Срок действия документа ограничен 1 сентября 2031 года.

Приложение

к приказу Министерства транспорта

Российской Федерации

от 30 апреля 2025 г. N 145

ОСОБЕННОСТИ
РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ
МОРСКИХ СУДОВ И СУДОВ СМЕШАННОГО (РЕКА-МОРЕ) ПЛАВАНИЯ

1. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания распространяются на лиц, внесенных в судовую роль, работающих в соответствии с трудовым договором в любом качестве или занятых на любой штатной должности в составе экипажа морского судна или судна смешанного (река-море) плавания, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации (далее соответственно - Особенности, члены экипажа судна, судно), и судовладельцев, заключивших трудовой договор с членами экипажей судов (далее - работодатель).

2. Особенности являются обязательными при разработке работодателем правил внутреннего трудового распорядка на судне <1> и графика работы на вахте <2>.

--------------------------------

<1> Часть четвертая статьи 189 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

<2> Статья 301 Трудового кодекса.

3. Особенности не распространяются на членов экипажей:

1) судов рыбопромыслового флота;

2) спортивных парусных и прогулочных судов;

3) военных кораблей, военно-вспомогательных судов и других судов, находящихся в собственности государства или эксплуатируемых им и используемых только для правительственной некоммерческой службы.

4. В течение рабочего времени член экипажа судна должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка на судне и графиком работы на вахте.

5. Нормальная продолжительность рабочего времени членов экипажа судна не может превышать 40 часов в неделю.

Для женщин - членов экипажей судов при нахождении судов в морях и впадающих в них реках Северного Ледовитого океана севернее параллели 63°45' северной широты, а также в морях и впадающих в них реках северной части Тихого океана в районе, ограниченном параллелью 41° северной широты, на востоке - меридианом 160° западной долготы, а также для членов экипажей судов, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 36 часов в неделю.

6. Время начала и окончания ежедневной работы членов экипажа судна, продолжительность ежедневных вахт или работы, число вахт в сутки, время начала и окончания перерывов для отдыха и питания определяются графиками работы на вахте и правилами внутреннего трудового распорядка на судне.

7. График работы на вахте утверждается работодателем или по его поручению капитаном судна в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

8. Работа членов экипажа судна в течение двух вахт подряд запрещается <3>.

--------------------------------

<3> Часть пятая статьи 3 Трудового кодекса.

9. На каждом судне на видном месте должен быть вывешен график работы на вахте для членов экипажа судна с указанием правил внутреннего трудового распорядка на судне, в котором по каждой должности устанавливаются режимы работы в море и в морском порту, а также максимальная продолжительность рабочего времени или минимальная продолжительность времени отдыха, предусмотренная Особенностями. На судах, осуществляющих международные рейсы, график работы на вахте должен быть составлен на русском и английском языках.

10. В целях обеспечения управления судном, его безопасности и живучести, транспортной безопасности, организации производственной деятельности на судне устанавливается вахтенная служба.

11. Для членов экипажа судна работодателем вводится суммированный учет рабочего времени.

12. При суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов.

13. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка на судне.

14. Продолжительность учетного периода не может превышать одного года и определяется работодателем исходя из продолжительности рейса, района плавания судна, частоты захода судна в морские порты, продолжительности навигационного периода, рода перевозимого груза, времени стоянки судна под грузовыми операциями в морском порту и на рейдовых стоянках и других условий эксплуатации судна (далее - условия эксплуатации судна) и графика работы на вахте.

15. Максимальная продолжительность работы членов экипажа судна между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.

16. В случаях отсутствия возможности смены членов экипажа судна в иностранных или российских арктических портах, задержки судна в рейсе, отсутствия транспортной доступности объектов инфраструктуры продолжительность работы на судне членов экипажа судна (всех или отдельных членов экипажа судна) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы большинства членов экипажей судов <4>, а при его отсутствии - с учетом мнения иного представительного органа членов экипажей судов <5> может быть увеличена до 180 календарных дней.

--------------------------------

<4> Статьи 30, 372 Трудового кодекса.

<5> Статья 31 Трудового кодекса.

17. На судах смешанного (река-море) плавания, не эксплуатирующихся в зимний период, максимальная продолжительность работы членов экипажа судна между двумя периодами отдыха на берегу определяется исходя из длительности навигационного периода.

18. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы на судне членов экипажа судна, включая время несения вахты (выполнения судовых работ), выполнения авральных и сверхурочных работ, работы за другого члена экипажа судна, а также работ, не входящих в круг прямых должностных обязанностей <6>, не может превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 Особенностей.

--------------------------------

<6> Статья 60.2 Трудового кодекса.

19. Для членов экипажа судна максимально допустимая продолжительность работы в течение 7 последовательных календарных дней не может превышать 72 часов, минимальная продолжительность отдыха должна составлять не менее 77 часов в течение 7 последовательных календарных дней.

