постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 мая 2025 г. N 773
1. Настоящие Правила устанавливают порядок оказания иных обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности услуг, в том числе услуг в отношении ручной клади, багажа, грузобагажа (далее - услуги).
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"грузобагаж" - любой предмет или любая автомашина, перевозка которых осуществляется перевозчиком отдельно от пассажира по договору морской перевозки груза;
"исполнитель" - оператор морского терминала для обслуживания пассажиров (далее - морской терминал), а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги;
"потребитель" - физическое лицо, в том числе пассажир, которому оказываются услуги;
"ручная кладь" - каютный багаж в значении, определенном в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.
Понятия "пассажир" и "багаж" используются в значениях, определенных в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.
3. При оказании услуг потребителям предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты услуг.
В соответствии с законодательством Российской Федерации для отдельных категорий потребителей может быть предусмотрено предоставление льгот и преимуществ.
Размер платы за услуги, оказываемые субъектами естественных монополий в морском порту, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Размер платы за услуги, не относящиеся к сфере естественных монополий, определяется на основании договоров об оказании этих услуг.
а) соблюдать общественный порядок в морском порту;
в) соблюдать при нахождении в морском порту требования, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе связанные с осуществлением пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
5. Потребитель имеет права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе право:
а) на получение от исполнителя достоверной и полной информации об услугах и об их исполнителе;
б) на оказание исполнителем услуг надлежащего качества.
6. Исполнитель должен обеспечить:
а) качественное обслуживание потребителей при оказании услуг;
б) своевременное информирование потребителей об изменениях сроков, стоимости и качества оказываемых услуг в соответствии с требованиями законодательства в области защиты прав потребителей.
7. Безопасность потребителей в период нахождения в морском терминале обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
а) временно прекратить или ограничить предварительную продажу перевозочных документов (билетов), своевременно разместив информацию о прекращении или об ограничении продажи перевозочных документов (билетов) на стендах расписаний, информационных табло и (или) в иных информационных системах в соответствии с требованиями законодательства в области защиты прав потребителей;
б) приостановить или отменить оказание услуг, если такие действия будут необходимы:
вследствие стихийного бедствия, неблагоприятных метеорологических и санитарно-эпидемиологических условий в морском порту, а также других явлений, угрожающих жизни и здоровью потребителей;
в целях предотвращения распространения инфекционных болезней;
для выполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации требований органов государственной власти.
9. В морском терминале потребителю допускается оказание следующих услуг:
а) хранение вещей в порядке, предусмотренном пунктами 12 - 19 настоящих Правил;
б) продажа перевозочных документов (билетов) при наличии свободных мест на морских судах до указанных пассажирами пунктов назначения, предусмотренных расписанием движения морских судов;
в) перемещение ручной клади, багажа и грузобагажа;
г) предоставление потребителям следующей информации с помощью средств громкоговорящей связи и информационного табло:
о расписании движения морских пассажирских и грузопассажирских судов;
о времени отправления и прибытия морских судов (оперативная текущая информация);
о месте, времени начала и окончания посадки пассажиров на морское судно;
о задержке или об отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса;
д) предоставление потребителям следующей информации с помощью информационных стендов, справочного бюро и иных средств:
о сроках продажи перевозочных документов (билетов);
о перечне предметов и вещей, запрещенных для перевозки и хранения в качестве ручной клади, багажа и грузобагажа;
о месте нахождения комнат матери и ребенка и порядке пользования ими;
о способе проезда из морского порта, находящегося за пределами населенного пункта, различными видами транспорта до ближайшего населенного пункта;
об общих правилах соблюдения пассажирами требований, связанных с пограничным, таможенным и иными видами контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
о режиме работы пунктов по продаже перевозочных документов (билетов), камер хранения;
о перечне категорий граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются льготы и преимущества при проезде на морском транспорте;
о договоре (договорах) обязательного и (или) добровольного страхования (номер, дата заключения, срок действия) и страховщике (страховщиках) (наименование, адрес в пределах места нахождения, почтовый адрес, номер телефона);
об исполнителе (полное и (или) сокращенное (при наличии) наименование, организационно-правовая форма, адрес в пределах места нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, адрес регистрации по месту жительства - для индивидуального предпринимателя; полное и (или) сокращенное (при наличии) наименование, страна регистрации, наименование регистрирующего органа, регистрационный номер (иной идентификатор) в стране регистрации или его аналог (при наличии), номер телефона и адрес электронной почты (при наличии) - для иностранного юридического лица);
о перечне и стоимости выполняемых исполнителем работ и оказываемых исполнителем услуг;
о номере лицензии исполнителя, сроке ее действия, наименовании органа, выдавшего лицензию, если деятельность исполнителя подлежит лицензированию;
о порядке возврата перевозочных документов (билетов).
