Срок действия документа ограничен 1 сентября 2031 года.

Приложение N 4

к Положению об организации оказания

первичной медико-санитарной помощи

взрослому населению, утвержденному

приказом Министерства здравоохранения

Российской Федерации

от 14 апреля 2025 г. N 202н

ПРАВИЛА
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБИНЕТА ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ
ПОЛИКЛИНИКИ (ВРАЧЕБНОЙ АМБУЛАТОРИИ, ЦЕНТРА (ОТДЕЛЕНИЯ)
ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ)

1. Кабинет доврачебной помощи является структурным подразделением поликлиники, врачебной амбулатории или центра (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины) (далее соответственно - Кабинет, медицинская организация).

2. Руководство Кабинетом осуществляет уполномоченный руководителем медицинской организации заведующий одного из отделений медицинской организации.

3. Медицинская помощь в Кабинете оказывается медицинскими работниками со средним профессиональным образованием и с высшим образованием (уровень бакалавриата).

4. Организация работы в Кабинете может осуществляться как на постоянной основе медицинскими работниками Кабинета, так и на функциональной основе медицинскими работниками других структурных подразделений медицинской организации в соответствии с графиком, утвержденным руководителем медицинской организации.

5. Кабинет рекомендуется размещать в непосредственной близости от регистратуры медицинской организации для обеспечения их взаимодействия.

6. Основными функциями Кабинета являются:

1) оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи;

2) участие в проведении профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний и факторов риска их развития;

3) участие в проведении наблюдения за отдельными параметрами состояния здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, функциональными расстройствами, иными состояниями, для организации внеочередного и (или) очередного осмотра врачом с целью современного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц;

4) выявление курящих лиц и лиц, избыточно употребляющих алкоголь, а также лиц с высоким риском развития болезней, связанных с курением, употреблением алкоголя, с отравлением суррогатами алкоголя, и направление их при необходимости на консультацию и лечение в специализированные профильные медицинские организации;

5) организация информирования населения о необходимости и возможности выявления факторов риска развития неинфекционных заболеваний, консультирование по ведению здорового образа жизни, включая вопросы рационального питания, увеличения двигательной активности, санитарно-просветительной работы среди населения по профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психоактивных веществ, а также потребления алкоголя, курения табака;

6) обеспечение памятками, направление при необходимости лиц с высоким риском развития хронического неинфекционного заболевания на консультацию к врачу-специалисту;

7) ведение медицинской документации и представление отчетности в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

8) осуществление взаимодействия с медицинскими организациями, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, с представителями страховых медицинских организаций при осуществлении защиты прав и содействия застрахованным лицам в организации медицинской помощи и иными организациями по вопросам оказания первичной медико-санитарной помощи;

9) прием пациентов для решения вопроса о их дальнейшей маршрутизации;

10) направление пациентов, которые в день обращения не нуждаются во врачебном приеме, на лабораторные и иные виды диагностических исследований (в рамках проведения медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения);

11) проведение антропометрии, измерение артериального и глазного давления, температуры тела, остроты зрения и слуха, других диагностических манипуляций, выполнение которых входит в компетенцию медицинских работников со средним профессиональным образованием;

12) заполнение сведений о гражданине в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организацией <1> и санаторно-курортной карте <2>, а также данных о результатах лабораторных и иных видах диагностических исследований перед направлением на медико-социальную экспертизу или на санаторно-курортное лечение;

--------------------------------

<1> Подпункт 5.2.199 пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608.

<2> Подпункт 5.2.199 пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608.

13) оформление справок, выписок из медицинских карт пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях <3>, и другой медицинской документации, оформление и ведение которой входит в компетенцию медицинских работников со средним профессиональным образованием.

--------------------------------

<3> Пункт 11 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

7. Одной из форм работы Кабинета (отделения) является организация самостоятельного сестринского приема.

8. На самостоятельный сестринский прием в соответствии с листом маршрутизации пациентов, который разрабатывается в медицинской организации, могут быть направлены следующие группы пациентов:

1) пациенты, в отношении которых проводится диспансерное наблюдение врачом-терапевтом участковым;

2) пациенты, посещающие медицинскую организацию с профилактическими целями.

9. Основными задачами самостоятельного сестринского приема являются:

1) проведение наблюдения за отдельными параметрами состояния здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, функциональными расстройствами, иными состояниями, для организации внеочередного и (или) очередного осмотра врачом с целью современного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц;

2) проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний и факторов риска;

3) выявление курящих лиц и лиц, избыточно употребляющих алкоголь, а также лиц с высоким риском развития болезней, связанных с курением, употреблением алкоголя, с отравлением суррогатами алкоголя, и направление их при необходимости на консультацию и лечение в специализированные профильные медицинские организации;

4) обеспечение памятками, направление при необходимости лиц с высоким риском развития хронического неинфекционного заболевания на консультацию к врачу-специалисту;

5) организация информирования населения о необходимости и возможности выявления факторов риска развития неинфекционных заболеваний, консультирование по ведению здорового образа жизни, включая вопросы рационального питания, увеличения двигательной активности, санитарно-просветительной работы среди населения по профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психоактивных веществ, а также потребления алкоголя, курения табака;

6) ведение медицинской документации и представление отчетности в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

7) осуществление взаимодействия с родственниками пациента, структурными подразделениями медицинской организации.