4.1. Системные нарушения

4.1. Системные нарушения:

4.1.1. Нарушение пунктов 1, 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 9 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н), подпунктов 3, 4 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н (далее - Инструкция N 162н), пункта 7 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), пункта 2 Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее - Инструкция N 174н), пункта 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), пунктов 17 и 68 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н (далее - Федеральный стандарт N 256н), пункта 13 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концессионные соглашения", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 146н (далее - Федеральный стандарт N 146н).

В 9% проверенных объектов контроля не соблюден порядок применения плана счетов бюджетного учета, что привело к искажению показателей бюджетной отчетности в денежном измерении.

Например:

- отражение расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности по кредиту счета 302.11 "Расчеты по заработной плате" вместо применения счета 302.66 "Расчеты по социальному обеспечению", что привело к искажению бухгалтерской отчетности;

- не отражение в учете выставленной неустойки, что привело к искажению показателя бюджетной отчетности, содержащегося в Сведениях о дебиторской и кредиторской отчетности (ф. 0503169) по состоянию на 1 октября отчетного периода;

- не отражение на забалансовом счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" полученных банковских гарантий в рамках государственных контрактов, что повлекло искажение бюджетной отчетности (строки 100 Справок о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах Баланса государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730).

4.1.2. Нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 162, абзаца первого пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 6, частей 1, 3 статьи 9, части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 29 Федерального стандарта N 256н, пунктов 3 и 11 Инструкции N 157н, пункта 2 Инструкции N 162н, положений учетной политики.

В 8% проверенных объектов контроля осуществлялось несвоевременное отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете фактов хозяйственной жизни, не приведшее к недостоверности бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Например:

- несвоевременное отражение в бухгалтерском учете списания топлива по путевым листам;

- несвоевременное списание банковской гарантии с аналитического учета по забалансовому счету 10 "Обеспечение исполнения обязательств", а именно, следовало списать 31 июля 2022 года, а списано 30 декабря 2022 года.

4.1.3. Нарушение абзаца третьего пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5 части 3 статьи 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", абзаца второго пункта 32 Инструкции N 162н.

В 6% проверенных объектов контроля не соблюдался порядок применения плана счетов бюджетного (бухгалтерского) учета, а также порядок отражения операций по исполнению бюджета.

Например:

- не отражены расчеты по суммам неустойки, начисленной за просрочку исполнения контракта, на соответствующем балансовом счете 209.41 "Расчеты по доходам от штрафных санкций";

- отражены авансовые платежи на счете 302.00 "Расчеты по принятым обязательствам" вместо предусмотренных субсчетов счета 206.00 "Расчеты по выданным авансам";

- отражены продукты питания на счете 105.36 "Прочие материальные запасы", вместо необходимого счета 105.32 "Продукты питания".

4.1.4. Нарушение пунктов 1, 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 11 Инструкции N 157н, иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к регистрам бухгалтерского учета.

В 5% проверенных объектов контроля установлено нарушение требований, предъявляемых к формированию регистра бюджетного (бухгалтерского) учета, в том числе отсутствие регистров бюджетного (бухгалтерского) учета.

Например:

в инвентарных карточках учета нефинансовых активов (ф. 0504031) не отражены:

- сведения об объектах основных средств в разделе 5 "Краткая индивидуальная характеристика объекта";

- информация о капитальном ремонте.

4.1.5. Нарушение пункта 5 статьи 162, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 79 Федерального стандарта N 256н, пунктов 1.3 и 1.9 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Приказ N 49).

В 4% проверенных объектов установлено несоответствие фактического наличия материальных ценностей данным бухгалтерского учета.

Например:

- в ходе выборочной инвентаризации материальных запасов установлены излишки, в том числе лекарственных средств по 21 наименованию в количестве 107,50 единицы (упаковок, флаконов) и запасных частей по 5 наименованиям в количестве 54 единиц (штук).

4.1.6. Нарушение пунктов 1, 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 и 2 статьи 8 Федерального закона N 402-ФЗ, подпункта б) пункта 9 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 274н.

В 3% проверенных объектов установлено нарушение требований организации ведения бухгалтерского учета.

Например:

- в учетной политике объекта контроля, утвержденной приказом объекта контроля, отсутствовали применяемые в бюджетном учете объекта контроля счета для ведения синтетического и аналитического учета.

4.1.7. Нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 162, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 4 и 5 статьи 10, статьи 11 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктов 2.8 и 2.10 Приказа N 49.

В 4% проверенных объектов контроля нарушены общие правила проведения инвентаризации активов и обязательств, установленные Приказом N 49.

Например:

- непроведение инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2023 год;

- в инвентаризационных описях по объектам нефинансовых активов, оформленных по результатам инвентаризации в 2022 и 2023 годах, имеют место помарки и подчистки, исправления не подписаны членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами, не прочеркнуты незаполненные строки, а также инвентаризационные описи не подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии.

4.1.8. Нарушение части 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ.

В 8% проверенных объектов контроля установлено отсутствие обязательных реквизитов в первичных учетных документах.

Например:

- в карточках-справках (ф. 0504417) за 2022 и 2023 годы не содержатся сведения о квалификации, образовании, трудовом стаже, дате трудоустройства и использованных отпусках, а также отсутствуют обязательные реквизиты: даты заполнения, подписи и расшифровки подписей ответственных лиц.