10. Исполнитель вправе оказывать иные услуги, а также самостоятельно устанавливать правила оказания услуг, соответствующие настоящим Правилам и не ухудшающие уровень обслуживания потребителей.
11. Для информирования потребителей в морских портах используются автоматизированные системы, справочные бюро, средства громкоговорящей связи и иные средства и носители информации, обеспечивающие своевременность и достоверность доведения необходимой информации до потребителей.
12. Прием вещей на хранение, за исключением вещей, сдаваемых в автоматические камеры хранения, удостоверяется выдачей багажной квитанции, по предъявлении которой вещи выдаются потребителю.
13. В случае утраты багажной квитанции вещи выдаются пассажиру на основании письменного заявления и предъявления документов, удостоверяющих личность пассажира, и билета, оформленного в электронной или бумажной форме.
В случае утраты багажной квитанции вещи выдаются потребителю, не являющемуся пассажиром, на основании письменного заявления такого потребителя, предъявления документов, удостоверяющих личность такого потребителя, и представления доказательств о принадлежности ему этих вещей.
14. При сдаче пассажиром вещей в камеру хранения срок хранения вещей не может превышать 5 календарных дней со дня приема исполнителем вещей на хранение, если более длительный срок хранения не установлен соглашением между пассажиром и владельцем пассажирской инфраструктуры.
15. При объявлении пассажиром ценности вещей, сдаваемых на хранение, исполнитель имеет право осмотреть их в присутствии владельца сдаваемых на хранение вещей для осуществления оценки объявленной ценности.
В случае возражения пассажира против осмотра вещей, сдаваемых на хранение, либо несогласия исполнителя с суммой объявленной ценности вещей и отсутствия договоренности о ее размере исполнитель имеет право отказать в приеме вещей на хранение.
16. Не допускается сдача на хранение денег, ценных бумаг, а также других ценностей и документов при отсутствии у исполнителя специализированной камеры хранения для таких предметов.
17. Не допускается сдача на хранение животных, птиц, насекомых, рыб, огнестрельного оружия, зловонных, взрывчатых, огнеопасных, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов.
18. При порче или пропаже вещей, сданных в камеру хранения, в том числе в автоматическую камеру хранения, исполнителем составляется акт с указанием данных о потребителе (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер билета (для пассажира), номер багажной квитанции) и обстоятельств порчи или пропажи вещей.
Исполнитель должен выплатить потребителю сумму объявленной ценности пропавших или поврежденных вещей, сданных в камеру хранения.
19. В автоматическую камеру хранения вещи помещаются потребителем.
Правила эксплуатации автоматической камеры хранения размещаются на каждой автоматической камере хранения.
20. До предъявления иска к исполнителю в случае отказа в оказании услуг, несвоевременного их оказания или оказания услуг ненадлежащего качества, а также утраты, недостачи или повреждения (порчи) ручной клади, багажа, грузобагажа, произошедших в период их хранения в камере хранения, потребителем может быть предъявлена претензия в письменной форме, в которой указываются следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
б) данные документа, удостоверяющего личность заявителя;
в) адрес, по которому направляется ответ на претензию;
г) основание для предъявления претензии;
д) перечень прилагаемых к претензии документов.
21. К претензии прилагаются документы, подтверждающие право потребителя на предъявление претензии.
В случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) вещей в период их хранения в камере хранения потребитель представляет исполнителю претензию, акт, подтверждающий факт порчи или пропажи вещей, квитанцию о приеме вещей на хранение.
22. Исполнитель обязан рассмотреть полученную претензию и уведомить в письменной форме о результатах ее рассмотрения заявителя в течение 30 календарных дней со дня получения претензии.
При частичном удовлетворении или отклонении претензии исполнитель должен указать в уведомлении основания принятого решения. С уведомлением о частичном удовлетворении или об отклонении претензии заявителю должны быть возвращены представленные при ее предъявлении документы.
В случае удовлетворения исполнителем претензии средства в счет возмещаемого ущерба по просьбе заявителя направляются по указанному им адресу или выдаются ему лично в руки по месту нахождения исполнителя.
23. Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации об услуге, несет в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей ответственность за недостатки оказанной услуги, выявленные после ее оказания потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации об услуге потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
24. Запрещается для выполнения одних услуг ставить условие об обязательном приобретении иных услуг. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его прав на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме.
25. Потребитель вправе обжаловать в судебном порядке решения и действия (бездействие) исполнителя.
Исполнитель освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.
26. За нарушение прав потребителей, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875