защит.
158. В эксплуатирующей организации должны быть разработаны карты уставок технологических защит, блокировок и аварийной сигнализации, карты уставок (заданий) автоматических регуляторов (далее - карты уставок). Карты уставок утверждаются техническим руководителем эксплуатирующей организации (структурного подразделения). Значения уставок и выдержек времени срабатывания технологических защит определяются технической документацией организаций-изготовителей и (или) проектной документацией. При отсутствии данных организаций-изготовителей уставки и выдержки времени устанавливаются на основании результатов испытаний. На шкалах приборов или на бирке отмечаются значения уставок срабатывания защит.
Аппаратура защиты, имеющая устройства для изменения уставок, пломбируется (кроме регистрирующих приборов).
Снятие пломб может производиться работниками, обслуживающими эти устройства, только при отключенных устройствах защиты с записью в оперативном журнале.
Технологические защиты, действующие на отключение оборудования, снабжаются устройствами, фиксирующими причину их срабатывания, находящимися в работе в течение всего времени работы защищаемого оборудования.
159. При возникновении аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения и теплопотребляющих установках эксплуатационный персонал эксплуатирующей организации должен незамедлительно принять предусмотренные инструкцией по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций меры по:
локализации и ликвидации аварийной ситуации с соблюдением мер безопасности;
информированию о возникшей аварийной ситуации диспетчерской службы и должностных лиц в соответствии с указаниями инструкции по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций;
защите жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также собственности третьих лиц;
сохранению на месте аварийной ситуации сложившейся обстановки до начала расследования ее причин.
160. В случаях, когда невозможно сохранение обстановки, она должна быть задокументирована, в том числе с применением фото- и видеотехники.
161. При ликвидации аварийных ситуаций в соответствии с инструкцией по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций диспетчерское управление системы теплоснабжения должно обеспечить:
предотвращение развития аварийных ситуаций;
исключение травмирования персонала и повреждения оборудования, не затронутого аварийной ситуацией;
создание послеаварийной схемы и режима работы оборудования объекта теплоснабжения и системы теплоснабжения в целом при минимальном отключении (ограничении) потребителей тепловой энергии, теплоносителя;
выяснение технического состояния отключившегося и отключенного оборудования, возможности включения его в работу;
восстановление заданного режима работы оборудования объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и системы теплоснабжения в целом.
162. Технический руководитель эксплуатирующей организации (структурного подразделения) может поручить ликвидацию аварийных ситуаций другому лицу или взять руководство на себя, проинформировав об этом подчиненный персонал, а также сделав запись о принятом решении в оперативном журнале или сделав устное распоряжение под запись оперативных переговоров.
163. Во время ликвидации аварийных ситуаций сдача смены не допускается без разрешения руководителя ликвидации аварийной ситуации, который должен согласовать это разрешение с центральной диспетчерской службой.
Согласование не требуется, если ликвидация аварийных ситуаций при теплоснабжении производится на оборудовании, не находящемся в оперативном управлении или ведении центральной диспетчерской службы.
Состояние объекта теплоснабжения и режим работы его оборудования на момент сдачи-приема смены должны быть отражены в оперативном журнале.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875