20. Учения, учебные тревоги по борьбе с пожаром и тревоги по оставлению судна, а также учения, предписываемые национальными и международными требованиями, включаются в рабочее время и проводятся на судне по распоряжению капитана судна таким образом, чтобы свести к минимуму сокращение времени отдыха членов экипажа судна и не вызывать их чрезмерную усталость.

21. Продолжительность несения вахт (выполнения судовых работ) членов экипажей судов в ночное время не сокращается.

22. На судах с круглосуточной работой для членов экипажа судна устанавливается трехсменный график работы на вахте. На судах, эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается односменный или двухсменный график работы на вахте.

23. В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна, наличия на судне жилых помещений, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, форм организации работы членов экипажа судна (закрепление за судами периодически сменяющих трех экипажей на два судна или двух экипажей на одно судно) допускается установление графиков работы на вахте продолжительностью свыше 8 часов, но не более 12 часов в сутки.

24. При длительных стоянках судна в морском порту сверх времени, необходимого для осуществления погрузочно-разгрузочных операций и (или) оказания услуг по обслуживанию судна, допускается установление работодателем или по его поручению капитаном судна для членов экипажа судна суточного дежурства.

25. Суточное дежурство устанавливается:

1) в случаях, когда это позволяют условия безопасной стоянки судна, отсутствует установленная судовладельцем судна необходимость обязательного несения трехвахтенной службы (не требуются перешвартовки судна, прекращаются или сводятся до небольших объемов судовые, ремонтные работы и грузовые операции в вечернее и ночное время) и члены экипажа судна имеют возможность при отсутствии работы во время несения суточного дежурства отдыхать в своей каюте;

2) в случае нахождения судна в ремонте, стоянки судна в ожидании ремонта или утилизации.

26. Для членов экипажей судов, осуществляющих операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся в акватории морского порта и на подходах к нему, объектах инфраструктуры морского порта (далее - суда портового флота), в которых климатические условия (арктические и замерзающие порты) и протяженность акватории морского порта не позволяют организовать сменную работу при продолжительности несения вахт (выполнения судовых работ), установленной пунктом 5 Особенностей, правилами внутреннего трудового распорядка на судне, коллективным договором (соглашением) <7> или иными локальными нормативными актами работодателя устанавливается продолжительность смены до 24 часов при соблюдении следующих условий:

--------------------------------

<7> Статья 45 Трудового кодекса.

1) работа судна осуществляется исключительно в акватории морского порта и на подходах к нему;

2) санитарно-бытовые условия и условия отдыха членов экипажей судов портового флота соответствуют санитарным правилам для морских судов;

3) ежедневная продолжительность рабочего времени при ходовом режиме судна не превышает 8 часов;

4) в течение смены членам экипажей судов предоставляются кратковременные периоды для отдыха и приема пищи в порядке, определяемом правилами внутреннего трудового распорядка на судне;

5) условия питания членов экипажей судов соответствуют условиям и нормам питания экипажей морских судов;

6) работодателем введен суммированный учет рабочего времени;

7) после окончания смены членам экипажей судов предоставляется непрерывный отдых, который должен быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующей отдыху рабочей смене.

27. Допускается привлечение членов экипажа судна с их письменного согласия в свободное от несения вахт (выполнения судовых работ) время к выполнению следующих работ, не входящих в круг их прямых должностных обязанностей:

1) грузовые работы (погрузка, разгрузка судна), осуществляемые членами экипажа судна;

2) подготовка грузовых помещений судна (очистка, мойка трюмов и танков);

3) крепление (раскрепление) груза;

4) счет груза (тальманство);

5) стирка постельного белья и специальной одежды;

6) ремонтные работы заводского характера, выполняемые членами экипажа судна с разрешения и под контролем технических служб работодателя;

7) выпечка хлеба;

8) работы по покраске судна.

Привлечение членов экипажей судов - работников пищеблока с их письменного согласия в свободное от выполнения судовых работ время к работам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, допускается, если это не влечет нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации.

28. В случае невозможности выполнения членом экипажа судна своих должностных обязанностей на судах допускается выполнение данных обязанностей другим членом экипажа судна в свободное от несения вахт (выполнения судовых работ) время.

В случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, выполнение обязанностей возлагается на членов экипажа судна, обладающих соответствующей подготовкой и квалификацией.

29. Порядок вызова члена экипажа судна для несения вахт (выполнения судовых работ) в случае, указанном в абзаце первом пункта 28 Особенностей, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка на судне. Продолжительность использованного ежедневного (межвахтенного) отдыха вызываемого члена экипажа судна не может быть менее 12 часов, предшествующая вызову вахта (судовые работы) не должна включать работу в ночное время.

30. Членам экипажа судна должно предоставляться время отдыха в соответствии с видами времени отдыха, установленными статьей 107 Трудового кодекса.

31. В течение рабочего дня члену экипажа судна должен быть предоставлен перерыв (перерывы) для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

32. Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка на судне.

33. Ежедневный (межвахтенный) отдых предоставляется членам экипажа судна в период между временем несения вахт (выполнения судовых работ).

