5.1. Развитие двигательных качеств, двигательных навыков и умений у детей

Важной характеристикой физического развития детей является уровень их моторного развития, поэтому особое внимание в период отдыха и оздоровления необходимо уделять целенаправленной работе по формированию двигательных качеств, двигательных навыков и умений.

Развитию ловкости и координации движений, зрительно-моторной координации способствует обучение детей метанию в горизонтальную и вертикальную цель, умению забить мяч в ворота, "жонглировать" мячом, многократно отбивая его ногой. Для девочек представляют большой интерес занятия с обручем (вращение, прыжки через обруч). В помещении и на открытом воздухе желательно организовать игру в настольный теннис.

Для развития динамической моторной координации и сенсорной интеграции используется "челночный" бег, бег змейкой, бег "восьмеркой", разнообразные прыжки, эстафеты с мячом, со скакалкой и др.

Прыжки через скакалку обеспечивают формирование не только скоростно-силовых качеств, выносливости, но и развитие координационных способностей, функции динамического равновесия, способности управлять темпом движения. Владение скакалкой включает в себя прыжки на двух и на одной ноге на месте и в движении. Скакалку, сложенную вдвое или вчетверо, можно использовать при выполнении общеразвивающих упражнений.

Для совершенствования психомоторного развития детей целесообразно использовать физические упражнения, способствующие формированию функции статического и динамического равновесия: сохранение равновесия, стоя на одной ноге (упражнения "Аист", "Ласточка"); прыжки на одной ноге с продвижением вперед с сохранением прямолинейности движения; игра в "классики"; хождение по напольному бревну (буму).

О сформированности двигательных навыков и умений свидетельствует освоение детьми езды на велосипеде, катания на роликах, умение плавать. Умение плавать является жизненно необходимым двигательным умением. Занятия плаванием благоприятно влияют на общее развитие ребенка, способствуя его гармонизации; укрепляют костно-мышечную систему, предупреждают нарушение осанки; повышают функциональные возможности организма, оказывая тренирующий эффект на кардиореспираторную систему; способствуют закаливанию организма. Медицинскому персоналу необходимо строго контролировать соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации купания детей в открытых водоемах и в бассейне, неукоснительно соблюдать правила безопасности.

Следует уделять особое внимание организации подвижных игр, так как они считаются действенным средством развития двигательных способностей, совершенствования двигательных навыков, способствуют развитию воображения, внимания, ориентации в пространстве. В игре дети обучаются умению работать в команде, взаимовыручке. Участие в подвижных играх вызывает положительные эмоции, повышает мотивацию к занятиям физической культурой. С учетом интереса детей рекомендуется организовывать спортивные игры: волейбол (для младших школьников - перебрасывание - ловля мяча через сетку), баскетбол, футбол, бадминтон. Для развития ловкости и координации движений в режиме дня желательно проводить подвижные игры ("салки", "ловишки", "классики", серсо, кегли).

Для развития мелкой моторики рекомендуется организовывать кружки оригами, вязания, вышивания, лепки, моделирования.