3.1. Двигательная активность и ее роль в развитии и формировании здоровья детей

Широкая распространенность гипокинезии и сидячего образа жизни связаны с возросшим объемом учебной нагрузки, широким внедрением электронных средств обучения, приоритетом двигательно-неактивных форм досуга, слабым вовлечением в занятия физической культурой и спортом. Оценка суточного бюджета времени учащихся 1 - 11-х классов выявила дефицит ночного сна и пребывания на свежем воздухе при минимальном количестве времени, отведенном на занятия физкультурой и спортом. Исследования показывают, что независимо от места проживания и материального состояния семьи преимущественным видом досуга является просмотр телевизора и занятия, связанные с использованием компьютеров, планшетов, мобильных телефонов и других гаджетов. Так, уже первоклассники проводят от одного до двух с половиной часов ежедневно за просмотром телевизионных передач при установленной гигиенической норме - 1 час 2 - 3 раза в неделю.

Двигательная активность (ДА) большинства детей ограничена уроками физической культуры в школе. При этом из-за низкого уровня состояния здоровья около 1 миллиона школьников полностью освобождены от занятий физической культурой. Дополнительно физической культурой и спортом занимается незначительное количество обучающихся. Такой распорядок дня остается у большинства детей в выходные дни и в каникулярное время, что свидетельствует о нерациональной организации их жизнедеятельности.

При оценке характера ДА школьников по мониторингу ЧСС в течение дня американские ученые выявили, что максимальная ДА детей приходится на время игр на свежем воздухе, когда отмечалось наибольшее количество движений средней интенсивности в течение учебного дня.

У девочек по сравнению с мальчиками выявляется достоверно более низкий уровень ДА, что может служить причиной затруднения адаптации девочек к физическим нагрузкам.

Отмечается также более низкий уровень ДА детей из семей с низким социальным статусом. При этом уровень ДА у мальчиков из семей с низким социальным статусом выше, чем у девочек из семей с высоким социальным статусом.

В связи с формированием в последние годы сидячего образа жизни многими учеными мира изучается влияние ДА на психическое здоровье детей, жировой обмен, иммунную, костную, дыхательную, сердечно-сосудистую системы. Отмечено, что снижение ДА, малоподвижный образ жизни детей школьного возраста являются факторами риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и ожирения. Доказано также развитие метаболического синдрома и ожирения у школьников, имевших малоподвижный образ жизни в сочетании с избыточным питанием.

В последние годы многими исследователями установлено положительное влияние ДА на увеличение минеральной плотности костной ткани. В детском возрасте происходит постоянный линейный рост наряду со значительными метаболическими изменениями в костной ткани, приводящими к росту кости в длину, увеличению ее диаметра, нарастанию костной массы. Костная масса накапливается, по мнению разных исследователей, до 20 - 25-летнего возраста, и наиболее интенсивно этот процесс происходит в детском возрасте и в период пубертата. Оптимальный для детского организма двигательный режим способствует нормальному формированию костной ткани и увеличению костной массы. Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют увеличению мышечной массы.

Установлено положительное влияние ДА на состояние психического здоровья школьников. ДА помогает поддержанию жизненного тонуса, выработке умения преодолевать препятствия на жизненном пути, так как вырабатываются психическая устойчивость и сила воли. Доказано положительное влияние ДА на иммунную систему детей.

Современными исследованиями доказано, что в существующей традиционной практике школьного обучения ДА занимает только 10 - 18% общего времени. Существующий двигательный режим в школе не обеспечивает физиологической потребности растущего организма в движении. Кроме того довольно часто отмечается негативное отношение обучающихся к уроку физической культуры - более 60% из них отмечают необходимость внесения изменений в их форму и структуру. Более 70% учащихся X - XI классов считают, что за годы обучения в школе они не получили необходимых знаний и умений для самостоятельных занятий физической активностью.

Хорошим временем для восполнения дефицита ДА является каникулярное время, особенно во время пребывания в организациях отдыха и оздоровления детей.