34. Время ежедневного отдыха должно включать не более двух периодов отдыха в течение любых последовательных 24 часов, продолжительность одного из которых должна составлять не менее 6 часов непрерывного отдыха, а интервал между последовательными периодами отдыха не должен превышать 12 часов.

35. В случаях, предусмотренных пунктом 24 Особенностей, продолжительность отдыха, предоставленного после суточного дежурства, не может быть менее 48 часов.

36. В отдельных случаях, исходя из особенностей выполнения работы, допускается уменьшение продолжительности ежедневного отдыха до 12 часов с присоединением неиспользованной части отдыха к суммированным дням отдыха. Сокращение ежедневного отдыха до 12 часов после суточного дежурства допускается не более двух раз в неделю.

37. Дни еженедельного непрерывного отдыха, отдых в нерабочие праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха по письменному заявлению члена экипажа судна, согласованному с капитаном судна, допускается предоставлять в период работы на судне в порядке, установленном работодателем с учетом мнения представителей членов экипажа судна.

38. Часы работы члена экипажа судна сверх нормы рабочего времени при работе по установленному графику работы на вахте в рабочие и в предпраздничные дни, а также за работу в выходные и праздничные дни суммируются и предоставляются в виде оплачиваемых суммированных дней отдыха.

39. Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа судна за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, должно определяться делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику работы на вахте и нормой рабочего времени за этот же период на нормальную продолжительность рабочего дня, рассчитанную исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, установленной пунктом 5 Особенностей.

Допускается присоединение суммированных дней отдыха к ежегодному оплачиваемому отпуску и предоставление их в течение учетного периода.

40. Отпуска члену экипажа судна предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска исчисляется из расчета не менее 2,5 календарных дня за каждый месяц работы <8>.

--------------------------------

<8> Пункт 2 стандарта А2.4 Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве, ратифицированной Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 56-ФЗ "О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве". Вступила в силу для Российской Федерации 20 августа 2013 г.

41. Капитан судна или по его поручению уполномоченное лицо должен вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым членом экипажа судна.

42. Капитан судна или по его поручению уполномоченное лицо выдает копии учетных записей, заверенные капитаном судна или уполномоченным им лицом, и подписанных членом экипажа. На судах, осуществляющих международные рейсы, учет рабочего времени ведется на русском и английском языках.

43. Работы, выполнение которых требует вызова членов экипажа судна (всех или отдельных его членов) в помощь членам экипажа судна, несущим вахту (выполняющим судовые работы) (далее - аварийные и авральные работы на судне), производятся по распоряжению капитана судна в течение установленной и сверх установленной графиком работы на вахте продолжительности рабочего времени, являются обязательными для всех членов экипажа судна.

44. К аварийным работам на судне относятся:

1) работы по устранению аварийного состояния судна, повреждений и поломок корпуса, судовой силовой установки и судового оборудования во время плавания, препятствующих дальнейшему следованию судна до ближайшего морского порта, работы по спасанию людей, судна, судового имущества и груза, а также работы по оказанию помощи другим судам и людям, терпящим бедствие;

2) работы по снятию судна с мели;

3) работы по ликвидации пожаров на судне, а также на буксируемых и рядом стоящих судах;

4) работы, связанные с оставлением судна и эвакуацией пассажиров и экипажа судна;

5) работы по борьбе с оледенением корпуса судна;

6) работы по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

45. К авральным работам на суде относятся:

1) работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;

2) работы, связанные с входом судна в морской порт и выходом судна из морского порта, открытием и закрытием грузовых люков, подготовкой грузоподъемных устройств, постановкой и уборкой трапов и сходен, швартовкой судна, подъемом и отдачей якорей, постановкой и уборкой парусов;

3) работы по обеспечению выполнения портовых формальностей, связанных со входом судна в морской порт и выходом судна из морского порта;

4) работы по перестановке судна в пределах рейда или морского порта, за исключением судов, работающих исключительно в пределах рейдов или в портовых водах;

5) работы по установке и снятию землечерпательного каравана;

6) работы по прокладке, перекладке трубопровода рефулерного земснаряда;

7) работы, вызванные штормовой погодой, включающие в себя дополнительное крепление судового имущества и груза, постановку и уборку парусов и тентов, дополнительную подачу швартовых концов, перевод судна в безопасное место.

46. Авральные и аварийные работы на судне, выполняемые членами экипажа судна сверх установленной графиком работы на вахте продолжительности рабочего времени, включаются в табель учета рабочего времени.

47. Капитан судна вправе требовать от членов экипажа судна, чтобы они работали необходимое количество часов для обеспечения безопасности судна, людей, находящихся на борту судна, или груза, а также для оказания помощи другим судам или людям, терпящим бедствие в море.

В случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, допускается приостановление капитаном судна действия графика работы на вахте и требование от членов экипажа судна отработки необходимого количества часов до завершения аварийных или авральных работ на судне. После окончания аварийных или авральных работ на судне капитан судна исходя из обеспечения безопасности судна должен предоставить членам экипажа судна отдых, соразмерный с продолжительностью времени работы членов экипажа судна в период аварийных или авральных работ на судне.