5.2. Дифференцированный подход к организации физического воспитания детей с отклонениями физического развития (с дефицитом и избытком массы тела)

Физическое развитие является одним из главных критериев здоровья детей и подростков, показателем социально-экономического благополучия. Как правило, дисгармоничное физическое развитие за счет избытка или дефицита массы тела обусловлено отсутствием рационального двигательного режима и рационального питания. Эффективность занятий физической культурой и спортом зависит от эмоционального настроя детей, наличия у них мотивации к занятиям, поэтому велика роль просветительской работы среди детей и их родителей.

Избыток массы тела часто встречается у детей, ведущих малоподвижный образ жизни. Вместо активных занятий физической культурой и спортом они предпочитают занятия с преобладанием статической нагрузки; у них часто отсутствует мотивация к участию в подвижных играх, самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Для таких детей характерно снижение показателей физической подготовленности (снижение уровня развития скоростных качеств, выносливости), снижение физической работоспособности.

Основой гармонизации физического развития детей средствами физического воспитания является оптимизация двигательного режима, предусматривающая регулярность физических нагрузок, адекватных функциональному состоянию организма с учетом наличия хронических заболеваний и функциональных отклонений. Важное значение имеет общая физическая подготовка. Общеразвивающие упражнения подбираются комплексно для различных мышечных групп и выполняются в умеренном темпе с включением дыхательной гимнастики и упражнений на релаксацию. Рекомендуемые организованные формы двигательной деятельности: утренняя гимнастика, занятия в группе общей физической подготовки, подвижные спортивные игры, занятия ритмикой, продолжительные пешие прогулки, купание в водоемах (при отсутствии медицинских противопоказаний), физкультурно-спортивные праздники, досуги. При этом следует иметь в виду, что энергозатраты увеличиваются в 3 - 5 раз при проведении эстафет, подвижных спортивных игр (волейбол, баскетбол, ручной мяч, футбол), бега с максимальной скоростью, при интенсивных прыжках, поэтому требуется дифференцированный подход к занятиям физическими упражнениями и участию в играх высокой интенсивности.

Детям, имеющим избыток массы тела, рекомендуются подвижные игры умеренной интенсивности (бадминтон, кегли, серсо, элементы баскетбола).

Самостоятельно дети могут заниматься физической культурой на спортивных площадках, в том числе с использованием тренажеров. Полезны упражнения с обручем, с мячом, со скакалкой, танцевальные упражнения, езда на велосипеде. В помещении и на улице желательно создать условия для игры в настольный теннис.

У детей с отклонениями физического развития повышен риск возникновения нарушений костно-мышечной системы: нарушение осанки, деформации стопы (плоскостопие, плосковальгусная стопа), поэтому необходимо включать в организованные формы двигательной деятельности физические упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений костно-мышечной системы и обучать детей выполнять комплексы упражнений самостоятельно.

Детям с дисгармоничным физическим развитием из-за характерной для них слабости связочно-мышечного аппарата не рекомендуются акробатические упражнения, висы без опоры, упражнения на рукоходах.

Слабость мышц брюшного пресса, часто встречающаяся у детей как с дефицитом, так и с избытком массы тела, повышает риск возникновения грыжи. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса не должны быть с большой физической нагрузкой. Не рекомендуются следующие упражнения: упражнения "ножницы" и "уголок", многократно повторяющееся одновременное поднимание выпрямленных ног из положения лежа на спине в быстром темпе, многократно повторяющийся подъем туловища из положения лежа на спине в положение сидя, опускание и поднимание туловища из положения сидя на скамейке, опускание ног, согнутых в коленных суставах, вправо и влево до касания пола из положения лежа на спине.

Дети с дефицитом или с избытком массы тела нуждаются в регулярном медицинском контроле за переносимостью физических нагрузок. При появлении признаков выраженного утомления (значительное покраснение кожных покровов, выраженная потливость, одышка, тахикардия, проявления моторного возбуждения, жалобы на боли различной локализации, тошноту, головокружение) следует прекратить выполнение физических упражнений, участие в игре. После отдыха и восстановления организма необходимо оптимизировать физические нагрузки - снизить их по продолжительности и интенсивности.

Допуск к соревнованиям и сдаче норм ГТО детей с дисгармоничным физическим развитием за счет избытка или дефицита массы тела дается с учетом их состояния здоровья (наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений), функциональных возможностей организма и самочувствия. Следует провести общепринятую функциональную пробу с дозированной физической нагрузкой (20 приседаний за 30 секунд). Ребенок допускается при благоприятной реакции сердечно-сосудистой системы: увеличение частоты сердечных сокращений не более, чем на 50% от исходного уровня, увеличение систолического артериального давления не более 25 мм. рт. ст., снижение диастолического артериального давления не более 20 мм. рт.ст. или отсутствие его изменения, возвращение всех показателей к исходным значениям в течение 3-х минут.